kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рельеф дна Мирового океана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного урока соответствует школьной программе и возрастным особенностям учащихся 6 класса.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

  • материковая отмель (шельф),
  • материковый склон,
  • ложе океана,
  • срединно-океанический хребет,
  • глубоководная впадина (желоб),
  • котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рельеф дна Мирового океана »

Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана" в 5-м классе по географии»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

  • материковая отмель (шельф),

  • материковый склон,

  • ложе океана,

  • срединно-океанический хребет,

  • глубоководная впадина (желоб),

  • котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.

ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ

УчительНа предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

На доске перед учащимися открывается опорная схема “Рельеф суши” Приложение1.

Дети. Озвучивают схему

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель.

Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)

Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения.

Дети. Делают свой выбор и обосновывают его.

Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение

На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана 

и опорная схема, “Рельеф дна Мирового океана” Приложение 2. которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.

ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)

Учитель.

На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфо) иматериковый склон.

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб - Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /

Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)

На доске сложилась опорная схема-конспект изложенного на уроке изученного материала. Приложение 2.

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

Озвучивают схему.

ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2)

ІV. Закрепление нового материала

ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.70% ложе океана занимают: а) котловины; б) желоба; в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это: а) материковый склон; б) срединно-океанические хребты; в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это: а) ложе океана; б) материковый склон; в) шельф.

4. Самые глубокие участки мирового океана – это: а) желоба; б) материковый склон;

в) котловины.

5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется: а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб; в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются: а) на ложе океана;

б) в желобах; в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., и 60 з. д.: а) материковая отмель (шельф); б) срединно-океанический хребет; в) желоб.

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

В

А

Б

В

А

V. Домашнее задание. (Дифференцированное)

ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

1 уровень – прочитать § 22 (учебник Т.П. Герасимова) , нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.

2 уровень - прочитать § 22. Определить ФГП Срединно-Атлантического хребта по плану описания ФГП гор.

3 уровень – прочитать § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рельеф дна Мирового океана

Автор: Перешивкина Наталья Федоровна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Открытый урок на тему: "Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-na-tiemu-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "117661"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412865578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект по географии в 6 классе на тему: "Рельеф дна Мирового океана." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-po-ghieoghrafii-v-6-klassie-na-tiemu-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "144213"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418666487"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку "Рельеф дна Мирового океана" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-riel-ief-dna-mirovogho-okieana-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222216"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1436000853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "6 класс " Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(38) "6-klass-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "132269"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416319107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства