Рельеф дна Мирового Океана.
Цель урока: сформировать общие представления о рельефе дна Мирового океана.
Задачи:
- обучающие
- сформировать понятия «шельф», «материковый склон», «ложе океана», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»;
- формировать знания о процессах, образующие дно Мирового океана;
-развивающие
- развивать умение работать с физической картой и другими источниками знаний;
- развивать умение оперировать ранее полученными знаниями;
-воспитательные
- расширять кругозор детей;
- формировать научное мировоззрение
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).
Методы: беседа
Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер и мультимедийный проектор, атласы и учебники.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
Уплотненный опрос:
- 5 человек работают с тестами на листах
- 2 человека чертят схемы на доске (различия гор и равнин по высоте)
- опрос 3 человек по географической номенклатуре у доски
Выставление отметок по результатам проверки домашнего задания.
3. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим маленькое путешествие-исследование по дну Мирового океана. Даже в прошлом веке люди мало знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и оно имеет вот такие формы рельефа: отмель (шельф), котловины (ложе), склон, горы, хребты, желоба. Наша с вами цель исследования: выяснить – кто из них прав, и какой же все-таки рельеф дна океана (1,2 слайд – тема, цель: выяснить какие формы рельефа имеет дно океана, и описать их).
2. Краткое повторение и закрепление форм рельефа суши.
- Любое исследование начинается с подготовительных работ – надо выяснить, что нам уже известно о рельефе. Дайте ему определение. (3 слайд)
В настоящее время выделяют 3 части дна Мирового океана: (4 слайд)
- Подводная окраина материков (шельф)
- Переходная зона
- Ложе океана
4.Изучение нового материала.
- История изучения рельефа дна Мирового океана (5 слайд)
- Теперь нам надо познакомиться, какая техника и какое оборудование необходимы для исследования дна. На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (6 слайд – иллюстрации различных судов). Но как нам спуститься в воду? (7 слайд – изображение акваланга, портрет Ж.-И. Кусто).
- Во время исследований ведутся постоянные записи, поэтому с собой возьмем непромокаемую тетрадь, водонепроницаемую ручку. Откроем наш маршрут – атлас на карте «Дно Мирового океана». Надевайте гидрокостюмы и вперед в подводный мир океана.
- Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) Значит, это продолжение материка, и оно неглубоководное, мелкое – отмель (8 слайд – дно океана с отмелью). До какой глубины бывает отмель, и какой ширины хорошо видно по картам и снимкам. Что она из себя представляет? (Равнину.)
Сделаем вывод: что же такое материковая отмель (шельф) – это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.
Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды в шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, т.к. именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.
- Спускаемся дальше и видим резкий спуск вниз (8 слайд – дно океана со склоном, ложем, горами и островами). На что похож он? (На склон горы.) Это материковый склон. Посмотрим на карту и определим по шкале глубин его глубину.
Сделаем вывод: материковый склон (переходная зона) – это крутой спуск до глубины 2 – 3 км. Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит? Сделаем вывод: котловины (ложе океана) – это большие равнины глубиной до 7 км.
- Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы.) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова.) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит.
- Если вершины гор имеют линейно вытянутое положение, как они называются? (Хребты.) (9 слайд – дно океана со хребтом; физическая карта)
Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью более 60 тыс. км, высотой 3 – 4 км и на карте хорошо прослеживаются белесыми полосами.
- Что вы видите слева от хребтов (9 слайд – дно океана с желобом)? В сторону океана от дуги хребтов располагаются глубоководные желоба. Как они выглядят? (Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном.) По карте определите, какой глубины они бывают. (Более 6 км.) Самый глубокий на Земле желоб – Марианский, глубина 11 022 км (10 слайд – батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейтенант ВМФ США). (11 слайд)
- Но как образуются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально. Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится. Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С другого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.
- Что происходит при больших колебаниях плит? Как это будет называться в океане и что при этом возникают? (Моретрясение, цунами.) Давайте-ка, ребята, быстрее выбираться на сушу, что успеть спастись от цунами. (слайд 12)
4. Закрепление.
- Все успели выбраться на берег? Наше путешествие – исследование закончено. После любого исследования необходимо делать отчет – выводы.
(Если хватает время.) Попробуйте схематично отобразить в тетрадях все формы рельефа дна океана, подписав их. (слайд 13)
- Какое, ребята, исследование мы с вами провели? К какому выводу пришли?
Тест на проекционной доске Читаем вопросы и отвечаем на них.
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 14 - 18)
1.70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф.
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового
океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Ответы к тесту
1
2
3
4
5
6
7
А
Б
В
А
Б
В
А
5.Домашнее задание
§22;
Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.