карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения:
словесные (беседа, рассказ);
наглядные (демонстрация картин, географические карты, аппликация на доске);
практические (работа с книгой, с контурной картой).
МПС: литература.
Литература:
Герасимова Т. П. Физическая география. Учебу. для 6 кл.
Крылова О. В. Физическая география Учебн. для 6 кл.
Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.
Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 кл.
Энциклопедия по географии.
Журнал «География в школе».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос.
Задание на знание определений, понятий.
Игра – географическое лото.
III. Изучение нового материала.
Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет - не вытечет;
Бежит; бежит - не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый - конь.
-Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)
- Итак, открываем тетради, записываем тему.
РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА.
- Обратите внимание на картину художника «Большая вода» И. И. Левитана.
Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»
- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)
Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?
- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.
Один ученик работает у доски. На ней изображена река:
- Подпишите: приток, исток, устье, русло.
- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.
Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное, течение воды в русле.
Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.
Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.
Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.
- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная системa? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
- Где берет начало главная река? (В озере.)
- Где берет начало приток? (В горах - ледники.)
- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)
- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.
- Сколько всего притоков получилось? (Три.)
- Как их будем различать?
Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.
- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)
Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике. Посмотрите на притоки, берущие начало с гор и болота . Что вы можете сказать о них? (оба правые.)
У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба правые?)
- Один из них первого, порядка; а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот который впадает в приток первого порядка - второй.)
Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).
- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите, речную систему по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
4) Притоки I, II, III и, т. д. притоков.
Ответ:
1) Обь - главная река.
2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье Карское море.
3) Левый приток - Иртыш;
4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.
- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается, сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант -Енисея.
IV. Закрепление.
(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы,
омонимы.)
- Название, какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)
- Название, какой реки у тебя во рту? (Десна.)
- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве? (Прут.)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)
Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли.
(Лена – Луна)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина героя.
Но, если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей)
В Селенгу с буквой «д» впадаю,
И в Волгу с «с» я попадаю,
Но с «ф» я Белую теку.
(Уда - Уса - Уфа.)
- Немного отдохнули и вновь, принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.
V. Домашнее задание.
§.30 (1 пункт).
Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте.
1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?
2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
3.Название, какой реки у тебя во рту?
4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?
5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?
1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?
2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
3.Название, какой реки у тебя во рту?
4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?
5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?
6. Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли.
7.Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина героя.
Но, если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекою.
8. В Селенгу с буквой «д» впадаю,
И в Волгу с «с» я попадаю,
Но с «ф» я Белую теку.
Самоанализ урока
Урок на тему «Реки. Части реки. Речная система» был проведен в 6 «А» классе. Этот класс гимназический, дисциплинированный. Ребята отличаются повышенной познавательной активностью, работоспособностью.
Тема урока достаточно сложная для восприятия учащихся.
Целями данного урока были:
1. сформировать представление о реке, ее частях, частях речной
системы;
2. научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по географическим картам;
3.научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка;
4. развивать речь у учащихся;
5. формировать познавательный интерес.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока:
организационный;
проверка домашнего задания (географическое лото);
подготовка учащихся к сознательному усвоению знаний (отгадывание загадок, прослушивание стихотворений);
формирование новых знаний (основной этап урока, большая часть урока отводилась на изучение реки, ее частях, определять левые и правые притоки, измерять длину реки);
закрепление в виде работы с контурной картой;
информация по домашнему заданию;
подведение итогов урока.
Проверка домашнего задания проводилась в виде игры - географическое лото.
Подготовка детей к сознательному усвоению знаний, заинтересовать учащихся через отгадывание загадок, прослушивание творческого задания - стихотворений.
Я считаю, что цели урока достигнуты. Учащиеся получили представление о реке, ее частях, научились определять левые и правые притоки, притоки I, II порядка, измерять длину реки по географической карте.
На мой взгляд, на этом уроке я ничего бы не изменила.
На этом уроке, я считаю, были использованы все потенциальные возможности для обучения, воспитания и развития учащихся. Иллюстративного материала было достаточно.
Учащиеся расширили свои знания о реках; научились описывать речную систему по плану.