kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки. Речная система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе по теме "Реки. Части реки. Речная Система"

Просмотр содержимого документа
«Реки. Речная система.»


Тема: Реки. Части реки. Речная система.


Цели урока:

1. Формировать представление о реке, ее частях, частях речной

системы.

2. Учить измерять длину реки по географической карте;

3.Определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка.

4. Развивать речь у учащихся.

5. Формировать познавательный интерес.


Оборудование:

  1. демонстрационные таблицы «Реки, части реки»;

  2. карта полушарий, физическая карта России;

  3. карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «пойма», «русло».

  4. карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река.



Тип урока: объяснение нового материала.


Методы обучения:

  1. словесные (беседа, рассказ);

  2. наглядные (демонстрация картин, географические карты, аппликация на доске);

  3. практические (работа с книгой, с контурной картой).


МПС: литература.


Литература:

  1. Герасимова Т. П. Физическая география. Учебу. для 6 кл.

  2. Крылова О. В. Физическая география Учебн. для 6 кл.

  3. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.

  4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 кл.

  5. Энциклопедия по географии.

  6. Журнал «География в школе».






Ход урока:

I. Организационный момент.


II. Опрос.

Задание на знание определений, понятий.

Игра – географическое лото.


III. Изучение нового материала.


Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет;

Бежит; бежит - не выбежит.


Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.


Между гор, между дол

Бежит белый - конь.



-Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему.


РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА.


- Обратите внимание на картину художника «Большая вода» И. И. Левитана.

Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­нах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им

посвятили они.

(Проверить творческие задание, прослушать 2 произведения.)



Это могут быть:

О, Волга!.. колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасов.)




Нева всю ночь рвалась к морю…

и спорить стало ей невмочь...

...Но силой ветра от залива

Прегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)


- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни­ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети от­вечают, дают свои определения.)


Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб­нике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внима­ние на эту деталь определения?


- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре­ку, используя в рисунке составные части.



Один ученик работает у доски. На ней изображена река:








- Подпишите: приток, исток, устье, русло.







- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное, течение воды в русле.

Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­мa? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

- Где берет начало главная река? (В озере.)

- Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

- Сколько всего притоков получилось? (Три.)

- Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­вый.)


Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике. Посмотрите на притоки, берущие начало с гор и болота . Что вы можете сказать о них? (оба правые.)

У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба правые?)

- Один из них первого, порядка; а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот который впадает в приток первого порядка - второй.)



Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри­сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите, речную систему по плану:

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I, II, III и, т. д. притоков.


Ответ:

1) Обь - главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье­ Карское море.

3) Левый приток - Иртыш;

4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.


- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается, сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по­мощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант -Енисея.

IV. Закрепление.

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы,

омонимы.)

- Название, какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога? (Яна.)

- Название, какой реки у тебя во рту? (Десна.)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве? (Прут.)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)


Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.

(Лена – Луна)


Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но, если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей)


В Селенгу с буквой «д» впадаю,

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда - Уса - Уфа.)


- Немного отдохнули и вновь, принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

V. Домашнее задание.

§.30 (1 пункт).

Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте.



































1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?

2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога?

3.Название, какой реки у тебя во рту?

4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?

5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?

6. Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.

7. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но, если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекою.

8. В Селенгу с буквой «д» впадаю,

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

_____________________________________________________________________


1. Название, какой реки состоит из предлога и цифры?

2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога?

3.Название, какой реки у тебя во рту?

4.Какую реку можно срезать ножом? Или: какая, река растет на дереве?

5.Какая река Западной Сибири носит название посуды?

6. Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.

7. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но, если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекою.

8. В Селенгу с буквой «д» впадаю,

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.











Самоанализ урока


Урок на тему «Реки. Части реки. Речная система» был проведен в 6 «А» классе. Этот класс гимназический, дисциплинированный. Ребята отличаются повышенной познавательной активностью, работоспособностью.

Тема урока достаточно сложная для восприятия учащихся.


Целями данного урока были:

1. сформировать представление о реке, ее частях, частях речной

системы;

2. научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по географическим картам;

3.научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка;

4. развивать речь у учащихся;

5. формировать познавательный интерес.


Тип урока: комбинированный урок.


Структура урока:

  1. организационный;

  2. проверка домашнего задания (географическое лото);

  3. подготовка учащихся к сознательному усвоению знаний (отгадывание загадок, прослушивание стихотворений);

  4. формирование новых знаний (основной этап урока, большая часть урока отводилась на изучение реки, ее частях, определять левые и правые притоки, измерять длину реки);

  5. закрепление в виде работы с контурной картой;

  6. информация по домашнему заданию;

  7. подведение итогов урока.


Проверка домашнего задания проводилась в виде игры - географическое лото.



Подготовка детей к сознательному усвоению знаний, заинтересовать учащихся через отгадывание загадок, прослушивание творческого задания - стихотворений.


Я считаю, что цели урока достигнуты. Учащиеся получили представление о реке, ее частях, научились определять левые и правые притоки, притоки I, II порядка, измерять длину реки по географической карте.

На мой взгляд, на этом уроке я ничего бы не изменила.

На этом уроке, я считаю, были использованы все потенциальные возможности для обучения, воспитания и развития учащихся. Иллюстративного материала было достаточно.

Учащиеся расширили свои знания о реках; научились описывать речную систему по плану.




  1. Вода, находящаяся в земной коре;

  2. Горные породы, пропускающие воду;

  3. Горные породы, не пропускающие воду;

  4. Слой, насыщенный водой;

  5. Вода в верхнем водоносном слое;

  6. Вода между двумя водоупорными пластами;

  7. Место выхода грунтовых вод на поверхность;

  8. Подземные воды, насыщенные газами;

  9. Самофонтанирующие подземные воды.

_______________________________________________________________




1.Вода, находящаяся в земной коре;

2.Горные породы, пропускающие воду;

3.Горные породы, не пропускающие воду;

4.Слой, насыщенный водой;

5.Вода в верхнем водоносном слое;

6.Вода между двумя водоупорными пластами;

7.Место выхода грунтовых вод на поверхность;

8.Подземные воды, насыщенные газами;

9.Самофонтанирующие подземные воды.

______________________________________________________________



1.Вода, находящаяся в земной коре;

2.Горные породы, пропускающие воду;

3.Горные породы, не пропускающие воду;

4.Слой, насыщенный водой;

5.Вода в верхнем водоносном слое;

6.Вода между двумя водоупорными пластами;

7.Место выхода грунтовых вод на поверхность;

8.Подземные воды, насыщенные газами;

9.Самофонтанирующие подземные воды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реки. Речная система.

Автор: Софронова Татьяна Геннадьевна

Дата: 06.10.2019

Номер свидетельства: 521793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тема урока: "Реки, как часть мирового круговорота воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-uroka-rieki-kak-chast-mirovogho-krughovorota-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "232824"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442928554"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка урока географии в 6 классе по теме "Реки" с использованием ЭОР. "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "174722"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424173691"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(9) "Реки "
    ["seo_title"] => string(5) "rieki"
    ["file_id"] => string(6) "137234"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417290501"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока на тему " Реки" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "172544"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423833214"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по географии "Реки" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "164265"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422619127"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства