1. | Организационный этап 1. Подготовка учащихся к работе на уроке, - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; - психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии 2. Отгадать загадку (формулировка темы урока) | | Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. | Готовятся к уроку Приветствуют учителя Воспринимают информацию, сообщаемую учителем . | 1-2 |
2. | Этап актуализации субъектного опыта учащихся 1. Мотивирование учения школьников, принятие ими целей урока. 2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | | Показ социальной и практической значимости изучаемого материала( рассказ учителя) Беседа. Что вы знаете о реках? Чем характеризуются все реки? Почему много поселений и городов построено на реках? | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Отвечают на вопросы учителя | 3 |
3. | Этап изучения новых знаний и способов деятельности 1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала: - существенных признаков понятий, законов, теорий. - правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовие усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3. Создание содержательных и организационных условий усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Река 6.Истоки устья рек 3.Каньон 4.Линия водопадов 5.Эстуарий 7.Ниагарский водопад 2.Дельта 8.Речная система Волги 9.Речная система Дуная | Знакомство с основными понятиями урока: река, речная долина, пойма, русло, речная система, исток, устье. Демонстрация ресурсов. 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5dc8cf2-6f3d-608b-5461-5ae904e60240/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28 6.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 Изучение поперечного профиля речной долины. Использование распечатанных ресурсов. Схематичное изображение в тетради с обозначением русла, поймы, склона. Изучение частей реки: исток, устье, правый / левый приток, пороги, водопады. Определение и обозначение их на географической карте. Демонстрация ресурсов. 6.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 2.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c3ec90b-b675-17df-d836-ddf54dc4b2c5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7- 8.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6461fb9b-1662-4cad-976c-314aeae6df17/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 9.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94ee84e7-0974-452f-add3-db84e8f84240/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 Сравнение равнинных и горных рек. Демонстрация ресурсов. Изучение порогов, водопадов. 2.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c3ec90b-b675-17df-d836-ddf54dc4b2c5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7- 3.- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/192bd87b-a93e-b583-252a-0eac0f7f3ea9/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28 4.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4411246b-a59c-00ad-1000-9f2bf40486df/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28 5.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa481df9-b622-3351-423b-ae4cf084ccd6/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28 Демонстрация ресурсов. 7.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf3540f6-94f2-4abf-be56-70f1b4da1c4f/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания: дают определения основным понятиям урока и записывают их в тетрадях. Выполняют схему речной долины и речной системы. Работа в парах по сравнению двух рек (горная / равнинная). | 15 |
4. | Этап закрепления изученного 1. Обеспечение закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 2. Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | | 1.Работа с картой мира. Нанесение на контурную карту водопадов: Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу. 2. Выполнение практической задания: дать характеристику реки по типовому плану (сначала индивидуальная работа по характеристике 1 реки, затем обсуждение в группах по 4 человека): План характеристики реки 1.Название реки 2.На каком материке находится 3.Местонахождение, устье, исток 4.Равнинная / горная 5.Притоки (левый / правый) 6. К бассейну какого океана относиться. 3.Работа с картой мира / России. Нанесение на контурную карту рек: 1. Мира: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Инд, Ганг, Днепр, Хуанхе, Янцзы 2.России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Амур, Дон. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Знакомятся с заданием и выполняют задания на контурной карте. Дают характеристику реки по типовому плану. Все учащиеся наносят реки России и мира на контурную карту. Название рек на экране. | 15 |
. | Этап обобщения и систематизации 1. Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний уч-ся. 2. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | 10.контрольные задания по теме "Реки" | Работа в парах, выполнение задания: задание на экране 1.Изобразите схематически реку и ее части (для образца используйте рисунок 131 в учебнике. 2. Демонстрация ресурсов 10. http://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.ht | 1.Знакомятся с заданием и выполняют задания в парах. 2. учащиеся отвечают на вопросы: что называется рекой?, Какие крупные реки мира вам известны?, Какие реки протекают в нашей местности? Ответить на вопросы теста. | 7 |
6. | Этап подведения итогов учебного занятия. Подведение итогов учебного занятия | | Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. Учащимся розданы сигнальные карточки – смайлики. Было интересно, всё понял Было интересно, но разобрался с помощью учителя Испытывал затруднения | Фиксируют выводы об усвоении материала с помощью сигнальных карт. | 3 |