kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии, где даны различные формы и методы работы учителя и учащихся.  Обращается внимание на самостоятельное усвоение материала обучающимися и самооценку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира»


Урок 17. Тема: Население России. Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Цели и задачи:

  1. Получить представление о формах расселения. Сформировать понятия «урбанизация», «городская агломерация».

  2. Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.

  3. Изучить историю процесса урбанизации в России, типологию городов, их функции.

  4. Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.

  5. Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

через знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

Оборудование: политико-административная карта (настенная), карта России, атласы.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.

Эпиграф к уроку: Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты — чарователь неустанный,

Ты — неслабеющий магнит.

поэт В. Брюсов

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

«Народы».

1. К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы?

2. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России.

3. Какой народ , живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится ?

4. Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение.

5. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России?

6. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории.?

7. У доски на политической карте 2 учащихся отмечают места проживания отдельных народов. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

Проблемное задание

Охарактеризовать   демографическую   ситуацию   в  России, мире.  Какие  тенденции можно  выявить? (Для выполнения данного задания учащиеся должны использовать статистический материал за несколько лет)

Усложним задачу , поставив перед учащимися еще один вопрос – назовите причины, способствующие развитию данной ситуации.

III. Мотивация познавательной деятельности учащихся

К данному уроку я поставила эпиграф. Что, по вашему мнению, означают слова, сказанные поэтом В.Брюсовым?

Город - это населённый пункт с населением 12 тыс. и более человек, большая часть которых не занята в сельскохозяйственных работах. Из истории вы знаете, что города возникли в глубокой древности как центры административной власти, торговли и ремесла, как военные укрепления. С развитием промышленности и транспорта многие из них стали транспортными узлами и торговыми центрами. И сегодня города играют важную роль в жизни общества и государства. Не случайно известный русский географ Н.Н.Баранский называл города «командным составом» территории страны.

  • Назовите древние города России (Казань, Владимир, Псков, Нижний Новгород…). Каковы причины их возникновения? Когда они возникли? Что вы о них знаете?

III. Изучение нового материала - рассказ учителя

Расселение населения:

Слово «расселение» имеет два значения:

1) процесс заселения территории;

2) результат этого процесса — совокупность населенных пунктов (термины «населенный пункт», «населенное место» и «поселение» используются как синонимы) на данной территории.

Расселение – это результат процесса заселения, то есть совокупность населенных пунктов.

- Какие вы знаете населенные пункты? Назовите 2 основные формы расселения (сельская и городская). Какая форма расселения появилась раньше и почему?

Вот и начнем мы с сельской формы расселения.

Формы сельского расселения:

деревни, села, аулы, станицы, селения, стойбища.

В 6-ти субъектах РФ сельское население значительно преобладает над городским (выделить в к/к с. 4-5) Самостоятельное исследование: Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия - почему в этих территориях преобладает сельское население?

Ещё раз о городской форме расселения.

- А что такое «город»? Назовите основные признаки, по которым населенный пункт может называться городом (ответы обучающихся).

1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций;

2) увеличивается плотность застройки, ее этажность;

3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными;

4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой;

5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.

  • Когда и где стали возникать города? (несколько тысяч лет назад на пересечении торговых и транспортных путей).

Город (в РФ) – населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.

- Только в России существует понятие «поселок городского типа».

ПГТ – населенный пункт, в котором проживает менее 12 тысяч, но свыше 3 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.

Назовем несколько старейших городов России.

Сообщение учащихся :

- Казань (1005 год); - Владимир (990 год) Владимир Мономах; - Брянск (985 год)

- Псков (903); - Смоленск (863). На пути из «Варяг в греки»

- Муром (862 год) Владимирская область

- Великий Новгород (859 год)

- Евпатория (497 год до н.э.). Крым

- Керчь (Крым)

- Дербент (2-4 тыс. до н.э. народами из Греции) Республика Дагестан. В переводе «Закрытые врата». Каспийские ворота. Входит в список Всемирного наследия Юнеско. Самый южный город России.

  • Назовите причины роста числа городов (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог, основание портов и т.п.).

Урбанизация – это процесс роста числа городов и распространения городского образа жизни.

Этот процесс начался много веков назад и продолжается в настоящее время, но не такими быстрыми темпами.

Ознакомимся с молодыми городами России.

Сообщение учащихся :

- Межгорье (Башкортостан); Агидель (Башкортостан);

- Лангепас ХМАО (между г. Сургут и Нижневартовск)

- Кедровый (Томская область); - Муравленко (ЯНАО)

- Покачи (ХМАО) – 1984

- Губкинский (ЯНАО) – 1986

- Полысаево (Кемеровская область, Кузбасс) -1989. Угледобывающий промышленный центр.

- Магас (Республика Ингушетия) 1995. Один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта РФ.

- Иннополис (Республика Татарстан, в 40 км. от Казани) – 2012. Наукоград

Доля городского населения в численности населения страны называется уровнем урбанизации.

В настоящее время в городах России сосредоточено 73% ее населения, т.е. уровень урбанизации составляет 73%. Однако в различных регионах страны соотношение городского и сельского населения отличается от среднего показателя. Самый высокий уровень урбанизации 92%, в Магаданской области (из-за суровых климатических условий население сконцентрировано в городах).

  • Задание :Определить долю городского населения, в разных экономических районах, используя карты атласа (по вариантам).

1/Определите уровень урбанизации Северного экономического района (с. 30), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.

Население – 4638 тыс. человек. В том числе: Городское - 3652 тыс. человек.

Составляем пропорцию:

4638000 – 100%

3652000 – х% 3652000 х 100 : 4638000 = 78,7%

2/Определите уровень урбанизации Северо-Кавказского экономического района (Европейский юг) (с. 36), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.

Население – 22099 тыс. человек. В том числе: Городское - 12112 тыс. человек.

Составляем пропорцию:

22099 000 – 100% 12112 000 – х% 12112 000 х 100 : 22099 000 = 54,8%

Виды городов.

Деление городов по численности населения и функциям, которые они выполняют.

Деление по численности населения (карта плотности населения)

Сообщение учащихся

Классификация городов по численности населения

  • малые – до 20 тысяч человек;

  • средние – до 100 тысяч человек;

  • большие – более 100 тысяч человек;

  • крупные – более 250 тысяч человек;

  • крупнейшие – более 500 тысяч человек;

  • города-миллионеры.

В настоящее время городов-миллионеров в России – 15.

На 1 января 2017 года:

Город

на 1 января 2017 года

на 1 января 2016 года

Динамика

%

Субъект РФ, в состав которого входит город

1

г. Москва

12 380 664

12 330 126

50 538

0.41

г. Москва

2

г. Санкт-Петербург

5 281 579

5 225 690

55 889

1.07

г. Санкт-Петербург

3

г. Новосибирск

1 602 915

1 584 138

18 777

1.19

Новосибирская обл.

4

г. Екатеринбург

1 455 514

1 444 439

11 075

0.77

Свердловская область

5

г. Нижний Новгород

1 261 666

1 266 871

- 5 205

-0.41

Нижегородская обл.

6

г. Казань

1 231 878

1 216 965

14 913

1.23

Республика Татарстан

7

г. Челябинск

1 198 858

1 191 994

6 864

0.58

Челябинская область

8

г. Омск

1 178 391

1 178 079

312

0.03

Омская область

9

г. Самара

1 169 719

1 170 910

- 1 191

-0.10

Самарская область

10

г. Ростов-на-Дону

1 125 299

1 119 875

5 424

0.48

Ростовская область

11

г. Уфа

1 115 560

1 110 976

4 584

0.41

Респ. Башкортостан

12

г. Красноярск

1 082 933

1 066 934

15 999

1.50

Красноярский край

13

г. Пермь

1 048 005

1 041 876

6 129

0.59

Пермский край

14

г. Воронеж

1 039 801

1 032 382

7 419

0.72

Воронежская область

15

г. Волгоград

1 015 586

1 016 137

- 551

-0.05

Волгоградская область

  • Задание : Отметить пунсонами на контурной карте города-миллионеры.

Крупные города обычно окружены малыми и средними городами. Такие объединения называют городские агломерации.

Агломерация – группа близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.

- Какими?

  • трудовыми (маятниковая миграция);

  • культурно-бытовыми (поездки на выставки, в театры, в магазины);

  • производственными (поставки сырья и материалов);

  • инфрастуктурными (совместное использование коммуникаций, сетей тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).

Функции городов:

Сообщение учащихся

1) градообслуживающие – это обслуживание населения города: транспорт, ЖКХ, сфера услуг, часть промышленности (хлебозаводы, кондитерские фабрики и т.д.)

2) градообразующие - виды деятельности, продукция (или услуги) которых идет «на сторону»: промышленность, внешний транспорт, строительство за пределами города и т.д.

Классификация городов по функциям

  • неофициальные столицы экономических районов (Санкт-Петербург, Н.Новгород, Новосибирск);

  • центры субъектов федерации (Уфа, Киров, Салехард);

  • промышленные центры (Магнитогорск, Электросталь, Нижний Тагил);

  • транспортные центры (порты: Тикси, Находка, Новороссийск);

  • наукограды (Дубна, Обнинск, Зеленоград)

  • туристические центры (Суздаль);

  • города-курорты (Сочи).

  • Как Вы думаете, городов с какими функциями больше? (Чаще города являются многофункциональными центрами, т.к. выполняют множество функций)

Рассмотрим таблицу:. «Изменение соотношения городского и сельского населения России за сто лет, в процентах»:

 

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2001

Все население

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

Городское

14,7

17,7

33,5

52,4

62,3

69,3

73,6

72,9

Сельское

85,3

82,3

66,5

47,6

37,7

30,7

26,4

27,1

Проанализировав данные таблицы обучающиеся делают вывод: была Россия сельской - стала городской. Назвать причины роста городского населения РФ.

Комментарий учителя. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году, менее 15% населения, проживавшего в современных границах России, было городским. Урбанизация, резко ускорившаяся с начала 1930-х годов, во многом искусственно форсированная, резко изменила это соотношение. К концу 1930-х годов в городских поселениях проживала уже треть россиян, в 1950-х - половина, а по данным последней советской переписи населения 1989 года - почти три четверти. Данные переписи 2002 года показали соотношение: 73% городское население, 27% - сельское.

Города повсеместно возникали при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому (у некоторых народов в ходе возникновения феодальных отношений.) Город всегда играл ведущую роль по отношению к деревне как экономический, политический и культурный центр.

IV. Проблемы сельского населения:

1.В России, как и в других странах мира, в сёлах проживает 10 - 20% населения. В половине из них нет школ, больниц, торговых центров и т.д. Вымирание и упадок грозит 30% таких сёл. Почему? Как решить эту проблему? Что бы вы предложили для сохранения этих сёл? Какие программы уже имеются в России для сохранения таких сёл?

2.Вторая проблема - это рынок труда и физическое выживание сельского населения. Уже сейчас во многих странах имеется спрос только на 30-40% населения, а в будущем он может ещё сокращаться за счёт введения новых трудосберегающих технологий. Как решить эту проблему? Как помочь селу? Как его «возрадить»?

V. Закрепление изученного: - «Населённые пункты».

1.какие населённые пункты считаются сельскими поселениями?.

2. Назовите города –миллионеры и покажите их на карте.

3. Какой населённый пункт считается городом?

4. Как менялись названия городов? Называю город, учащиеся говорят его второе название.

Самара(Куйбышев ), Санкт-Петербург(Ленинград,Петроград ), Ульяновск( Симбирск) Набережные Челны ( Брежнев), Владикавказ (Орджоникидзе), Волгоград(Сталинград,Царицын), Нижний Новгород(Горький),Екатеринбург(Свердловск), Ижевск (Устинов), Пермь(Молотов).

Есть ли проблемы в городах? Какие это проблемы?


Ответы на эти вопросы вам предстоит найти - это ваше домашнее задание.

Творческое задание: «Город будущего».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира

Автор: Даниленко Маргарита Алексеевна

Дата: 21.11.2021

Номер свидетельства: 592138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока на тему "Численность и воспроизводство населения мира""
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka_uroka_na_temu_chislennost_i_vosproizvodstvo_naseleniia_mira"
    ["file_id"] => string(6) "545588"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586169331"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока географии в 5 классе по теме "Путешествуем по Евразии""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-po-tiemie-putieshiestvuiem-po-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "304323"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457700667"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока географии по теме "Африка - материк коротких теней". "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-afrika-matierik-korotkikh-tieniei"
    ["file_id"] => string(6) "111843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407976410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства