Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира
Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира
Методическая разработка урока географии, где даны различные формы и методы работы учителя и учащихся. Обращается внимание на самостоятельное усвоение материала обучающимися и самооценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии 10 класса. Тема: Население мира»
Урок 17. Тема: Население России. Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Цели и задачи:
Получить представление о формах расселения. Сформировать понятия «урбанизация», «городская агломерация».
Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.
Изучить историю процесса урбанизации в России, типологию городов, их функции.
Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.
Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
через знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
Оборудование: политико-административная карта (настенная), карта России, атласы.
Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.
Эпиграф к уроку: Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.
поэт В. Брюсов
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
«Народы».
1. К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы?
2. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России.
3. Какой народ , живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится ?
4. Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение.
5. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России?
6. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории.?
7. У доски на политической карте 2 учащихся отмечают места проживания отдельных народов. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.
Проблемное задание
Охарактеризовать демографическую ситуацию в России, мире. Какие тенденции можно выявить? (Для выполнения данного задания учащиеся должны использовать статистический материал за несколько лет)
Усложним задачу , поставив перед учащимися еще один вопрос – назовите причины, способствующие развитию данной ситуации.
III. Мотивация познавательной деятельности учащихся
К данному уроку я поставила эпиграф. Что, по вашему мнению, означают слова, сказанные поэтом В.Брюсовым?
Город - это населённый пункт с населением 12 тыс. и более человек, большая часть которых не занята в сельскохозяйственных работах. Из истории вы знаете, что города возникли в глубокой древности как центры административной власти, торговли и ремесла, как военные укрепления. С развитием промышленности и транспорта многие из них стали транспортными узлами и торговыми центрами. И сегодня города играют важную роль в жизни общества и государства. Не случайно известный русский географ Н.Н.Баранский называл города «командным составом» территории страны.
Назовите древние города России (Казань, Владимир, Псков, Нижний Новгород…). Каковы причины их возникновения? Когда они возникли? Что вы о них знаете?
III. Изучение нового материала - рассказ учителя
Расселение населения:
Слово «расселение» имеет два значения:
1) процесс заселения территории;
2) результат этого процесса — совокупность населенных пунктов (термины «населенный пункт», «населенное место» и «поселение» используются как синонимы) на данной территории.
Расселение – это результат процесса заселения, то есть совокупность населенных пунктов.
- Какие вы знаете населенные пункты? Назовите 2 основные формы расселения (сельская и городская). Какая форма расселения появилась раньше и почему?
Вот и начнем мы с сельской формы расселения.
Формы сельского расселения:
деревни, села, аулы, станицы, селения, стойбища.
В 6-ти субъектах РФ сельское население значительно преобладает над городским (выделить в к/к с. 4-5) Самостоятельное исследование: Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия - почему в этих территориях преобладает сельское население?
Ещё раз о городской форме расселения.
- А что такое «город»? Назовите основные признаки, по которым населенный пункт может называться городом (ответы обучающихся).
1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций;
2) увеличивается плотность застройки, ее этажность;
3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными;
4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой;
5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.
Когда и где стали возникать города? (несколько тысяч лет назад на пересечении торговых и транспортных путей).
Город (в РФ) – населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
- Только в России существует понятие «поселок городского типа».
ПГТ – населенный пункт, в котором проживает менее 12 тысяч, но свыше 3 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
Назовем несколько старейших городов России.
Сообщение учащихся :
- Казань (1005 год); - Владимир (990 год) Владимир Мономах; - Брянск (985 год)
- Псков (903); - Смоленск (863). На пути из «Варяг в греки»
- Муром (862 год) Владимирская область
- Великий Новгород (859 год)
- Евпатория (497 год до н.э.). Крым
- Керчь (Крым)
- Дербент (2-4 тыс. до н.э. народами из Греции) Республика Дагестан. В переводе «Закрытые врата». Каспийские ворота. Входит в список Всемирного наследия Юнеско. Самый южный город России.
Назовите причины роста числа городов (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог, основание портов и т.п.).
Урбанизация – это процесс роста числа городов и распространения городского образа жизни.
Этот процесс начался много веков назад и продолжается в настоящее время, но не такими быстрыми темпами.
- Полысаево (Кемеровская область, Кузбасс) -1989. Угледобывающий промышленный центр.
- Магас (Республика Ингушетия) 1995. Один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта РФ.
- Иннополис (Республика Татарстан, в 40 км. от Казани) – 2012. Наукоград
Доля городского населения в численности населения страны называется уровнем урбанизации.
В настоящее время в городах России сосредоточено 73% ее населения, т.е. уровень урбанизации составляет 73%. Однако в различных регионах страны соотношение городского и сельского населения отличается от среднего показателя. Самый высокий уровень урбанизации 92%, в Магаданской области (из-за суровых климатических условий население сконцентрировано в городах).
Задание :Определить долю городского населения, в разных экономических районах, используя карты атласа (по вариантам).
1/Определите уровень урбанизации Северного экономического района (с. 30), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 4638 тыс. человек. В том числе: Городское - 3652 тыс. человек.
Составляем пропорцию:
4638000 – 100%
3652000 – х% 3652000 х 100 : 4638000 = 78,7%
2/Определите уровень урбанизации Северо-Кавказского экономического района (Европейский юг) (с. 36), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 22099 тыс. человек. В том числе: Городское - 12112 тыс. человек.
1) градообслуживающие – это обслуживание населения города: транспорт, ЖКХ, сфера услуг, часть промышленности (хлебозаводы, кондитерские фабрики и т.д.)
2) градообразующие - виды деятельности, продукция (или услуги) которых идет «на сторону»: промышленность, внешний транспорт, строительство за пределами города и т.д.
Классификация городов по функциям
неофициальные столицы экономических районов (Санкт-Петербург, Н.Новгород, Новосибирск);
центры субъектов федерации (Уфа, Киров, Салехард);
промышленные центры (Магнитогорск, Электросталь, Нижний Тагил);
Как Вы думаете, городов с какими функциями больше? (Чаще города являются многофункциональными центрами, т.к. выполняют множество функций)
Рассмотрим таблицу:. «Изменение соотношения городского и сельского населения России за сто лет, в процентах»:
1897
1926
1939
1959
1970
1979
1989
2001
Все население
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе:
Городское
14,7
17,7
33,5
52,4
62,3
69,3
73,6
72,9
Сельское
85,3
82,3
66,5
47,6
37,7
30,7
26,4
27,1
Проанализировав данные таблицы обучающиеся делают вывод: была Россия сельской - стала городской. Назвать причины роста городского населения РФ.
Комментарий учителя. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году, менее 15% населения, проживавшего в современных границах России, было городским. Урбанизация, резко ускорившаяся с начала 1930-х годов, во многом искусственно форсированная, резко изменила это соотношение. К концу 1930-х годов в городских поселениях проживала уже треть россиян, в 1950-х - половина, а по данным последней советской переписи населения 1989 года - почти три четверти. Данные переписи 2002 года показали соотношение: 73% городское население, 27% - сельское.
Города повсеместно возникали при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому (у некоторых народов в ходе возникновения феодальных отношений.) Город всегда играл ведущую роль по отношению к деревне как экономический, политический и культурный центр.
IV. Проблемы сельского населения:
1.В России, как и в других странах мира, в сёлах проживает 10 - 20% населения. В половине из них нет школ, больниц, торговых центров и т.д. Вымирание и упадок грозит 30% таких сёл. Почему? Как решить эту проблему? Что бы вы предложили для сохранения этих сёл? Какие программы уже имеются в России для сохранения таких сёл?
2.Вторая проблема - это рынок труда и физическое выживание сельского населения. Уже сейчас во многих странах имеется спрос только на 30-40% населения, а в будущем он может ещё сокращаться за счёт введения новых трудосберегающих технологий. Как решить эту проблему? Как помочь селу? Как его «возрадить»?
V. Закрепление изученного: - «Населённые пункты».
1.какие населённые пункты считаются сельскими поселениями?.
2. Назовите города –миллионеры и покажите их на карте.
3. Какой населённый пункт считается городом?
4. Как менялись названия городов? Называю город, учащиеся говорят его второе название.