Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Численность и воспроизводство населения мира"»
Министерство культуры Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»
РАЗРАБОТКА УРОКА
по географии
Тема "Численность и воспроизводство населения мира"
Кызыл, 2020г.
Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Типы воспроизводства. Демографическая политика.
Цель урок:
Образовательная: способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
Развивающая: развивать навыки работы с текстом, таблицами, статистическом материалом, умение пользоваться материалом из Интернета, уметь из изучаемого материалы выбирать главное и делать вывод.
Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, краеведческого материала, прививать интерес через работу в малых группах, работу с презентациями.
Оборудование: учебник, политическая карта мира, географические атласы, ПК, презентация, статистические материалы о численности населения мира.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний:
На какие направления подразделяется география как наука? Ответ учащегося - Физическая география и экономическая и социальная география.
Что является предметом изучения физической географии? - Природа.
Что является предметом изучения экономической и социальной географии? Хозяйство (экономика) и население.
Н. Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он. Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие. Итак, мы выяснили, что предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют.
- Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)
- С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)
3. Изучение нового материала:
Вспомните, что изучает демография?
Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения.
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. За 200 лет в мире было проведено более 2 тысяч переписей. И сейчас в мире, только в Омане и Катаре не проведены переписи.31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты, а чему равна численность населения в Республике Тыва? (более 350 тысяч человек), численность города Кызыла – 117904 чел.
На протяжении всей истории рост населения был медленным, а ускорение произошло только в ХХ веке. И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!
Учитель: Рост численности населения Земли отражён в таблице. (Слайд 4 )
Вывод:делают учащиеся - ускоряющие темпы роста населения наблюдаются в период новой истории
- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).
По таблице № 1, 2 которые лежат у вас на столе, мы можем увидеть, что за общемировыми показателями скрываются существенные различия между двумя основными группами стран. Какие это страны? – развитые иразвивающиеся. Проанализируйте эти таблицы, и скажите - в какие годы был особенно большой рост населения?
В каких частях земного шара население растет быстро? А в каких медленно?
Среднегодовые темпы прироста населения в мире, отдельных его регионах табл. 1
Регион
Среднегодовые темпы прироста, %
1950-1955
1965-1970
1995-2000
2000-2005
Весь мир
1,8
2,0
1,3
1,2
Развитые страны
1,2
1,1
0,4
0,2
Развивающиеся страны
2,0
2,5
1,6
1,5
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
1,0
1,9
2,2
1,7
0,7
2,4
2,6
1,1
0,0
1,4
2,4
0,9
-0,2
1,3
2,3
0,9
Мы уже сказали, что население в разных странах растет неодинаково, это объясняется различным характером его воспроизводства. Что такое воспроизводство населения?
Воспроизводство - это совокупность рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.
Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и умерших за определенный период времени.
Естественный прирост населения бывает положительный и отрицательный. Отрицательный естественный прирост – когда смертность выше рождаемости. ( см. табл. учебника – статистические приложения)
В чем причина такого естественного прироста? – причина в социально-экономических условиях.
Итак, отчего зависит смертность и рождаемость населения? - Учащиеся: на рождаемость влияют условия жизни людей, войны, болезни.
На смертность влияют питание, санитарно-гигиенические условия, развитие здравоохранения.
Различают два типа воспроизводства населения
"Формула» воспроизводства населения: Р – С = ЕП
В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику.
5 минуты
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Скажите, какую демографическую политику проводит Россия? Какие меры для этого предпринимаются? Учащиеся: Повысить рождаемость, создание предпосылок для повышения рождаемости (пособие на ребенка, родившим второго ребенка –453 тысячи 026 рублей ( эта сумма со временем индексируется), улучшение репродуктивного здоровья населения, и как следствие - увеличение продолжительности жизни.
Организация групповой самостоятельной работы учащихся
Ваш класс разбит на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку. С помощью учебника, карт атласа, дополнительного материала, используя статистическое приложение на. 398, каждой группе необходимо выполнить задания и через 5 минут каждая группа делает отчет по своей теме, а учащиеся дадут оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Задание: начать заполнение систематизирующих таблиц.
Блок 1. «Численность населения».
№ п\п
Вопросы
Варианты ответа
1.
Какова численность населения мира?
7 млр. человек
2.
На основе анализа рисунка 1, сделайте вывод о том как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить.
Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод о том, что численность население постоянно изменялась. Причем с 1600 года начинается резкое увеличение численности населения.
3.
Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре.
Перепись
4.
Какие проблемы связаны с ростом численности населения.
Нехватка воды, дефицит ресурсов др.
Блок 2. «Воспроизводство населения ».
№ п\п
Вопросы
Варианты ответа
1.
Демографические процессы: воспроизводство населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, демографический взрыв.
Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.
Рождаемость – количество родившихся на 1000 человек за 1 год.
Смертность – количество умерших на 1000 человек за 1 год.
Естественный прирост – разница между родившимися и умершими.
Демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения.
2.
Факторы, влияющие на демографические процессы
Социально- экономические: уровень жизни, материальные условия, рост городов; природные – чрезвычайные ситуации (цунами, землетрясения и т.д.); войны и.т.д.
Блок 3. «Типы воспроизводства населения ».
№ п\п
Вопросы
Варранты ответа
1.
Особенности I и II типов воспроизводства населения
I тип воспроизводства населения: низкая рождаемость, смертности естественного прироста.
II тип воспроизводства населения: высокая рождаемость, высокий естественный прирост, низкая смертность
2.
На основе анализа картосхем рисунок 2, сделать вывод о райoнах распространения I и II типов воспроизводства населения
I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны). II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, латинской Америки (развивающиеся страны).
3.
Раскройте понятие: демографическая зима и демографическая весна
Демографическая зима характеризуется высокой рождаемость и естественным приростом, низкий уровень смерти. Демографическая зима характеризуется резким снижение рождаемости, естественного прироста, высокая смертность.
4.
Теория демографического перехода
Теория демографического перехода – теория, которая объединяет последовательность смены демографических процессов.
Блок 4. «Демографическая ситуация в России».
№ п\п
Вопросы
Варианты ответа
1.
Численность населения России
По численности населения РФ занимает 9 место в мире – 138 млн. человек
2.
Демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост.
Высокая смертность, низкая рождаемость – естественная убыль населения.
4. Закрепление изученного материала.
- Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? Учащиеся: развитые
(Процессы воспроизводства населения).
- Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения.
(Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью).
Р – С = ЕП
Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения.
- Какие факторы влияют на рождаемость?
- Какие факторы влияют на смертность?
7. Домашнее задание
1) Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Латинская Америка, Зарубежная Европа, Северная Америка, Россия, Австралия)
2) Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.