Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География. 8 класс, АО «Издательство «Просвещение»,2019.
Изучить особенности рек России; совершенствовать умения самостоятельно устанавливать и объяснять проявление географических закономерностей в размещении рек России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу;
-воспитывать экологическое мышление.
фронтальная, индивидуальная, групповая.
мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя ( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время ( в мин.) |
1 | Организационный. Мотивации и целеполагание Цель этапа: обеспечить осознание основной цели урока | На рабочем столе ученика размещён перечень используемых на данном уроке ЭОР ( таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы Интернета | 1. Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся. Включает учащихся в деловой ритм. Создаёт эмоциональное настроение. Предлагает ознакомиться с перечнем ЭОР используемых на уроке, находившихся на столе учащихся ; 2. формулировка вместе с учащимися цели и задач изучения нового материала; 3.показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; Постановка перед учащимися учебной проблемы. | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Ученики концентрируют своё внимание на перечень ЭОР | 2 |
2 | Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка к построению нового способа действия | | Вступительное слово учителя о воде как основе жизни, значении воды. Определение исходного уровня знаний о внутренних водах. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Вспоминают и разъясняют смысл изученных ранее понятий по данной теме: «река», «исток», «устье», «речная система», «приток», «русло», «бассейн», «водораздел». | 10 |
3 | Освоение нового знания. Работа с электронным учебным модулем «Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки». | Гипертекст с иллюстрациями (1). Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала | Демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки». Учитель предлагает учащимся познакомиться с крупнейшими реками России, узнать годовой сток крупных рек России, вспомнить о влиянии рельефа и климата на реки. Особое внимание уделяется изучению новых понятий «уклон», «падение» рек, подробно прорабатывается информация о типах питания рек, особенностях водного режима. | Осознание нового материала. Внимательно и осознанно изучают представленную презентацию. Конспектируют основные понятия, записывают в тетрадь крупнейшие реки страны, составляют схему «Типы водного режима рек» и приводят примеры рек к каждому типу, определяют основные источники питания предложенных рек. Рассчитывают падение и уклон рек по формулам. | 10 |
4 | Практическая работа | Практическая работа по определению географического положения рек России, распределению рек России по бассейнам стока, определение особенностей питания рек России. (2) | Объяснение учащимся работы с практическим модулем: необходимо перенести названия рек, указанных в перечне, на карту России; заполнить таблицу, перенеся названия рек под соответствующий бассейн стока, определить реки, которым соответствует тип питания, указанный на диаграмме. | Учащиеся выполняют практическую работу, выполняя задания по определению географического положения рек России, распределению рек по бассейнам стока, определению. по диаграммам типов питания рек. | 9 |
5 | Контроль усвоения знания ( закрепление изученного на уроке материала) | Гипертекст с иллюстрациями .(3) | Демонстрация ресурсов. Деление класса на 3 группы. Каждая группа работает с одним из видов ресурсов по выбору (упрощенный вариант, базовый уровень, углубленное изучение). | Работа по группам. Выполнение самостоятельной работы в форме тестов. Формирование у учащихся практических навыков работы с ЭОР. | 8 |
6. | Подведение итогов. Рефлексия. Определение и разъяснение домашнего задания. | Домашнее задание: закрепление изученного материала с использованием интернет – ресурсов (4) (по выбору учащихся) | Организует рефлексию, самооценку результатов обучающихся. Предлагает осуществить самооценку по результатам выполненных интерактивных заданий. Выводы, объяснение особенностей выполнения домашнего задания: А) Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания». Включает в себя задания на распределение рек России по бассейнам стока, анализу водного режима рек и определению периода навигации на российских реках. Б) ЦОР «Жизнь и работа реки» предлагает 6 блоков заданий: первый блок содержит основные понятия и определения, во втором показано распределение территории страны по бассейнам океанов и внутреннего стока, третий блок показывает крупнейшие реки России с притоками 1 и 2 порядка, их длину, водность; четвертый блок посвящен режиму рек и показывает зависимость режима от климата, а также в удобном визуальном варианте замерзание и вскрытие рек. По карте можно проследить время половодья в разных регионах России; в пятом блоке показаны процессы формирования речной долины и формы устьев рек; в шестом блоке показаны крупные водохранилища и речные порты. Модель дополнена статистическими данными о десятке самых длинных, самых полноводных и рек с самым и большими водосборными бассейнами. | Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке, комментируют оценки, отмечают, что нового узнали на уроке и в чём были трудности. Конспектирование домашнего задания | 6 |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации ( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки». | Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс. Гипертекст с иллюстрациями | Гипертекст с иллюстрациями, презентация В данном ЭУМ содержится учебная информация о внутренних водах России, общая характеристика рек России. | http://fcior.edu.ru/card/3747/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-raznoobrazie-vnutrennih-vod-rossii-reki-i1.html |
2. | Электронный учебный модуль «Разнообразие внутренних вод России. Реки" | Практический модуль. Цифровой образовательный ресурс. Гипертекст с иллюстрациями | .В данном ЭУМ содержатся практические задания по теме "Разнообразие внутренних вод России. Реки" | http://fcior.edu.ru/card/3753/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-raznoobrazie-vnutrennih-vod-rossii-reki-p1.html http://fcior.edu.ru/card/3762/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-raznoobrazie-vnutrennih-vod-rossii-reki-p2.html |
3. | Контроль усвоения знаний. Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России" | Контрольный модуль. Цифровой образовательный ресурс. Тесты. | В данном ЭУМ содержатся контрольные задания по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России" (упрощенный вариант, базовый уровень, углубленное изучение). | http://fcior.edu.ru/card/3879/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k2.html http://fcior.edu.ru/card/3922/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k3.html http://fcior.edu.ru/card/908/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-1-uproshennyy-variant.html http://fcior.edu.ru/card/3065/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-2-uproshennyy-variant.html http://fcior.edu.ru/card/5522/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html |
4. | Демонстрация ресурсов Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания». ЦОР «Жизнь и работа реки»(№159939) | Электронный учебный модуль «Внутренние воды и водные ресурсы России. Контрольные задания». Мультимедиа. | Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: протяженность рек, притоки рек, водохранилища. А также размещение рек в разных природных зонах России. Ресурс предназначен для закрепления материала по теме: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».Он содержит практические задания для закрепления следующих понятий: крупнейшие реки России: бассейны стока, истоки, притоки 1 и 2 порядков; горные и равнинные реки, падение и уклон; образование и развитие речной долины, формирование устья рек: дельта, эстуарий; типы водного режима и типы питания рек; использование рек, крупные речные порты. | http://fcior.edu.ru/card/22485/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b689ac44-0f58-485c-ae4e-def49333762c/?from=7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66& |