Урок по географии в 6 классе «Жизнь реки».
Задачи:
1.Расширить представление об основных понятиях, связанных с реками.
2. Развивать способность работать с разными источниками информации, самостоятельность, умение сделать выбор; аргументировать свою точку зрения; выходить на причинно-следственные связи;
3. Воспитывать уважительное отношение к мнению других, культуру ведения диалога, любовь к природе.
Ход урока.
1. Повторение:
a. На доске схемы «Профиль речной долины», «Речная система». Работая в паре, озвучить схему.
b. Открыть контурную карту, где обведена речная система Волги. Обвести бассейн этой реки. Что такое речной бассейн? Водораздел?
2. Вхождение в тему – поэтическая страничка.
Раздаются карточки:
1 группа: Какое слово пропущено в стихотворении, и что оно означает?
«Раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
Нам … …весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Некрасов.
2 группа: Прочитайте стихи и объясните, почему оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чем причина?
«Терек воет, дик и злобен, «Меж горных рек несется Терек
Меж утесистых громад, Волнами точит дикий берег.
Буре плач его подобен, Клокочет в круг огромных скал … .
Слезы брызгами летят.»
М.Ю.Лермонтов А.С.Пушкин
3 группа:
«Ты гордость народа, ты русская слава,
Да славится имя в веках –
О, Волга, красива ты и величава,
Ты наша большая река.»
Почему Волга – гордость русского народа?
4 группа:
«Реки, слово гигантские трубы, поют океану о красоте земли, возделанных полях, пышных городах и славе людей.»
В.Гюго
Прокомментируйте данное высказывание.
После обсуждений заслушивается мнение каждой группы и формулируется вывод о том, что у каждой реки своя жизнь, свой характер, свой режим, свои источники питания.
3. Записываем тему урока и поэтапно открываем некоторые странички
жизни рек. ( Открываются слайды презентации)
а/ питание
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
- Почему так происходит?
- Что такое питание? Чем может питаться река?
-Составить схему «Источники питания».
-Проанализировать по карте источники питания некоторых рек.
б/ режим
Что такое режим для человека? Что значит режим реки?
-Режим – колебание уровня воды в реке.
-Основные элементы режима: половодье, паводок, межень.
(Показ видеофрагментов – диск Уроки географии 6 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.)
в/ характер
- Какой может быть характер у реки?
- От чего зависит характер рек?
- На что влияет характер рек?
-Сравнить профили равнинной и горной реки
-Прочитать стихи на слайде и комментировать их смысл с точки зрения географа.
( Просмотр видео о разном характере рек)
г/ пороги и водопады
Раздаются листочки с координатами водопадов.
Найти название, загадать загадку о его местонахождении с указанием разных ориентиров.
(Работа в группах).
(Просмотр видео о Ниагарском вдп. и вдп.Анхель.)
Беседа:
Почему не на всех реках есть водопады?
Как они образуются?
Как образуются пороги на реках?
Как можно порожистую реку сделать судоходной?
Причины образования (подсказка - учебник)
4. Закрепление: Составить автобиографию любой реки.
5.Домашнее задание.
Выбор: сообщение (презентация) о великих реках мира. + тетрадь тренажёр.
Литература: А.А.Лобжанидзе. Планета Земля. Прсвещение.
Диск «Уроки географии 6 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».