Разработка урока по теме "Рельеф дна океана" 6 класс
Разработка урока по теме "Рельеф дна океана" 6 класс
Сформировать представление о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сок, глубоководные желоба, островные дуги. Научить определять по карте глубину океана по цвету. Научить чертить профиль дна океана.
Саргассово море - одно из самых удивительных на земном шаре. Оно получило свое название от Саргассовых водорослей, огромными скоплениями плавающих по его поверхности и близко к ней. Водоросли имеют вид сильно разветвленных кустов; благодаря наличию в их стеблях особых пузырьков, наполненных воздухом, они могут долго держаться на воде. Обилие тепла и света создает благоприятные условия для их размножения. Круговые течения по окраинам моря препятствуют выносу скопления водорослей за пределы водоема. Животный мир моря богат и разнообразен.
Саргассово море расположено в северной половине Атлантического океана. Оно не имеет берегов, их заменяют течения. В средней части моря располагается бермудское плато, наиболее высокие части которого выступают в виде Бермудских островов. Температура воды зимой от +18 до +23°, а летом - от +26° до 28°С. Вода очень прозрачная, в общей массе имеет синий цвет. Сочетание оливково-зеленых водорослей с чудесным синим цветом воды придают морю красочный вид.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Рельеф дна океана" 6 класс »
Класс:6
Тема: Рельеф дна океана
Цель урока:
Сформировать представление о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сок, глубоководные желоба, островные дуги. Научить определять по карте глубину океана по цвету. Научить чертить профиль дна океана.
Оборудование:
Карточки с терминами: шельф, склон, котловина, срединно-океанический хребет, желоб, островные дуги; лист «Словарь гидролога»; изображения профиля Атлантического, Тихого океанов; атласы; карта полушарий.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Опрос
Задания на знание фактов
Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
Расположите океаны по мере уменьшения их площади.
Какие моря бывают по отношению к материку. Приведите примеры.
Задания на знание закономерностей, связей
-Докажите, что Саргассово море это не просто участок океана, а море.
-Чем отличатся понятия море и залив?
-Докажите, что гидросфера - это единая оболочка Земли. (Круговорот воды в природе.)
-Между какими оболочками Земли круговорот воды производит связь?
-Сравните внутренние и окраинные моря, по следующим признакам: соединены с океаном проливом, отделяется от океана полуостровами и цепочками островов, далеко вдается в материк.
III. Изучение нового материала
Вспомните, что такое горы, равнины? (Рельеф земли.)
Но мы изучали только рельеф суши. Что же мы должны уз нать? (Рельеф океана.)
Откройте учебники. Как называются формы рельефа океана?
Заполните схему в тетради, доброволец - к доске.
- Посмотрите на рисунок в учебнике и объясните друг другу, что такое шельф. (Один из учеников повторяет вслух, что такое шельф.)
- Покажите на карте.
Шельф (англ. shelf- букв, полка) - отмель, подводная окраина материка, прилегающая к берегам суши и отмечающаяся общим с ней геологическим строением (в частности, континентальной земной корой). Ширина от нескольких километров до 1200-1500 км, общая площадь около 8% от площади Мирового океана. Нижняя граница на глубине от 50 до 100 км.
-Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. У какого океана зона шельфа самая большая, у берегов какого материка она меньше? {Африка.)
Следующая форма рельефа дна мирового океана - это материковый склон. Первый вариант будет слушать ответы второго варианта и его задача проверять и исправлять. (Дети читают и рассказывают.)
Закреплять на словарь идет представитель 2 варианта, а объяснять вслух — представитель 1 варианта. Покажите на карте.
Материковый склон — часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средние глубины от 140 до 3600 м. На склонах часто встречаются каньоны (они могут служить продолжением речных долин - Гудзон, Инд, Конго и др.) В пределах материковых склонов уменьшается мощность земной коры, исчезает гранитный слой. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.
- Посмотрите на следующую форму рельефа дна. Как она называется? {Котловина.)
А сейчас 1 вариант будет рассказывать, а оценивать будет 2 вариант. К доске крепить и отвечать идет 2 вариант. Покажите по карте.
Океанические котловины - элементы рельефа дна океана, ограниченные материковыми склонами и подводными хребтами. Средние глубины около 5000 м, дно обычно холмистое с относительными высотами 500-1000 м.
- Сколько мы уже знаем форм рельефа дна? {Три.)
Нам осталось узнать еще три формы рельефа. Попробуйте сейчас поработать группами по 4 человека. Выберите капитана, которому должны оставшиеся три человека рассказать, что такое «срединно-океанический хребет», «желоба» и «островные дуги».
Рассказчики пользуются учебником, а капитан только слушает. Потом капитаны выйдут к доске, и будут защищать честь команды.
Срединно-океанические хребты - мощные горные сооружения в пределах ложа океана, образующие общемировую систему всех океанов более 60 тыс. км, протягивающуюся по дну всех океанов:
IV. Практическая работа «Выявление изменений глубины океана»
-А теперь на последнем этапе урока мы будем делать практическую работу. Вам предстоит начертить профиль дна Индийского океана, и у вас должен получиться чертеж не хуже, чем схемы дна Атлантического и Тихого океанов, а затем сравните, на какой океан похоже ложе Индийского океана по широте? Откройте атласы. Как вы думаете, что вам поможет в этой работе? (Шкала глубин. Атласы.)
-Правильно - шкала глубин. Объясните, как по шкале узнать глубину. (По цвету)
- Чертим систему координат, ноль находится в верхнем лево углу. По горизонтали - длина цветовых отрезков. По вертикали - глубина в метрах.
-Берем линейку и отмеряем первый цветовой отрезок светло-голубого цвета. Отмечаем его по горизонтали. Посмотрите на шкалу, первый цвет какой глубины? Находим эту глубину по вертикали и проводим отрезок.
- Совершите все эти операции, со вторым и третьим цветовым отрезком.
Соедините получившиеся отрезки плавными линиями. Закончив самостоятельно дальнейшую работу, сотрите лишние линии. Сделайте вывод, на какой океан похож ваш профиль.
- Тетради сдайте. Спасибо за работу.
Домашнее задание: Г.: § 22; К.: § 48.
Дополнительный материал
Саргассово море
Саргассово море - одно из самых удивительных на земном шаре. Оно получило свое название от Саргассовых водорослей, огромными скоплениями плавающих по его поверхности и близко к ней. Водоросли имеют вид сильно разветвленных кустов; благодаря наличию в их стеблях особых пузырьков, наполненных воздухом, они могут долго держаться на воде. Обилие тепла и света создает благоприятные условия для их размножения. Круговые течения по окраинам моря препятствуют выносу скопления водорослей за пределы водоема. Животный мир моря богат и разнообразен.
Саргассово море расположено в северной половине Атлантического океана. Оно не имеет берегов, их заменяют течения. В средней части моря располагается бермудское плато, наиболее высокие части которого выступают в виде Бермудских островов. Температура воды зимой от +18 до +23°, а летом - от +26° до 28°С. Вода очень прозрачная, в общей массе имеет синий цвет. Сочетание оливково-зеленых водорослей с чудесным синим цветом воды придают морю красочный вид.