kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии для учащихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по географии в девятом классе на тему Восточный макрорегион (азиатская россия) составлен для работы на уроках географии. данная разработка широко применялась мной на уроках географии в 2013-2014 учебном году. урок разработан на основе учебника географии и интернет сайтов.урок составила учитель первой квалификационной котегории Лилякова Надежда Викторовна 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии для учащихся 9 класса »





Разработка урока по географии в 9 классе














Тема: Восточный макрорегион (Азиатская Россия)



















Составила : учитель первой категории Лилякова Н.В














Цели и задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с особенностями Восточного макрорегиона

Развивающие:

продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом и учебником, продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов),

продолжить обучение по сингапурскому методу образования.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, атласы, контурные карты, настенные карты: физическая, транспортная

Ход урока

Мы продолжаем изучение региональной части курса. На прошлом уроке мы закончили изучение Западного макрорегиона.

Тема урока: Восточный (Азиатский) макрорегион

Сегодня вводный урок. Мы дополним имеющиеся знания об особенностях региона, обобщим и систематизируем их.

Начнём урок со слов Казимира Лисянского: «Всем Сибирь и щедра и богата!».

Возникает вопрос: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион до настоящего времени имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.

Определим границы Восточного макрорегиона.

Показ по карте.

Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером,

на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов,

а также имеют водные границы с США и Японией.

Вопрос:

- Назовите первопроходцев, чьи имена связаны с исследованиями Сибири и Дальнего Востока.

Ермак Тимофеевич, Фёдор Попов, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, С. Челюскин, братья Лаптевы и многие другие.

Восточный макрорегион состоит из 3 экономических районов: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного.

На прошлом уроке вы получили индивидуальные задания по характеристике региона. План изучения региона нам уже знаком.

План изучения региона

1. ЭГП

2. Природные условия

3. Природные ресурсы

4. Население

5. Хозяйство

Мы продолжаем заполнение таблицы, начатой на прошлом уроке по характеристике регионов. По ходу урока вы будете заносить необходимые данные в графу Восточный макрорегион.

На столах находятся Оценочные листы. В течение урока вы выставите оценку за работу себе и своим одноклассникам. Ваша итоговая оценка будет выставлена с учётом вашей самооценки, оценки товарищей и моей.

1.  ЭГП

Задание на карточке:

1. Выделите положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона:

§  омывается водами двух океанов;

§  удален от центра;

§  нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;

§  имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

§  большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (12 млн. км2).

§  суровый климат и вечная мерзлота;

§  граничит с Уральским экономическим районом;

§  нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;

§  имеет громадные запасы минерального сырья;

§  наличие крупных водных ресурсов;

§  имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.

2. Определите по карте протяжённость региона с севера на юг и с запада на восток.

3. Сделайте вывод об ЭГП.

Вывод: Таким образом, регион занимает огромную площадь, имеет периферическое положение. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять межрегиональные связи.

2. Природные условия

Задание на карточке:

1.Используя карты атласа, дайте оценку природных условий Восточного макрорегиона:

- рельеф;

- характер земной коры;

- климат;

- воды – реки, многолетняя мерзлота.

2. Сделайте вывод о природных условиях данного региона.

Вывод: Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севре в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент).

3. Природные ресурсы

Задание на карточке:

1. Используя карты атласа, текст учебника стр. 302 и статистические материалы (см. табл.1) дайте оценку природных ресурсов Восточного макрорегиона:

- топливные;

- рудные;

- водные;

- лесные;

- рыбные;

4. Население

Задание на карточке:

1. Используя таблицу 67, стр. 308, текст учебника стр. 301 и карты атласа, карту на 1 форзаце учебника и статистические материалы стр. 45 – 47 дайте характеристику населения Восточного региона:

- численность населения;

- плотность населения;

- уровень урбанизации;

- миграции;

- города;

1. Сделайте вывод об обеспеченности региона трудовыми ресурсами.

2. Выскажите свои предложения, что необходимо сделать, чтобы люди оставались жить на Севере.

Вывод: В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами.

5. Хозяйство

Задание на карточке:

1. Используя карту учебника с. 298 (рис.76), карту на 2 форзаце учебника, карты атласа, приложение 5 стр. 393 и статистические материалы стр. 126 выясните особенности хозяйства Восточного макрорегиона:

- специализация макрорегиона (факторы развития);

- отрасли специализации.

2. Сделайте вывод об особенностях хозяйства региона.

Вывод: Хозяйство региона базируется на местных природных ресурсах и преобладают отрасли добывающей промышленности.

4. Этапы развития региона

Задание: Выделите экономические этапы развития данного региона и запишите их в тетрадь по ходу моего рассказа.

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занимались кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством в тайге и на побережье морей. Вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток по-прежнему оставались неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы великой отечественной войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (Байкалоамурская магистраль – БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству посёлков и городов. Всё это способствовало созданию крупных территориально-производственных комплексов на базе эффективных энергетических и сырьевых ресурсов. Хотя в целом транспортная и хозяйственная освоенность территории остаются низкими.


Итак , закрепление Задание:

- Сделайте вывод об условиях развития Восточного макрорегиона и о возможных перспективах этого региона.

Вывод:

1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять связи межрегиональные.

Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии.

Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.

2. Природные условия неблагоприятны (они не способствуют, а затрудняют освоение территории).

3. Природные ресурсы богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны.

Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.

4. Очень слабо развитая инфраструктура, тяжелые условия жизни - причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.

 

Домашнее задание

Повторить общие черты Восточного и Западного макрорегионов.

По уч. А.: § 55;

По уч. Д.: § 59, вопросы на с. 302.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по географии для учащихся 9 класса

Автор: Лилякова Н.В.

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Разработка урока географии для 7 класса на тему "Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые". "
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-7-klassa-na-tiemu-osobiennosti-riel-iefa-afriki-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "185841"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426245693"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка урока географии для 8 класса по теме "Богатство внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-8-klassa-po-tiemie-boghatstvo-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "185860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426247112"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока географии  в 9 классе на тему «Пространство Урала» "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-9-klassie-na-tiemu-prostranstvo-urala"
    ["file_id"] => string(6) "174465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424140835"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Разработка урока географии для 6 класса "Градусная сетка на глобусе и карте, географическая широта и долгота" "
    ["seo_title"] => string(123) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-6-klassa-gradusnaia-sietka-na-ghlobusie-i-kartie-ghieoghrafichieskaia-shirota-i-dolghota"
    ["file_id"] => string(6) "123892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414595533"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства