1. Обучающая: сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки, выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники.
2. Развивающая: продолжить развивать умение работать с географической картой
3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, к изучению Африки
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
1.Организационный. | 1мин | Формирование умения подготавливать рабочее место | Организация внимания и внутренней готовности | Умение организоваться | словесный | фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. | Проверяют готовность к уроку своего рабочего места. |
2.Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала. | 8 мин | Пробудить интерес к теме, создать установку на её актуальное и творчески-поисковое изучение. | | | Словесный, проблемный | фронтальная | Слайд 2-7 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Отметьте, какое утверждение неверно. 2.Задания для знатоков географии | Записывают номера верных утверждений в тетрадь. Зачитывают ответы на вопросы. |
На прошлом уроке мы составили план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. План характеристики материка. Физико-географическое положение материка. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Почвы. Природные зоны. Растительный и животный мир. Население. Хозяйственная деятельность. Государства и столицы Итак, назовите тему сегодняшнего урока. | Читают план характеристики материка, называют тему урока. |
3.Изучение нового материала. Рельеф материка | 15 мин | Актуализация | Формирование новых знаний | Умения работать с понятиями, привлекать ранее полученные знания; умения работать с текстом, выделять главное, искать нужную информацию, отвечать на вопросы | Словесный | Фронтальная | Слайд 8-12 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Вспомните, что такое рельеф? (неровности земной поверхности) - Назовите основные формы рельефа суши. (Горы и равнины.) - В чём зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? (Равнины соответствуют платформам, а горы – районам складчатости.) - На скольких литосферных плитах находится материк? (На одной литосферной плите.) - Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? (Африканская плита, Африкано-Аравийская платформа.) - Что такое литосферная плита? (крупные блоки литосферы ограниченные сейсмическими и тектоническими зонами разломов); Платформа? (древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной поверхности.) - На материке есть древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас. Работа с картами и текстом учебника. - По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части: северную и Западную, где высоты ниже 1000м, и Восточную и Южную с высотами более 1000 м. Задание: Читая самостоятельно текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить формы рельефа и записать их в ученическую тетрадь: Работа в контурных картах: обозначить формы рельефа материка. Указать границы великих Восточно-Африканских разломов | Работают с картой, отвечают на поставленные вопросы
Равнины (высота от 200 до 1000 м); Низменности; Плоскогорья (Восточно-Африканское плоскогорье); Котловины (Чад, Калахари); Самый крупный на суше разлом земной коры; Горы (Атлас, Капские горы, Драконовы горы); Нагорья (Эфиопское нагорье); Вулканы (Килиманджаро, 5895 м. – наивысшая точка). По окончании работы один ученик называет формы рельефа, примеры и показывает их на интерактивной карте. |
4. Изучение нового материала. Полезные ископаемые | 8 мин | Формирование умений работать с картами | Знания особенностей размещения полезных ископаемых | умения работать с текстом, выделять главное, искать нужную информацию в атласах | Словесный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Слайд 13 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
- Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Размещение их объясняется строением земной коры и условиями образования горных пород. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире. Задание: Читая текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить, какими полезными ископаемыми богата Африка и обозначить их в контурных картах значками (учитель показывает значки, ученики отмечают). | Рудные полезные ископаемые Алмазы (используют не только для изготовления драгоценных камней, но и в промышленности благодаря их твёрдости) Каменный уголь Различные соли Нефть (в северной части материка и на побережье Гвинейского залива огромные запасы) Фосфориты (вырабатывают удобрения) |
5. Подведение итога урока | 3 мин | формирование навыков осуществления контроля своей деятельности. | | умения самостоятельно осуществлять текущей контроль своей деятельности; указывать причины успехов и неудач в деятельности, называть трудности, с которыми столкнулись при решении задач урока | словесный | Фронтальная | Слайд 14 |
Вывод по теме: закончите предложения, которые написаны на доске (фронтально) В основании материка расположена …. платформа. Преобладают равнины высотой от … до … м. Наибольшая высота - … По преобладающим высотам Африку подразделяют на … и …, а так же … и …с высотами более … м. Африка богата разнообразными ... | Выполняют задание в тетради. |
6. Домашнее задание | §25 Задание для знатоков географии (приложение) | |