Разработка по теме: "Природные комплексы Казахстана"
Разработка по теме: "Природные комплексы Казахстана"
Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира; 2) Развивать знания о мерах по охране и рациональному использованию растительного и животного мира; 3) Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации:коллективная
Тип урока:комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Книга « Растительный мир Казахстана». 3. Книга «Сокровища растительного мира Казахстана». 4. Книга «Животный мир Казахстана». 5. Книга «Птицы Казахстана»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка по теме: "Природные комплексы Казахстана" »
Урок№40: Растительный и животный мир Казахстана
Цель урока:1) Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира; 2) Развивать знания о мерах по охране и рациональному использованию растительного и животного мира; 3) Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации:коллективная
Тип урока:комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Книга « Растительный мир Казахстана». 3. Книга «Сокровища растительного мира Казахстана». 4. Книга «Животный мир Казахстана». 5. Книга «Птицы Казахстана»
1. Типы почв (зависит от климата, геологического строения местности, рельефа; 86% равнины; на равнинах три типа почв – черноземы до 52° с. ш., каштановые – до 48 ° с. ш., а южнее – бурые и серо-бурые)
2. Черноземные почвы (Северо-Казахстанская область, большая часть Костанайской, северные части Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и ЗКО; 25,5 млн. га – 9,5%; три подтипа: выщелоченные, обыкновенные и южные; гумус – 6-8%, в южных – 4-6%)
3. Каштановые (большая часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины ВКО; 90,6 млн. га – 34%; три подтипа: темно-каштановые, каштановые в сухой степи и светло-каштановые в полупустынях; гумус 4,5 -3%, а в светло-каштановых 3-2%; богарное земледелие – бесполивное)
4. Бурые и серо-бурые почвы (южная часть Казахстана; 120 млн. га – 44% территории; гумус – 2- 1%; животноводство)
5. Эрозия почвы. Меры борьбы с эрозией (два вида эрозии – ветровая и водная по данным Института почвоведения Национальной академии наук, к эрозии склонно 70 млн. га – 26%, из них 52 млн. га – к ветровой, 17 млн. га – к водной; ветровая связана с равнинной территорией, засушливым климатом, сильными ветрами, легким механическим составом – песчаным, супесчаным; в 1955-58 гг. в Павлодарской области распаханы темно-каштановые почвы, из которых 805 тыс. га пришли в негодность, так же и в Аулиекольском районе Костанайской области; водной эрозией называют смывание проточной водой верхнего слоя почвы во время дождя, обильного таяния снегов; образование оврагов; меры борьбы с эрозией)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Высота леса не превышает 50см в (тундре)
2.Со сколькими государствами граничит Казахстан на суше? (5)
4.Когда возникла жизнь на нашей планете? (3,5 млрд. лет назад)
5. Природные ресурсы считаются невосполнимыми (минеральные)
6. Туранская низменность сложена (озёрно-морскими и речными осадочными отложениями)
7. Территория Казахстана расположена (на обширных степных, полупустынных и горных поясах)
8. Речной бассейн (площадь суши, с которой вся вода стекает в 1 реку)
9. Число областей высокого давления на Земле (4)
10 Величина дуги меридиана в градусах от экватора до места (географическая широта)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какой компонент природы является главным в определении природной зоны? От чего зависит распространение растительности и животных на земле?
V.Объяснение новой темы.
1. Формирование растительного мира (начал формироваться в конце мелового – начале палеогенового периода; ангарская флора – к востоку от Тургайского пролива, на мелкосопочнике ЦК – широколиственные вечнозеленые леса; полтавская флора – на запад от Тургайского пролива, в Мугоджарах, Общем Сырте, Эмбинском плато – вечнозеленые виды субтропической растительности; в неогене – Тургайский пролив стал сушей, полтавская флора распространилась до озера Зайсан, а ангарская продвинулась на запад, в результате смешения образовалась тургайская флора из разной, генетически связанной растительности: платан, грецкий орех, дуб, самшит, тополь и др.; через Иран проникла африканская флора – эфемеры, люцерна, карагана и др.; климат стал сухим, субтропические леса сменились лесами умеренного пояса; в антропогене климат стал более суровым, в горах – льды, теплолюбивые растения погибли, из них остались – грецкий орех, абрикос, яблоня; из Сибири распространились арктические и альпийские виды)
2. Современный растительный мир (6000 видов растений, но по сравнению с соседними республиками это не много, потому что большая часть территории – пустыни и полупустыни, относительно молодой возраст геологического развития рельефа; Устюрт, Бетпакдала, Прикаспийская, Туранская низменности стали сушей в палеогене-неогене; много среднеазиатской и средиземноморской флоры в Западном Тянь-Шане – грецкий орех, платан, миндаль, туркестанский клен, косточковые со времен палеогена)
3. Флора Сырдариинско-Каратауского района (1000 видов растений, из них 150 эндемиков; реликтовые – в Чу-Илийских горах; на Тянь-Шане, Алтае, Жунгарском Алатау – хвойные леса из ели, пихты, лиственницы, кедра; в высокогорном поясе – дерново-злаковые и кустарниковые леса)
4. Алтай (шиповник, боярышник, жимолость); Жунгарский Алатау и предгорье Тянь-Шаня (эфемеры и эфемероиды – осока, мятлик, мак, тюльпан и др.; в низкогорье – леса из осины, березы, дикой яблони, лоха, боярышника и др.); на равнинах (в кустарниковых тугаях пустынь- саксаул, на берегах рек – гребенщик (тамариск), лох, туранга)
5. Современные геоботанические территории – (хвойные леса в Южном Алтае, лесостепи Западной Сибири (Северный Казахстан), евразийские степи (Волга-Урал, Мугоджары-Тургай, Есиль-Нура, Улытау-Сарысу, Зайсан), азиатские пустыни – Туранская низменность, Северный Тянь-Шань, Каратау)
6. Формирование животного мира (палеарктическая зоогеографическая область; в неогене обитали тропические и субтропические виды (как в Индии и Африке), которые в ледниковый период вымерли, отдельные виды сохранились в Жунгарском Алатау, Заилийском Алатау, Кетмене – дикобраз, тигр, кабан, марал, белая и красная цапля; с севера проникли морозоустойчивые животные – белая куропатка, ржанка, совка и др., после отступления ледников – среднеазиатские животные – заяц-беляк, тетерев, дятел, кедровка)
7. Современный животный мир (178 видов млекопитающих, 489 – птиц, 49 – пресмыкающихся, 12 – земноводных, 104 – рыб, 50 тыс. – беспозвоночных)
8. Лесостепная зона (северная часть Казахстана в долине Ертыс – заяц, водяная крыса, белая мышь, косуля, волк, лиса, тетерев, куропатка, кобчики, сокол-балобан, дятел, вороны, рябки, ящерицы)
10. Полупустыни и пустыни (северные и восточные берега Каспия, долина Урала, Балхаш, Зайсан, Сырдарья, Сарысу, Тургайское плато, Кызылкум, Бетпакдала, Устюрт; окраска животных сливается с окружающей средой; много грызунов, сайгаки, волки, лисицы, корсаки, барсуки, беркут, пустельга, сорока, пятнистая кошка, шакалы, косули; ядовитые пауки и змеи; ночной образ жизни, летняя и зимняя спячка; песчаные, глинистые, щебнистые пустыни)
11. Водные обитатели (в Арале – 20 видов рыб, в Каспии – 55, нерпа; москиты, комары, утки, фламинго, гуси, лебеди)
13. Охрана животных (ККК – 31 вид млекопитающих – джейран, кулан, архар, гепард, снежный барс, тянь-шаньский бурый медведь, барханный кот, европейская норка и др.; 49 видов птиц – фламинго, пеликан, аист, лебедь-кликун, беркут, дрофа, фазан, улар; 8 видов пресмыкающихся; национальные парки, заповедники, заказники)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с книгами о животных и птицах Казахстана
VII.Домашнее задание.§
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.
Вывод: Современный облик растительного и животного мира сформировался постепенно. На него значительное влияние оказали местные виды и виды сопредельных территорий. Охрана живого мира Казахстана, защита здоровья человека и борьба с вредным воздействием его хозяйственной деятельности на природу являются важными общегосударственными задачами.