kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Растворимые и нерастворимые вещества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О растворимых и нерастворимых веществах, о растворах, встречающихся в природе,-морской воде, минеральных источниках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Растворимые и нерастворимые вещества.»

















Разработка урока по природоведению

5 класс для учащихся с ОВЗ

По теме: Вода-растворитель.

Учитель: Панферова Мария Яковлевна

МАОУ СОШ №19 г.Балаково.



















Тема урока: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.

Образовательные задачи урока состоят в вооружении учащихся знаниями о растворимых и нерастворимых веществах, о растворах, встречающихся в природе,-морской воде, минеральных источниках и др. Воспитательные цели урока состоят в формировании у учащихся правильных взглядов на состав и свойства воды.

Оборудование: эпидиаскоп, кодоскоп, штативы для пробирок, пробирки, фильтровальная бумага, колбы плоскодонные, стаканы, воронки, ножницы, стеклянные палочки, ложечки, поваренная соль, речной песок, питьевая сода, глина, , вода, минеральные воды.

Ход урока.

Выполнение домашнего задания следует проверить по вопросам, которые сформулированы в конце статьи «Три состояния воды». Отвечая на первый вопрос, учащиеся должны сказать ,что они узнали в 4 классе о кругообороте воды в природе, фильтрования воды, образования ручейков, рек и озёр. Сравнивая воду со стеклом, учащиеся должны отметить, что они бесцветны и прозрачны. В этом состоит их сходство. Различаются они тем, что в обычных условиях стекло-твердое вещество, а вода-жидкость. Третий вопрос не является трудным для учащихся. Они легко ответят, что вода в природе встречается в трех состояниях-твердом, жидком и газообразном. Четвертый вопрос требует более внимательного анализа. Учащиеся должны ответить, что переход воды из твердого состояния в жидкое можно доказать путем нагревания льда или снега в колбе или стакане. Чтобы доказать, что вода испаряется, нужно налить в сосуд 20-30 капель воды и оставить на столе или подоконнике на два-три дня.

При повторении содержания предыдущего урока необходимо использовать следующие вопросы: как доказать, что при нагревании объем воды увеличивается? Может ли объем воды увеличиваться при охлаждении? Как изменится объем воды, если ее охладить:

а)с +40 до +20 градусов

б)с +4 до 0 градусов?

Чтобы оценить знания учащихся всего класса, можно провести небольшую письменную работу, рассчитанную на четыре-пять минут.

Вопросы 1 варианта:

1.В каких состояниях встречается вода природе?

2.Как изменяется объем воды при нагревании?

Вопросы 2 варианта:

1.Где в природе встречается вода?

2.Как изменяется объем воды при охлаждении?

Изучение нового учебного материала необходимо провести в форме практической работы. Для этого до начала урока на каждую парту дежурные должны поставить следующие материалы и оборудование: штатив для пробирок, пробирки(пять-шесть штук),колбы плоскодонные(две-три штуки),стеклянную воронку, стеклянные палочки, фильтровальную бумагу, ножницы, стаканы, речной песок, поваренную соль, глину, питьевую воду, ложечки, калийные удобрения

Изучение нового учебного материала следует начать с объявления темы урока и задач практической работы.

«Основная цель практической работы состоит в том,-говорит учитель,-чтобы познакомиться с одним из важнейших свойств воды-ее способностью растворять различные вещества. В процессе практической работы вы должны четко и правильно выполнять задания, умело обращаться с приборами, быть аккуратным и экономно расходовать материалы».

Затем учитель знакомит детей с приборами и материалами-штативом, пробирками, колбами, воронкой, фильтровальной бумагой, стаканами, поваренной солью, речным песком, питьевой содой, глиной, ложечками, объясняет назначение отдельных приборов(штатива, пробирок, колб и др.),показывает, как надо ими пользоваться. Учитель показывает, как правильно держать пробирку, ложечку для насыпания сыпучих веществ и колбу, наполненную водой.

Последовательность выполнения практической работы

1.В каждую из четырех пробирок(№1,2,3,4) положить немного поваренной соли, речного песка, питьевой соды, глины.

2.В каждую пробирку налить до 1/3 объема воды и размешать смесь стеклянной палочкой.

3.Подготовить четыре фильтра и один из них поместить в воронку.

4.Смочить первый фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое первой пробирки, т. е смесь воды и поваренной соли. Выяснить, что вытекает а стакан через фильтр, что остается на фильтре. Сделать вывод. Затем убрать фильтр и вылить содержимое стакана.

5.То же повторить со второй, с третьей и четвертой пробирками, сформулировать соответствующие выводы.

Учитель разбирает каждый из этих пунктов и подробно объясняет отдельные этапы выполнения практической работы. При объяснении содержания первого пункта он напоминает учащимся, что в первую пробирку они должны насыпать поваренную соль, во вторую-речной песок, в третью-питьевую соду, в четвертую-глину. При объяснении содержания второго пункта он просит учащихся внимательно наблюдать за веществами, насыпанными в пробирки, стараться заметить те изменения, которые происходят с ними.

После объяснения содержания и последовательности выполнения работы учащиеся приступают к ее реализации. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы и оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения или допускает ошибки в работе.

Изготовление фильтра осуществляется под руководством учителя. Он показывает, как нужно сгибать листы фильтровальной бумаги и как срезать угол сложенного фильтра с помощью ножниц.

Учитель оказывает помощь учащимся и при формулировании выводов. Например, после фильтрования раствора поваренной соли он спрашивает: что произошло с поваренной солью? Где теперь находится поваренная соль? Почему поваренная соль прошла через фильтр? Какой вывод следует сделать на основе результатов опыта? С помощью подобных вопросов он помогает учащимся сформулировать правильные выводы по результатам последующих опытов.

После окончания практической работы надо подвести итоги. В процессе беседы учитель просит объяснить: растворяются ли вещества в воде? Все ли вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде растворяются? Какие вещества в воде не растворяются?

Учащиеся должны сказать, что в воде хорошо растворяются поваренная соль и питьевая сода; речной песок и глина в воде не растворяются, поэтому они через фильтр не проходят.

Учитель объясняет, что одни вещества в воде растворяются хорошо, а другие-слабо. Хорошо растворяются сахар, поваренная соль, сода, )

«Способность веществ растворяться в воде,-продолжает учитель,-имеет большое значение для жизни растений, животных и человека. В этом легко убедиться на примере удобрений. Все минеральные удобрения неплохо растворяются в воде.(Демонстрируется быстрое растворение в воде калийной селитры или другого минерального удобрения.) В почве они хорошо растворяются в дождевой воде или в воде, поступающей при орошении полей. Растворенными минеральными удобрениями питаются растения. Это способствует повышению их урожайности».

Следует коротко рассказать и о тех веществах, которые в воде практически не растворяются. К их числу относятся речной песок, гранит, глина, различные камни, дерево и т.п. Те вещества, которые в воде не растворяются, также находят широкое применение. Если бы растворялся кирпич, нельзя было бы из него строить дом. Если бы растворялся в воде асфальт, невозможно было бы им покрывать дороги.

Программой предусмотрено ознакомление учащихся с растворами, которые встречаются в природе. К ни относятся минеральные источники, соленая вода морей, океанов и некоторых озер. Изучение этого учебного материала целесообразно начать с рассказа учителя. «В водах рек, морей и океанов,- говорит он,-всегда имеются растворенные вещества. В них растворяется небольшое количество воздуха и различные соли. В 100 л воды некоторых морей содержится до 3-4 кг соли. В пресной воде рек, озер и колодцев также содержится небольшое количество растворенных веществ. Наименьшее количество растворенных веществ содержится в дождевой воде. Таким образом, во всякой природной воде имеются растворенные вещества. Отличаются воды рек, озер, морей и океанов тем, что в них растворено различное количество воздуха, солей и других веществ.

Кроме этого, в природе встречаются минеральные источники. В нашей стране разведено более 1500 крупных месторождений минеральных вод. Многие из них обладают лечебными свойствами и используются для лечения различных болезней». (Демонстрируется минеральная вода, которая продается в аптеках или специальных магазинах.)

После рассказа учителя можно предложить учащимся для беседы несколько вопросов: какие вещества растворены в речной и морской воде? Почему морскую воду не употребляют в пищу? Где берут моряки пресную воду для питания при плавании в океанах?

Закрепление новых знаний необходимо провести путем фронтального опроса с использованием следующих вопросов: какие вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде не растворяются? Какие вещества можно считать растворимыми или нерастворимыми в воде? Какое значение имеет растворение веществ в воде? Какие вещества растворены в природной воде?

В качестве примера учащиеся должны написать в своей тетради названия трех-четырех веществ, растворяющихся и нерастворяющихся в воде. Эти записи могут иметь следующий вид: «Вещества, растворяющиеся в воде: сахар, столовая соль, питьевая сода, воздух.

Вещества, не растворяющиеся в воде: речной песок, глина, гранит, дерево».

В заключении формулируются следующие выводы: вода обладает свойством растворять различные вещества. Одни вещества в ней растворяются хорошо, другие-слабо, а третьи-практически не растворяются. Чтобы узнать, растворимо ли вещество в воде, надо смешать его с водой и пропустить через фильтр. Растворимые вещества проходят через фильтр, а не растворимые-задерживаются на нём. Природная вода всегда содержит растворенные вещества.

Заданием на дом: прочитать статью учебника «Вещества, растворимые и нерастворимые в воде».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Растворимые и нерастворимые вещества.

Автор: Панферова Мария Яковлевна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Фрагмент  урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"для 3-го класса "
    ["seo_title"] => string(81) "fraghmient-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-voda-i-ieie-svoistva-dlia-3-gho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402933054"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "тест по теме "Вода. Основания. Растворы." "
    ["seo_title"] => string(40) "tiest-po-tiemie-voda-osnovaniia-rastvory"
    ["file_id"] => string(6) "172808"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423879367"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества". "
    ["seo_title"] => string(124) "otkrytyi-urok-po-poznaniiu-mira-vo-2-klassie-na-tiemu-voda-rastvoritiel-rastvorimyie-i-nierastvorimyie-v-vodie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "143088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418448490"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Вода-самый хороший растворитель "
    ["seo_title"] => string(33) "voda-samyi-khoroshii-rastvoritiel"
    ["file_id"] => string(6) "183443"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425881425"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Урок по познанию мира "Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды.""
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-poznaniiu-mira-voda-rastvoritiel-rastvorimyie-i-nierastvorimyie-v-vodie-vieshchiestva-znachieniie-vody"
    ["file_id"] => string(6) "274623"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452427899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства