Просмотр содержимого документа
«Растворимые и нерастворимые вещества.»
Разработка урока по природоведению
5 класс для учащихся с ОВЗ
По теме: Вода-растворитель.
Учитель: Панферова Мария Яковлевна
МАОУ СОШ №19 г.Балаково.
Тема урока: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.
Образовательные задачи урока состоят в вооружении учащихся знаниями о растворимых и нерастворимых веществах, о растворах, встречающихся в природе,-морской воде, минеральных источниках и др. Воспитательные цели урока состоят в формировании у учащихся правильных взглядов на состав и свойства воды.
Выполнение домашнего задания следует проверить по вопросам, которые сформулированы в конце статьи «Три состояния воды». Отвечая на первый вопрос, учащиеся должны сказать ,что они узнали в 4 классе о кругообороте воды в природе, фильтрования воды, образования ручейков, рек и озёр. Сравнивая воду со стеклом, учащиеся должны отметить, что они бесцветны и прозрачны. В этом состоит их сходство. Различаются они тем, что в обычных условиях стекло-твердое вещество, а вода-жидкость. Третий вопрос не является трудным для учащихся. Они легко ответят, что вода в природе встречается в трех состояниях-твердом, жидком и газообразном. Четвертый вопрос требует более внимательного анализа. Учащиеся должны ответить, что переход воды из твердого состояния в жидкое можно доказать путем нагревания льда или снега в колбе или стакане. Чтобы доказать, что вода испаряется, нужно налить в сосуд 20-30 капель воды и оставить на столе или подоконнике на два-три дня.
При повторении содержания предыдущего урока необходимо использовать следующие вопросы: как доказать, что при нагревании объем воды увеличивается? Может ли объем воды увеличиваться при охлаждении? Как изменится объем воды, если ее охладить:
а)с +40 до +20 градусов
б)с +4 до 0 градусов?
Чтобы оценить знания учащихся всего класса, можно провести небольшую письменную работу, рассчитанную на четыре-пять минут.
Вопросы 1 варианта:
1.В каких состояниях встречается вода природе?
2.Как изменяется объем воды при нагревании?
Вопросы 2 варианта:
1.Где в природе встречается вода?
2.Как изменяется объем воды при охлаждении?
Изучение нового учебного материала необходимо провести в форме практической работы. Для этого до начала урока на каждую парту дежурные должны поставить следующие материалы и оборудование: штатив для пробирок, пробирки(пять-шесть штук),колбы плоскодонные(две-три штуки),стеклянную воронку, стеклянные палочки, фильтровальную бумагу, ножницы, стаканы, речной песок, поваренную соль, глину, питьевую воду, ложечки, калийные удобрения
Изучение нового учебного материала следует начать с объявления темы урока и задач практической работы.
«Основная цель практической работы состоит в том,-говорит учитель,-чтобы познакомиться с одним из важнейших свойств воды-ее способностью растворять различные вещества. В процессе практической работы вы должны четко и правильно выполнять задания, умело обращаться с приборами, быть аккуратным и экономно расходовать материалы».
Затем учитель знакомит детей с приборами и материалами-штативом, пробирками, колбами, воронкой, фильтровальной бумагой, стаканами, поваренной солью, речным песком, питьевой содой, глиной, ложечками, объясняет назначение отдельных приборов(штатива, пробирок, колб и др.),показывает, как надо ими пользоваться. Учитель показывает, как правильно держать пробирку, ложечку для насыпания сыпучих веществ и колбу, наполненную водой.
Последовательность выполнения практической работы
1.В каждую из четырех пробирок(№1,2,3,4) положить немного поваренной соли, речного песка, питьевой соды, глины.
2.В каждую пробирку налить до 1/3 объема воды и размешать смесь стеклянной палочкой.
3.Подготовить четыре фильтра и один из них поместить в воронку.
4.Смочить первый фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое первой пробирки, т. е смесь воды и поваренной соли. Выяснить, что вытекает а стакан через фильтр, что остается на фильтре. Сделать вывод. Затем убрать фильтр и вылить содержимое стакана.
5.То же повторить со второй, с третьей и четвертой пробирками, сформулировать соответствующие выводы.
Учитель разбирает каждый из этих пунктов и подробно объясняет отдельные этапы выполнения практической работы. При объяснении содержания первого пункта он напоминает учащимся, что в первую пробирку они должны насыпать поваренную соль, во вторую-речной песок, в третью-питьевую соду, в четвертую-глину. При объяснении содержания второго пункта он просит учащихся внимательно наблюдать за веществами, насыпанными в пробирки, стараться заметить те изменения, которые происходят с ними.
После объяснения содержания и последовательности выполнения работы учащиеся приступают к ее реализации. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы и оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения или допускает ошибки в работе.
Изготовление фильтра осуществляется под руководством учителя. Он показывает, как нужно сгибать листы фильтровальной бумаги и как срезать угол сложенного фильтра с помощью ножниц.
Учитель оказывает помощь учащимся и при формулировании выводов. Например, после фильтрования раствора поваренной соли он спрашивает: что произошло с поваренной солью? Где теперь находится поваренная соль? Почему поваренная соль прошла через фильтр? Какой вывод следует сделать на основе результатов опыта? С помощью подобных вопросов он помогает учащимся сформулировать правильные выводы по результатам последующих опытов.
После окончания практической работы надо подвести итоги. В процессе беседы учитель просит объяснить: растворяются ли вещества в воде? Все ли вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде растворяются? Какие вещества в воде не растворяются?
Учащиеся должны сказать, что в воде хорошо растворяются поваренная соль и питьевая сода; речной песок и глина в воде не растворяются, поэтому они через фильтр не проходят.
Учитель объясняет, что одни вещества в воде растворяются хорошо, а другие-слабо. Хорошо растворяются сахар, поваренная соль, сода, )
«Способность веществ растворяться в воде,-продолжает учитель,-имеет большое значение для жизни растений, животных и человека. В этом легко убедиться на примере удобрений. Все минеральные удобрения неплохо растворяются в воде.(Демонстрируется быстрое растворение в воде калийной селитры или другого минерального удобрения.) В почве они хорошо растворяются в дождевой воде или в воде, поступающей при орошении полей. Растворенными минеральными удобрениями питаются растения. Это способствует повышению их урожайности».
Следует коротко рассказать и о тех веществах, которые в воде практически не растворяются. К их числу относятся речной песок, гранит, глина, различные камни, дерево и т.п. Те вещества, которые в воде не растворяются, также находят широкое применение. Если бы растворялся кирпич, нельзя было бы из него строить дом. Если бы растворялся в воде асфальт, невозможно было бы им покрывать дороги.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с растворами, которые встречаются в природе. К ни относятся минеральные источники, соленая вода морей, океанов и некоторых озер. Изучение этого учебного материала целесообразно начать с рассказа учителя. «В водах рек, морей и океанов,- говорит он,-всегда имеются растворенные вещества. В них растворяется небольшое количество воздуха и различные соли. В 100 л воды некоторых морей содержится до 3-4 кг соли. В пресной воде рек, озер и колодцев также содержится небольшое количество растворенных веществ. Наименьшее количество растворенных веществ содержится в дождевой воде. Таким образом, во всякой природной воде имеются растворенные вещества. Отличаются воды рек, озер, морей и океанов тем, что в них растворено различное количество воздуха, солей и других веществ.
Кроме этого, в природе встречаются минеральные источники. В нашей стране разведено более 1500 крупных месторождений минеральных вод. Многие из них обладают лечебными свойствами и используются для лечения различных болезней». (Демонстрируется минеральная вода, которая продается в аптеках или специальных магазинах.)
После рассказа учителя можно предложить учащимся для беседы несколько вопросов: какие вещества растворены в речной и морской воде? Почему морскую воду не употребляют в пищу? Где берут моряки пресную воду для питания при плавании в океанах?
Закрепление новых знаний необходимо провести путем фронтального опроса с использованием следующих вопросов: какие вещества растворяются в воде? Какие вещества в воде не растворяются? Какие вещества можно считать растворимыми или нерастворимыми в воде? Какое значение имеет растворение веществ в воде? Какие вещества растворены в природной воде?
В качестве примера учащиеся должны написать в своей тетради названия трех-четырех веществ, растворяющихся и нерастворяющихся в воде. Эти записи могут иметь следующий вид: «Вещества, растворяющиеся в воде: сахар, столовая соль, питьевая сода, воздух.
Вещества, не растворяющиеся в воде: речной песок, глина, гранит, дерево».
В заключении формулируются следующие выводы: вода обладает свойством растворять различные вещества. Одни вещества в ней растворяются хорошо, другие-слабо, а третьи-практически не растворяются. Чтобы узнать, растворимо ли вещество в воде, надо смешать его с водой и пропустить через фильтр. Растворимые вещества проходят через фильтр, а не растворимые-задерживаются на нём. Природная вода всегда содержит растворенные вещества.
Заданием на дом: прочитать статью учебника «Вещества, растворимые и нерастворимые в воде».