Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Южная Америка»
Цели:выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний; развивать умение объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать географическую культуру учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по Южной Америке"»
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме
« Южная Америка»
Цели: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний; развивать умение объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать географическую культуру учащихся.
Оборудование: настенные карты - «Физическая карта Южной Америки», «Климатическая карта мира», «Географические пояса и природные зоны мира»; раздаточный материал - сигнальные карточки, тексты тестовой работы (по количеству учащихся); интерактивная доска, схемы путешествия «Высотная поясность» (по количеству учащихся).
Ход урока:
1.0ргмомент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых » разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останемся в вашей памяти надолго. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветгу с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвачу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью». Он объяснил, что был там, где не расту£ш)еревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не поверил ему, но и отдал самую^большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем величии».
Ребята, почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы? ( Идет обсуждение вопроса.)
Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит один из «пятитысячников» горной системы - Анды. Высотные пояса горы - это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.
2. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Задание 1.
Учитель. Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.
Работа выполняется на контурных картах, по вариантам. Ответы записываются на контурной карте цифрой, соответствующей названию объекта. Время на выполнение задания - 5 мин.
После выполнения задания ученики осуществляют самопроверку по картам атласа. Затем учитель предлагает учащимся, успешно справившимся с заданием, подняться на схемах на 1тыс. м. (Ученики делают отметку на схемах)
Задание 2.
Учитель. Задания по рядам. Время на выполнение задания 10 мин.
1ряд. «Строение земной коры и общие особенности рельефа. Рельеф и размещение полезных ископаемых».
2ряд. «Климат Южной Америки».
3ряд. «Внутренние воды».
Задания предварительно записываются на доске.
1 ряд.
Проанализируйте карты атласа «Строение земной коры» и физической карты Южной Америки. Вывод запишите в виде геологических часов в тетради.
Установите связи между рельефом и размещением полезных ископаемых. На контурной карте обозначьте условными знаками полезные ископаемые
Оцените роль рельефа в хозяйственной деятельности человека.
2 ряд.
С помощью условных обозначений подпишите на контурной карте климатические пояса.
Выделите климатический пояс, занимающий большую часть Южной Америки. Используя климатическую карту материка определите: ср. температуру июля, января, среднегодовое количество осадков, а также климатообразующие факторы, оказывающие влияние на формирование теплого и влажного климата. Данные с помощью условных обозначений нанести на контурной карте
Обозначьте районы, где осадков выпадает больше, чем в С/Э поясе. Подумайте чем это можно объяснить?
Отметьте территории, где осадков выпадает очень мало. Определите климатообразующие факторы, способствующие формированию сухого климата.
3ряд.
Определите по картам атласа к бассейну какого океана относятся крупные реки материка.
Дать характеристику реки Амазонка, используя план в приложениях учебника. (В тетради)
Назвать самое крупное озеро на материке.
Учащимся, справившимся с заданием, предлагается подняться еще на
1 тыс. м на схемах.
Задание 3.
Учитель.
Предлагаю вам вспомнить природные зоны Южной Америки. Возьмите контурные карты с обозначенными границами природных зон. На доске вы видите:
Вы должны правильно разместить а), б), в) на контурной карте материка, не используя карты атласа. Работа проводится в парах. Время на выполнение 4мин. Для проверки демонстрируется картинка на доске с верно размещенными знаками.
Учащимся, справившимся с заданием, предлагается подняться еще на 1тыс. м на схемах.
Задание 4.
Учитель. Изучая природу Южной Америки, мы с вами проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, я предлагаю выполнить тестовую работу. Выполним ее по двум вариантам. Время на выполнение - 5 мик.
После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок записаны на доске.
Учащимся, справившимся с заданием, предлагается подняться еще на один высотный пояс.
Задание 5.
Учитель. Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Для изучения стран и народов Южной Америки мы использовали учебник, карты атласа, дополнительную литературу, видеофильмы. Прием составления комплексной характеристики страны, используя различные источники информации, вы освоили. А можете ли вы определить по двум-трем фразам, о какой стране идет речь? Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками.
Учитель на интерактивной доске располагает контуры стран: Аргентина, Перу, Бразилия, Чили. Контуры обозначены разными цветами. У каждого учащегося на столе комплект цветовых сигналов (карточки четырех цветов).
Вопросы
Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и
по населению. (Бразилия)
Название страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни
серебра там не обнаружено. (Аргентина)
Протяженность страны с севера на юг значительно превосходит ее
размеры с запада на восток. (Аргентина, Чили)
Территория этого государства расположена и в Северном, и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия)
Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина, Чили)
Эту страну называют археологическим музеем Южной Америки, так как она является страной древнейших индейских цивилизаций. (Перу)
Страну называют «мокрым углом» Южной Америки. (Чили)
Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное их занятие-скотоводство. (Аргентина)
Страна богата рудами цветных металлов. (Перу, Чили)
На территории страны расположена одна из самых засушливых пустынь мира. (Чили)
Учащимся, правильно ответившим на большую часть вопросов, предлагается подняться еще на один высотный пояс на своих схемах.
3. Подведение итогов занятия.
Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъема к вершине: на какой высоте вы оказались? Идет обсуждение результатов.
Учитель подводит итоги урока. Поощряет наиболее активных. Обращает внимание учеников, которые не все задания выполнили, на то, какие темы им необходимо повторить. Общая оценка за письменные работы выставляется в журнал после проверки.
Тестовая работа
Укажите номера утверждений, относящихся к материку.
1-й вариант - Африка;
2-й вариант - Южная Америка.
1. Материк пересекает экватор.
2. Основной массив материка расположен южнее экватора.
3. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
4. Материк расположен в Западном полушарии. .
5. В рельефе преобладают равнины.
6. В рельефе преобладают высокие горы.
7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.
9. Омывается Атлантическим океаном.
10. Омывается Индийским океаном.
11 . Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе
стороны экватора.
12. Материк пересекает умеренный пояс.
13. На материке протекает много полноводных рек.
14. Материк - самый жаркий из всех материков Земли.
15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
16. Пустыни на материке занимают большую площадь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение