12.01.2016
Урок № 34 5 кл.
Тема урока. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Цель: сформировать представления о Солнечной системе и месте Земли в ней.
Оборудование: Атласы – География. Планета Земля, Серия «Сферы». М.: Просвещение, учебник, электронное приложение линии УМК «Сферы», экран, проектор.
Тип урока: изучение нового материала.
Подготовительный этап: задания опережающего характера, для ребят, проявляющих интерес к предмету. Подготовить сообщения по темам: «Солнечная система», Система «Земля – Луна», «Земля – уникальная планета».
Ход урока:
I. Организационный момент. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация на изучение нового материала через повторение изученного (работа с учебником стр.38 – рубрика «Вы узнаете»).
Вспомните:
- Какие планеты входят в Солнечную систему?
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- Какой спутник имеет наша планета? (Луна).
Слово учителю. Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от солнца. Она имеет единственный спутник – Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле. Сегодня ребята подготовили нам интересные мини-проекты, давайте послушаем их.
( Далее к доске по очереди выходят ученики, заранее подготовившие проект к уроку. По ходу рассказа ребята демонстрируют материалы из электронного учебника).
Изучение нового материала.
Учитель. Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в тетради.
Расположение и движение земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца – 150 млн. км;
-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.
Наличие атмосферы.
Обладание большими запасами воды.
Наличие почвы.
Воздух для нас – бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше.
- Назовите условия возникновения горения:
- Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется.
- Доступ кислорода.
- Каковы условия прекращения горения - одновременно и причины горения?
Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения.
Тушение свечи.
Учитель (или ученик) читает стихотворение поэта Б. Гуртуева.
Огонь и вода
Огонь смеялся над котлом с водой,
Грозя воде неслыханной бедой
"С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!"
Вода вздохнула: "Уважаю власть…"
Вскипела и на пламя пролилась,
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.
Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. (Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие керосин, загоревшееся на сковородке масло).
- Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
а) загорелась одежда на человеке;
б) воспламенился бензин;
в) возник лесной пожар. - Огнетушитель – одно из средств тушения пожаров, его устройство и принцип работы изучите на ОБЖ.
- Короткий диспут: "О вреде и пользе горения" Первый вариант аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, второй - о вреде. При затруднении учащиеся пользуются ключевыми словами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Включите ноутбуки и приготовьтесь к ф/м.
Представьте, что вы в морозном зимнем лесу… Вдохните воздух через правую половину носа, выдох – через обе (3 раза). Мы проводим глубокую вентиляцию легких, насыщаем кровь кислородом, которая несет его к головному мозгу. При усиленной умственной работе потребление кислорода возрастает.
Домашнее задание.
- Изучить § 22.