Презентация нового материала Целеполагание Учитель Изучение нового материала Вступительное слово учителя. А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки. « Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал : « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ». Скажите пожалуйста как правельно мы назавем географические объекты с которых были принесены эти предметы. (природные зоны) Учитель Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа. Учитель - Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по природным зонам Южной Америки. Установим в пределах, каких природных зон расположен материк, узнаем о своеобразии растительного и животного мира Ю.Америки. Актуализация знаний. - Что мы уже изучили о материке Южная Америка? Какие темы? - Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка (природные зоны)? - Вспомните, что такое природная зона? - Какие характерные черты природных зон мы должны определить? (ГП, климат, почвы, растительный и животный мир). Стадия вызова - Для начала, я хочу узнать, какие у вас возникают ассоциации, связанные с природными зонами Ю.Америки? Учитель Что такое природная зона? (большой природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира) Зная определение, давайте поставим цель урока. Предполагаемый ответ ученика: мы должны узнать, как разместились природные зоны на материке Южная Америка, какие там растения и животные. Запись темы урока в тетрадь
Учитель -Откройте атлас. Какие природные зоны есть на материке? Покажи (и отметить в картах - лекал) - Влажные экваториальные леса, переменно – влажные леса, саванны, вечнозеленые леса, полупустыни и пустыни, степи, смешанные леса. - Какие из них занимают наибольшую площадь? - Экваториальные леса, саванны, полупустыни, степи. -Сегодня на уроке мы с вами их опишем. Учитель Ответ: Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса. Итак, багаж собран, мы еще воспользуемся им. Без чего еще невозможно обойтись в путешествии? (ответ-«без карты») Они у нас есть. Какими картами мы будем пользоваться? Откройте атлас стр. – карта природные зоны Южной Америки. Вступительное слово учителя. Как и Австралия, Ю.Америка выделяется среди материков своебразием органического мира. Длительная изоляция от других материков способствовала формированию в Ю.Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Рассказ ученика Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного дерева, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка-капибара, шиншиллы). Куда же нам отправиться? Влажный экваториальный лес (сельва) Стоит как дом многоэтажный, Каждый ярус очень важный. Сверху – ветер, солнце, дождь, Снизу – сыро, не пройдешь. Великаны все вокруг Друг за другом встали в круг. Если будет непогода, Корни-доски им помогут. Чтобы ближе к солнцу быть, Каждый луч его ловить, По ступеням-веткам ввысь, Соревнуясь, поднялись Эпифиты всех мастей: От кактусов до орхидей. Многоцветочный каскад, Словно – это дивный сад! Пенье птиц, мартышек крик, Ревуна гортанный рык … Жизнь вверху кипит. Пальмы, фикусы, бананы, Диффенбахии, лианы Все обвили как спруты, Не проехать, не пройти! Свет здесь редкий гость, темно И опасностей полно: Змеи, оводы, жуки, Черви, блохи, пауки, Скорпионы. Муравьи Кочуют по лесу они. Ягуар и кугуар Поджидают капибар. Где-то рядом оцелот – Южноамериканский кот. И подвижный муравьед Ест термитов на обед. Берегитесь вы удава, И пиранью, и каймана… Рассказ учащихся о природных зонах с использованием презентации (по ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу). 1. Сегодня на уроке мы с вами их опишем. Южная Америка знаменита влажными вечнозелёными экваториальными лесами, здесь их называют сельва, что в переводе с португальского означает «лес». Что такое сельва? (словарь) Сельва – бразильское название влажных, периодически затопляемых лесов экваториального пояса в Южной Америке, в основном в бассейне Амазонки. - Зона экваториальных лесов Южной Америки.
Природная зона | ГП | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир | Влажные экваториальные леса – сельва | По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности | Экваториальный пояс: жарко и влажно | Красно-желтые ферраллитные | Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай | Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри | 2. Перейдём к саваннам. Саванна (льянос, кампос) Тут природа монотонна И зависит от сезона. Вот период жарких дней Перешел в сезон дождей. И деревья здесь редки. Мало влаги. Вдоль реки Галерейные леса На просторах льяноса. То ковер из трав душистых, Пальм раскидистых, пушистых, То в невыносимый зной Сохнет, гибнет травостой. Молочаи и мимозы, Что на зонтики похожи, Много кактусов древесных, Тем природа интересна. Вот такой ландшафт – безлесье, А точнее – редколесье. - Что такое саванна? (словарь) Льянос – местное название саванн субэкваториального пояса на северо-востоке Южной Америки, в бассейне реки Ориноко. Кампос – местное название саванн Бразилии. | Саванны | Оринокская низменность, Гвианское, Бразильское плоскогорья. | Субэкваториальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко | Красные ферраллитные | Акации, пальмы, кактус, мимоза, молочай, кебрачо | Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду | Степь (пампа) Есть в субтропиках равнина Речки Параны долина. Черноземный тут ландшафт С изобильем диких трав. Злаки здесь царят везде, Лучше пастбищ нет нигде. На полях растят зерно. Пампа – житница давно. 3. Теперь перейдём к субтропическим степям. - Что такое пампа? (словарь) Пампа – зона субтропических степей. | Степи - пампа | К югу от саванн до 40о ю.ш. | Субтропический пояс: тепло и влажно | Красновато-черные | Ковыль, просо, камыши | Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка | 4. Юг материка, где умеренный климат, малое количество осадков, занимают полупустыни – Патагония. Что такое Патагония? (словарь) - Патагония – зона полупустынь Южной Америки. Холодное Перуанское течение усиливает сухость воздуха, образуя пустыню. Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира. Есть районы, где никогда не бывает дождей, а единственными источниками влаги служат туманы и росы. | Полу-пустыни – Патагония | Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж. Амери-ки | Субтропический, умеренный пояс: сухо и прохладно | Бурые, серо-бурые | Злаки, подушкообразные кустарники | Вискача, нутрия, броненосцы | Влажные экваториальные леса (сельва) Зона лесов занимает Амазонскую низменность и прилегающие к ней восточные склоны Анд. Сельва – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных. Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба (высотой до 80 метров), древовидные папоротники. Много лиан и эпифитов – орхидеи. Особенно богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы, даже лягушки и ящерицы, много змей в том числе самая крупная на Земле Анаконда. У воды обитают копытные – тапиры и самый крупный грызуна Земле водосвинка капибара. Самый крупный хищник Ягуар. Саванны Саванны - занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, “бутылочное” дерево, жесткие травы и колючие кустарники, низкорослые редколесья- кебрачо в переводе - сломай топор).Животные не так разнообразны как в Африке. здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи – пекари ,броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду. Высокотравная саванна на широких равнинных берегах реки Ориноко – наз. Льянос. Сухие кустарниковые саванны – это кампос. Пампа К югу от саванн раскинулись субтропические степи (пампа). Отмечаем на контурных картах, заполняем таблицу. Пампа обладает плодородными почвами. В растительном покрове преобладают злаки , на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы характерны быстро бегающие животные, пампасский олень, пампасская кошка, ламы, Много грызунов (нутрия), броненосцы, птицы. Пампа активно используется человеком как естественные пастбища. Патагония Полупустыни расположились на юге материка, этот суровый край называют Патагонией. Климат умеренного пояса с малым количеством осадков формируют своебразное природное сообщество из злаков, колючих и вечнозеленых кустарников образующих плотные заросли. Здесь много грызунов, мелких броненосцев. Многие виды растений и животных одомашнены и имеют большую хозяйственную ценность. Учитель Какие новые необычные названия природных зон вы сегодня услышали впервые? (Сельва, кампос, льянос, пампа, патагония). Запишите в листок открытий их определения, заучите и перескажите друг другу. - Ребята, давайте сделаем вывод: все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах. Физминутка 1м | Ученики записывают в рабочих тетрадях дату занятия, тему урока Ученики внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы для всех. Для всех Видеоролик |