kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные районы Казахстана. Алтай. Урок географии в 8 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии Казахстана в 8 классе  по теме "Алтай" направлен на создание образа территории природного района. Разнообразные приемы и формы работы дают возможность продолжить формирование понятий «природный район», «альпийский тип рельефа», «температурная инверсия», «высотная поясность», установить взаимосвязь между компонентами природы,  сформировать представления о хозяйственной деятельности населения в горных территориях; определить главные экологические проблемы и сформулировать пути их решения,  развивать умение работать по типовому плану характеристики ПР с целью выявления его особенностей; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. В групповой работе ученики разрешать предложенную проблему. Самоконтроль знаний ученики могут провести с помощью теста, предложенного в четырех вариантах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природные районы Казахстана. Алтай. Урок географии в 8 классе. »


ТЕМА: АЛТАЙ - природный район Казахстана

ЦЕЛИ и задачи:

Образовательные:

- создать образ территории природного района;

- продолжить формирование понятий «природный район», «альпийский тип рельефа», «температурная инверсия», «высотная поясность»;

- установить взаимосвязь между компонентами природы, особенности природного района;

- сформировать представления о хозяйственной деятельности населения в горных территориях;

- определить главные проблемы и сформулировать пути их решения.

Развивающие:

- развивать умение работать по типовому плану характеристики ПР с целью выявления его особенностей;

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи

- развивать умение выявлять причины и сущность эко: проблем территории;

- развивать умение анализировать картографический материал, материалы учебника, СМИ, дополнительной литературы;

- развивать умения общения и деятельности при работе с ППС и МГ.

Воспитательные:

- формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему

миру;

- воспитание экологической ответственности, мышления и сознания, как черты личности.

Категориальный аппарат усвоения:

ГП, геологическое и тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, воды, растительный и животный мир высотных поясов, хозяйственная деятельность, проблемы и охрана природы Алтая

Способы действия учащихся:

характеристика ПР по типовому плану;

анализ материалов учебника, карты, дополнительных источников информации;

установление причинно-следственных связей и восстановление логики событий;

сравнение компонентов природы ПР Алтая и Урала.


Ценностный компонент урока:

Алтай – уникальная природная территория, ее значимость для Казахстана; отношение к району как форме создания образа территории.













Этап

урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

М

АОЗ и АМД для определения Ц и 3


О

урока, осознания темы.


Т

-Какой блок мы изучаем?


И

-Какой природный район стал темой

Участие во фронтальной беседе.

В

изучения прошлого урока?


А

-Какой природный район изучаем


Ц

сегодня?


И

Название гор идет от слова «алтын»


О

- золотой.


Н

Н.Рерих, посетивший в своей жизни


Н

много разных мест, писал об Алтае:


Ы

«Жемчужина Азии! Страна прекрас-

Создание образа территории.

Й

ных лесов, гремящих рек и бело-



снежных хребтов. Здесь и горы-то



прекрасны, и недра-то могучи, и ре-



ки - то быстры, и цветы-то невидан-



ны».



-Вспомните то, что вы знаете об Ал-



тае и поясните, почему именно та-



кими эпитетами наделил художник

Восстановление знаний о районе в


этот район.

ИМД, обсуждение темы.


-Как вы считаете, достаточно ли



этих знаний, чтобы считать их пол-



ными и глубокими?



-Какие задачи мы поставим перед

Принятие темы.


собой?



Решив их, вы сможете определить,

Формулировка задач урока, полу-


почему «Это удивительный край, за-

чение целевой установки.


служенно ценимый горняками и ме-



таллургами, энергетиками и ското-



водами, туристами и альпинистами»,



как о нем писал Ю.К. Ефремов, про-



блемы района, работая в ППС, в МГ.


О

П

Е

Р

А

Ц

И

О

Н

Организация работы в ППС по

изучению темы по учебнику.

-Прочитать текст учебника, выпи-

сать новые понятия, географические

объекты, имеющие значимость, под-

готовить вопросы.

Знакомство с темой по тексту

учебника, работа в тетради, выде-

ление главного, обсуждение в

ППС.





Н

Ы

Й


Проверка выполнения:

-Какие понятия выписали?

-Какие географические объекты яв­ляются значимыми?

-Что непонятно, о чем хотите спро­сить?

Организация работы в МГ по расширению и углублению зна­ний.



Участие в ОО.

Работа в МГ по заданиям, предло­женным в карточках, с учебником, картой, дополнительной литерату­рой:

1 .Алтайские горы имеют «альпий­ский тип рельефа». Докажите, что это так и объясните почему. Можно ли назвать альпийским рельеф Урала? В чем причина? В помощь:

Альпы - горы в Европе. Альпийским называется горообра­зование кайнозойской эры. «Альпийский тип рельефа» - см. «Советский Энциклопедический словарь», стр. 45. Можно ли рельеф Урала назвать альпийским? Докажите свою точку зрения.

2.Высшая точка Алтая г.Белуха. Она находится за пределами Казах­стана. Н. Рерих писал о ней: «Бела Белуха!». Почему? Как казахское название горы «Муз-тау» перекликается с русским? В помощь:

Вспомните перевод на рус. яз. Муз-? Тау-?

З.Казахстанкую часть Алтая назы­вают Рудным Алтаем. Почему? Рассмотрите на доске схему горных хребтов Алтая, впишите названия недостающих и нанесите условны­ми знаками ПИ.

Как вы думаете, какие части назы­вают полиметаллическим поясом, медным поясом, редкоземельным поясом, золотоносным поясом?


















Похож ли Урал по ПИ на Алтай? 4.Мы знаем, что снижение темпе­ратуры воздуха наблюдается в го­рах с поднятием в высоту. В Ал­тайских межгорных котловинах t воздуха ниже, чем на склонах. Как называется это явление? Как оно возникает?

В помощь: учебник СНГ, стр. , справочная литература. Наблюдается ли данное явление на Урале? Почему?

5.Алтай называют «конденсато­ром» влаги. Почему? Западные и восточные склоны имеют разное увлажнение. В чем причина?

В котловинах гор осадков выпадает в 10 раз меньше, чем на склонах гор, около 200 - 300 мм. В чем причина сухости? Почему Уральские горы, располо­женные западнее и являющиеся орографической преградой на пути движения западных ветров, увлаж­нены гораздо меньше?

6.Почему алтайские реки много­водны и содержат большие запасы гидроэнергетических ресурсов? На какой высоте образуются лед­ники?

Почему снеговая линия северных хребтов ниже, чем южных? Почему ледники западных склонов мощнее восточных? Почему озеро Маркаколь образно называют «небесным озером»? Попробуйте установить причину возникновения названия «Марка­коль».

В помощь: «марка» - барашек

«коль» - озеро

7.Рассмотрите схему высотных поясов Алтая. Прокомментируйте ее, пользуясь аналогичной схемой
















на доске. Что является основной



причиной смены ПК в горах?



Проявляется ли высотная пояс-



ность на Урале? Почему?



Обсуждение, подготовка ответа.



Отчет групп.



Обсуждение в ППС.


Обобщение и систематизация знаний:

Работа в МГ, определение правильного порядка, комментирование в ОО.



-Установите главные причинно -


следственные связи между компо-


нентами природы, используя схему.



ГП



Тектоническое строение



Рельеф



Климат



Воды



Природные комплексы



Хозяйственная деятельность



-Прокомментируйте слова Ю.К. Еф-



ремова об Алтае.

ОО.


-Как сказывается на природе хозяй-



ственная деятельность?

Прогнозирование.


-Восстановите логическую цепочку

Отчет исследовательской группы,


событий:

работающей над темой «Экологи-


особенности геологического строе-

ческие проблемы Казахстана».


ния, климата



наличие полезных ископаемых и дру-

Работа в МГ, восстановление це-


гих ресурсов

почки, выброс вариантов на доске.


добыча и переработка сырья, раз-



витие с/х



загрязнение окружающей среды и



истощение богатств



охрана природы, применение мало-



отходных и безотходных техноло-



гий



-Какие меры по охране природы

Отчет исследовательской группы,


принимаются в районе?

изучающей охраняемые террито-



рии в Казахстане:



Маркакольский заповедник.



Западно-Алтайский заповедник.



Катон-Карагайский национальный



парк.



Заказник Рахмановские ключи.



Памятник природы Синегорская







-Достаточно ли предпринимаемых мер? В каком случае они дадут ре­зультат?

пихтовая роща.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Организация итогового обсуждения темы;

-Вспомните, какие задачи мы стави­ли перед собой? Решили ли мы их? -Сформировался ли у вас образ дан­ного района?

-Прав ли был Н.Рерих, награждая такими эпитетами данную террито­рию? -Составьте пятистишье об Алтае, выразив свое видение данной терри­тории.

-Дома вы можете выполнить одно из заданий:

составить визитную карточку ПР;

составить тест;

составить вопросник для проверки знаний.

Участие в ОО, саморефлексия.








Самостоятельная работа по состав­лению пятистишья.


Определение д/з.



































Тест по теме «Алтай»

1 вариант


1. Современный рельеф гор сформировался

A) в мезозойскую эру;

Б) в альпийскую эпоху горообразования;

B) в палеозойскую эру;

Г) в байкальское горообразование.

2. Пояс редких металлов сформировался

A) в Калбинском и Нарымском хребтах;

Б) в Рудном и Южном Алтае;

B) в Калбинском хребте;

Г) в Убинском и Ивановском хребте.

3. Более увлажненными являются

A) восточные подветренные склоны гор;

Б) межгорные котловины;

B) западные наветренные склоны.

4. Причиной большого количества вод является

A) наличие водохранилищ;

Б) ледниковый покров;

B) большое увлажнение территории;

Г) подземные источники.

5. Охраняемые территории на Алтае:

А) Маркакольский заповедник;

Б) Западно - Алтайский заповедник;

В) Катон -Карагайский национальный парк;

Г) все перечисленные.


Тест по теме «Алтай»

2 вариант


1. Складчатое строение гор под воздействием процессов выветривания превратилось

в плато с выровненной поверхностью

А) в альпийскую эпоху горообразования;

Б) в мезозойскую эру;

В) в палеозойскую эру;

Г) в байкальское горообразование.

2. Пояс полиметаллических руд сформировался

A) в Рудном и Южном Алтае;

Б) в Калбинском и Нарымском хребтах;

B) в Калбинском хребте;

Г) в Убинском и Ивановском хребте

3. Причиной низких температур воздуха в межгорных котловинах является

A) изменение температуры с высотой;

Б) наличие льда на вершинах;

B) температурная инверсия.

4. Крупнейшее высокогорное озеро, на котором создан заповедник:

A) Алаколь;

Б) Зайсан;

B) Маркаколь;

Г) Ульба.

5. Основными видами хозяйственной деятельности на Алтае являются;

A) лесной и рыбный промысел;

Б) добыча и переработка полезных ископаемых;

B) земледелием и скотоводством;

Г) все перечисленное.


Тест по теме «Алтай»

3 вариант


1. Горы образовались на месте обширного моря

A) в мезозойскую эру;

Б)в палеозойскую эру;

B) в альпийскую эпоху горообразования;

Г) в байкальское горообразование.

2.3олотой пояс сформировался

A) в Калбинском хребте;

Б) в Калбинском и Нарымском хребтах;

B) в Рудном и Южном Алтае;

Г) в Убинском и Ивановском хребте.

3.Верховья реки Малая Ульба - самое влажное место в Казахстане. Здесь выпадает осадков

A) 300-400 мм;

Б) 1000 мм;

B) 1500-2000 мм.

4.Крупные водохранилища на Иртыше:

А) Ульбинское и Маркакольское;

Б) Курчумское и Зайсанское;





В) Бухтарминское и Усть - Каменогорское;

Г) Рахмановское и Усть - Каменогорское.

5.Причиной образования высотных поясов в горах является

A) изменение температуры с высотой;

Б) изменение увлажнения с высотой;

B) большая высота гор;

Г) все перечисленное.

Тест по теме «Алтай»

4 вариант


1. Горы имеют складчато - глыбовое строение, т.к. испытали вторичное поднятие

A) в мезозойскую эру;

Б) в альпийскую эпоху горообразования;

B) в палеозойскую эру;

Г) в байкальское горообразование.

2. Пояс медных руд сформировался

A) в Убинском и Ивановском хребте;

Б) в Калбинском и Нарымском хребтах;

B) в Рудном и Южном Алтае;

Г) в Калбинском хребте.

3. В межгорных котловинах Алтая выпадает осадков

A) 1500-2000 мм;

Б) 1000 мм;

B) 200 - 400 мм.

4. Ледники в Алтайских горах расположены на высоте

A) 1450 м;

Б) 1500-2000 м;

B) 2500 м;

Г) 4500 м.

5.Высотные пояса Алтая:

A) степной, лесной;

Б) полупустынный, степной, лесной;

B) степной, лесной, луговой, ледниковый;

Г) полупустынный, степной, лесной, луговой, ледниковый.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Природные районы Казахстана. Алтай. Урок географии в 8 классе.

Автор: Барвих Светлана Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока географии " Центральный Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-tsientral-nyi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "153989"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421084344"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Алтай" к уроку географии в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-altai-k-uroku-ghieoghrafii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "155787"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421325177"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Типы почв Казахстана"
    ["seo_title"] => string(22) "tipy-pochv-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "277887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453016823"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "внекласная работа.Конкурс среди 5-11 класов ."на дальних берегах""
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklasnaia-rabota-konkurs-sriedi-5-11-klasov-na-dal-nikh-bierieghakh"
    ["file_id"] => string(6) "284365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453974156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства