Природные районы Казахстана. Алтай. Урок географии в 8 классе.
Природные районы Казахстана. Алтай. Урок географии в 8 классе.
Урок географии Казахстана в 8 классе по теме "Алтай" направлен на создание образа территории природного района. Разнообразные приемы и формы работы дают возможность продолжить формирование понятий «природный район», «альпийский тип рельефа», «температурная инверсия», «высотная поясность», установить взаимосвязь между компонентами природы, сформировать представления о хозяйственной деятельности населения в горных территориях; определить главные экологические проблемы и сформулировать пути их решения, развивать умение работать по типовому плану характеристики ПР с целью выявления его особенностей; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. В групповой работе ученики разрешать предложенную проблему. Самоконтроль знаний ученики могут провести с помощью теста, предложенного в четырех вариантах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать умения общения и деятельности при работе с ППС и МГ.
Воспитательные:
- формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему
миру;
- воспитание экологической ответственности, мышления и сознания, как черты личности.
Категориальный аппарат усвоения:
ГП, геологическое и тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, воды, растительный и животный мир высотных поясов, хозяйственная деятельность, проблемы и охрана природы Алтая
Способы действия учащихся:
характеристика ПР по типовому плану;
анализ материалов учебника, карты, дополнительных источников информации;
установление причинно-следственных связей и восстановление логики событий;
сравнение компонентов природы ПР Алтая и Урала.
Ценностный компонент урока:
Алтай – уникальная природная территория, ее значимость для Казахстана; отношение к району как форме создания образа территории.
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
М
АОЗ и АМД для определения Ц и 3
О
урока, осознания темы.
Т
-Какой блок мы изучаем?
И
-Какой природный район стал темой
Участие во фронтальной беседе.
В
изучения прошлого урока?
А
-Какой природный район изучаем
Ц
сегодня?
И
Название гор идет от слова «алтын»
О
- золотой.
Н
Н.Рерих, посетивший в своей жизни
Н
много разных мест, писал об Алтае:
Ы
«Жемчужина Азии! Страна прекрас-
Создание образа территории.
Й
ных лесов, гремящих рек и бело-
снежных хребтов. Здесь и горы-то
прекрасны, и недра-то могучи, и ре-
ки - то быстры, и цветы-то невидан-
ны».
-Вспомните то, что вы знаете об Ал-
тае и поясните, почему именно та-
кими эпитетами наделил художник
Восстановление знаний о районе в
этот район.
ИМД, обсуждение темы.
-Как вы считаете, достаточно ли
этих знаний, чтобы считать их пол-
ными и глубокими?
-Какие задачи мы поставим перед
Принятие темы.
собой?
Решив их, вы сможете определить,
Формулировка задач урока, полу-
почему «Это удивительный край, за-
чение целевой установки.
служенно ценимый горняками и ме-
таллургами, энергетиками и ското-
водами, туристами и альпинистами»,
как о нем писал Ю.К. Ефремов, про-
блемы района, работая в ППС, в МГ.
О
П
Е
Р
А
Ц
И
О
Н
Организация работы в ППС по
изучению темы по учебнику.
-Прочитать текст учебника, выпи-
сать новые понятия, географические
объекты, имеющие значимость, под-
готовить вопросы.
Знакомство с темой по тексту
учебника, работа в тетради, выде-
ление главного, обсуждение в
ППС.
Н
Ы
Й
Проверка выполнения:
-Какие понятия выписали?
-Какие географические объекты являются значимыми?
-Что непонятно, о чем хотите спросить?
Организация работы в МГ по расширению и углублению знаний.
Участие в ОО.
Работа в МГ по заданиям, предложенным в карточках, с учебником, картой, дополнительной литературой:
1 .Алтайские горы имеют «альпийский тип рельефа». Докажите, что это так и объясните почему. Можно ли назвать альпийским рельеф Урала? В чем причина? В помощь:
Альпы - горы в Европе. Альпийским называется горообразование кайнозойской эры. «Альпийский тип рельефа» - см. «Советский Энциклопедический словарь», стр. 45. Можно ли рельеф Урала назвать альпийским? Докажите свою точку зрения.
2.Высшая точка Алтая г.Белуха. Она находится за пределами Казахстана. Н. Рерих писал о ней: «Бела Белуха!». Почему? Как казахское название горы «Муз-тау» перекликается с русским? В помощь:
Вспомните перевод на рус. яз. Муз-? Тау-?
З.Казахстанкую часть Алтая называют Рудным Алтаем. Почему? Рассмотрите на доске схему горных хребтов Алтая, впишите названия недостающих и нанесите условными знаками ПИ.
Как вы думаете, какие части называют полиметаллическим поясом, медным поясом, редкоземельным поясом, золотоносным поясом?
Похож ли Урал по ПИ на Алтай? 4.Мы знаем, что снижение температуры воздуха наблюдается в горах с поднятием в высоту. В Алтайских межгорных котловинах t воздуха ниже, чем на склонах. Как называется это явление? Как оно возникает?
В помощь: учебник СНГ, стр. , справочная литература. Наблюдается ли данное явление на Урале? Почему?
5.Алтай называют «конденсатором» влаги. Почему? Западные и восточные склоны имеют разное увлажнение. В чем причина?
В котловинах гор осадков выпадает в 10 раз меньше, чем на склонах гор, около 200 - 300 мм. В чем причина сухости? Почему Уральские горы, расположенные западнее и являющиеся орографической преградой на пути движения западных ветров, увлажнены гораздо меньше?
6.Почему алтайские реки многоводны и содержат большие запасы гидроэнергетических ресурсов? На какой высоте образуются ледники?
Почему снеговая линия северных хребтов ниже, чем южных? Почему ледники западных склонов мощнее восточных? Почему озеро Маркаколь образно называют «небесным озером»? Попробуйте установить причину возникновения названия «Маркаколь».