kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии " Центральный Казахстан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

П/ Предмет: География

Сынып / Класс:  9

Та?ырып / Тема:

Центральный Казахстан

Ма?сат / Цель:

изучить условия формирования Центрального Казахстана

О?ыту мен т?рбиелеуді? міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

способствовать изучению особенностей экономико-географического положения, природных условий и показателей население Центрального Казахстана;

учить самостоятельно работать при изучении нового материала, учить самоанализу и анализу своей работы и товарища, развивать умение слушать друг друга;

способствовать воспитанию дружбы, взаимовыручки при работе в группах. 

??рал – жабды?тар, к?рнекті ??ралдар / Оборудование, наглядные пособия:

 Мультимедийный комплекс, презентация Power Point, флипчарт, карточки с текстами

Саба? Т?рі / Тип урока:

 комбинированный

 

Саба? барысы / Ход урока:

  1. Организационный  момент.

Деление на группы «Молекулы»

Сегодняшнее занятие мы проведем в виде соревнования.

Слайд Разминка «Улыбнитесь»

- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

  1. Вводно-мотивационный этап

Учитель: - Ребята, сейчас постарайтесь самостоятельно отгадать экономический район, о котором мы сегодня будем говорить, то есть тему урока.

- Это самый безводный район страны: он удален от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной. Один из самых богатых минеральными ресурсами районов.

Ответы учащихся.

Слайд  - Верно, это Центральный Казахстан.

- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. Что мы должны сегодня на занятии изучить?

Ответы учащихся.

 

Слайд

Всегда тепла родная сторона.
Всем до могилы дорога она.
И мне земля, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.

Как не любить ее мне все сильней!

Ведь шесть Германий уместится в ней!

Алтай – начало, Каспий – окончанье.

Вот где лежит гнездо судьбы моей…

                                        С. Муканов

 

- Для того чтобы достичь цели урока, при изучении нового материала, вы будете работать в группах, давайте обсудим правила работы в группе.

 

Слайд  (Возрастные особенности учащихся)

Правила работы в группе:

  1. Говорите по – очереди, не перебивая друг друга.
  2. Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»
  3. Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.
  4. Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь).
  5. Высказывается обязательно каждый.

Задание: Заполните таблицу. (Применение ИКТ)

Экономические районы Казахстана

Центральный

Восточный

Западный

Северный

Южный

Состав районов (области)

-Карагандинская

-Восточно-Казахстанская

-Западно-Казахстанская;

-Актюбинская;

-Атырауская;

-Мангыстауская

-Костанайская;

-Северо-Казахстанская;

-Акмолинская;

-Павлодарская

-Алматинская;

-Жамбылская;

-Южно-Казахстанская;

-Кызылординская

 

Слайд  Групповое задание: «Найдите ложное утверждение»

  • Каждая группа записывает три утверждения по теме «Территориальная организация производства», одно из которых является ложью.
  • Зачитайте утверждения
  • Определите какое из трех утверждений не является истинной.

Слайд  Выберите верное утверждение. (Развитие критического мышления)

1. Какая область находится севернее:

Западно-Казахстанская или Атырауская?

2. Какая область находится восточнее:

Актюбинская или Караган­динская?

3. Какая область находится западнее:

Атырауская или Кызылординская?

4. С какой областью граничит Центральный Казахстан на востоке?

5. С какой областью граничит Акмолинская область на юге?

6. Какая область расположена к северо-западу от Кызылординской области?

7. Какая область расположена к юго-востоку от Павлодарской области?

 

Слайд   Задание: Закончите предложение

1. Если в экономическом районе какой-либо продукции произво­дится больше, чем необходимо данной территории, то эти про­изводства относятся к отрасли ...

(специализации, вспомога­тельной, обслуживающей).

2. Западный экономический район наиболее богат ....

3. Чтобы определить отрасли специализации района, рассчиты­вают коэффициент специализации (К) по формуле: …

 

Задание Флипчарта.   Распределите города:

По какой главной группе вы их распределите, с чем связан ваш выбор?

Астана, Караганды, Усть-Каменогорск, Алматы, Тараз, Павлодар, Шымкент, Темиртау, Семей, Костанай, Актобе, Риддер, Кокшетау, Жезказган, Актау.

Экономические  районы  Казахстана

Центральный

Восточный

Западный

Северный

Южный

 

Задание Флипчарта.   Задание: «Тематические ключевые слова».
Какие из приведенных слов относятся к главным отраслям социальной инфраструктуры?

Растениеводство, Здравоохранение, Образование, Машиностроение, Население Казахстана, Организация отдыха населения, Легкая промышленность, Торговля.

 

Слайд  «Угадай вопрос». (Развитие критического мышления)

Вспомогательные                        Петропавловск                        5

отрасли

 

 

 

 

 

Добыча нефти                                                                               Акмолинская

и газа                                                                                                     область

                                                    Обслуживающие

 

Слайд   Задание: «Добавьте детали» Расширьте предложение.

  • Исходное предложение:

Географическое разделение труда – это специализация территории.

  • Расширенное предложение:

Географическое разделение труда выражается в специа­лизации территории на производстве определенных видов про­дукции и обмене ими.

Слайд    Ваша точка зрения.

Целесообразно ли строить предприятие в районе с недостат­ком природных ресурсов для его работы? Какие проблемы воз­никнут в этом случае?

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии " Центральный Казахстан" »

Пән / Предмет: География

Сынып / Класс: 9

Тақырып / Тема:

Центральный Казахстан

Мақсат / Цель:

изучить условия формирования Центрального Казахстана

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

способствовать изучению особенностей экономико-географического положения, природных условий и показателей население Центрального Казахстана;

учить самостоятельно работать при изучении нового материала, учить самоанализу и анализу своей работы и товарища, развивать умение слушать друг друга;

способствовать воспитанию дружбы, взаимовыручки при работе в группах. 

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:

Мультимедийный комплекс, презентация Power Point, флипчарт, карточки с текстами

Сабақ Түрі / Тип урока:

комбинированный


Сабақ барысы / Ход урока:

  1. Организационный момент.

Деление на группы «Молекулы»

Сегодняшнее занятие мы проведем в виде соревнования.

Слайд Разминка «Улыбнитесь»

- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

  1. Вводно-мотивационный этап

Учитель: - Ребята, сейчас постарайтесь самостоятельно отгадать экономический район, о котором мы сегодня будем говорить, то есть тему урока.

- Это самый безводный район страны: он удален от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной. Один из самых богатых минеральными ресурсами районов.

Ответы учащихся.

Слайд - Верно, это Центральный Казахстан.

- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. Что мы должны сегодня на занятии изучить?

Ответы учащихся.


Слайд

Всегда тепла родная сторона.
Всем до могилы дорога она.
И мне земля, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.

Как не любить ее мне все сильней!

Ведь шесть Германий уместится в ней!

Алтай – начало, Каспий – окончанье.

Вот где лежит гнездо судьбы моей…

С. Муканов


- Для того чтобы достичь цели урока, при изучении нового материала, вы будете работать в группах, давайте обсудим правила работы в группе.


Слайд (Возрастные особенности учащихся)

Правила работы в группе:

  1. Говорите по – очереди, не перебивая друг друга.

  2. Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»

  3. Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.

  4. Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь).

  5. Высказывается обязательно каждый.

Задание: Заполните таблицу. (Применение ИКТ)

Экономические районы Казахстана

Центральный

Восточный

Западный

Северный

Южный

Состав районов (области)

-Карагандинская

-Восточно-Казахстанская

-Западно-Казахстанская;

-Актюбинская;

-Атырауская;

-Мангыстауская

-Костанайская;

-Северо-Казахстанская;

-Акмолинская;

-Павлодарская

-Алматинская;

-Жамбылская;

-Южно-Казахстанская;

-Кызылординская


Слайд Групповое задание: «Найдите ложное утверждение»

  • Каждая группа записывает три утверждения по теме «Территориальная организация производства», одно из которых является ложью.

  • Зачитайте утверждения

  • Определите какое из трех утверждений не является истинной.

Слайд Выберите верное утверждение. (Развитие критического мышления)

1. Какая область находится севернее:

Западно-Казахстанская или Атырауская?

2. Какая область находится восточнее:

Актюбинская или Караган­динская?

3. Какая область находится западнее:

Атырауская или Кызылординская?

4. С какой областью граничит Центральный Казахстан на востоке?

5. С какой областью граничит Акмолинская область на юге?

6. Какая область расположена к северо-западу от Кызылординской области?

7. Какая область расположена к юго-востоку от Павлодарской области?


Слайд Задание: Закончите предложение

1. Если в экономическом районе какой-либо продукции произво­дится больше, чем необходимо данной территории, то эти про­изводства относятся к отрасли ...

(специализации, вспомога­тельной, обслуживающей).

2. Западный экономический район наиболее богат ....

3. Чтобы определить отрасли специализации района, рассчиты­вают коэффициент специализации (К) по формуле: …


Задание Флипчарта. Распределите города:

По какой главной группе вы их распределите, с чем связан ваш выбор?

Астана, Караганды, Усть-Каменогорск, Алматы, Тараз, Павлодар, Шымкент, Темиртау, Семей, Костанай, Актобе, Риддер, Кокшетау, Жезказган, Актау.

Экономические районы Казахстана

Центральный

Восточный

Западный

Северный

Южный







Задание Флипчарта. Задание: «Тематические ключевые слова».
Какие из приведенных слов относятся к главным отраслям социальной инфраструктуры?

Растениеводство, Здравоохранение, Образование, Машиностроение, Население Казахстана, Организация отдыха населения, Легкая промышленность, Торговля.


Слайд «Угадай вопрос». (Развитие критического мышления)

Вспомогательные Петропавловск 5

отрасли





Добыча нефти Акмолинская

и газа область

Обслуживающие


Слайд Задание: «Добавьте детали» Расширьте предложение.

  • Исходное предложение:

Географическое разделение труда – это специализация территории.

  • Расширенное предложение:

Географическое разделение труда выражается в специа­лизации территории на производстве определенных видов про­дукции и обмене ими.

Слайд Ваша точка зрения.

Целесообразно ли строить предприятие в районе с недостат­ком природных ресурсов для его работы? Какие проблемы воз­никнут в этом случае?


- Сегодня на уроке мы будем применять знакомый вам метод «Ажурной пилы».

Слайд У каждого из вас таблички разного цвета. Всего три группы – три цвета. На текстах тоже свой цвет. Учащиеся со своими текстами расходятся по группам в соответствии с цветом, в каждой из которых обсуждают тему своего задания, выделяют и подчеркивают главное в тексте, и т.д. Затем каждый возвращаются в свои группы, на свое место и по очереди обучают остальных своей теме, помогая выделить главное по своей теме.

Приступайте к выполнению задания.

Слайд Показ видео о Казахстане.


1. «ЭГП и природные условия»

Состав района: Карагандинская область

Площадь: 428 тыс. км2

Население: 1358 тыс. чел.

Средняя плотность: 3,2 чел./км2

Центральный Казахстан имеет вы­годное экономическое положение - центральное. Он граничит со всеми экономическими районами страны, удобно расположен по отношению к месторождениям железной руды, имеет транзитное положение и развитую транспортную сеть.

Пример. Этот район исторически был торговой территорией. В XIX в. здесь появились первые почтовые тракты из Павлодара на Каркаралы, из Петропавловска - через Акмолинск и Каркаралы - к озеру Балкаш, а затем - на северо-восток к Семею. На этих трак­тах и возникли первые крупные ярмарки Казахстана - Кояндинская и Баянауылская (1848-1930), на которые съезжалось большое коли­чество торговцев из Средней Азии, Китая и России.

Рельеф территории однороден, в основном, низкогорный и мелкосопочный. Центральная часть занята Сарыаркой, а западная - песчаными массивами Приаральского Каракума.

Климат резко континентальный. Зима морозная, ветреная. Сред­няя температура января не выше -15°С. Лето жаркое (средняя тем­пература июля 20°С), часто дуют суховеи. Незначительное количе­ство осадков (250 мм) и непродолжительный вегетационный период (в среднем 160 дней) не благоприятствуют развитию земледелия.


2. «Природные ресурсы»

Центральный Казахстан - сокровищ­ница минеральных ресурсов. Здесь сосредоточены уникальные запа­сы топлива и сырья. Огромные залежи угля обнаружены в Кара­гандинском бассейне (в т. ч. 100 % коксующегося), марганца - в Атасуском бассейне и Жездинском месторождении (100 %), меди - в Жезказгане и в Прибалкашской группе месторождений, много редких металлов. Основные запасы вольфрама и молибдена сосре­доточены на месторождении Кайракты и др.

В Южно-Торгайском нефтегазоносном бассейне разведано 3 ме­сторождения нефти и газа (Кумколь, Кумколь Южный, Майбулак).

Кроме того, значительны запасы различных видов нерудных полезных ископаемых, в том числе строительных материалов. Осо­бенность полезных ископаемых района - их близкое залегание друг к другу.

Водными ресурсами Центральный Казахстан обеспечен недоста­точно. На юго-восточной границе района находится только одно крупное пресно-соленое озеро Балкаш, другие озера мелкие и, в основном, соленые (Карасор, Кыпшак и др.). Самые крупные реки - Нура, Торгай, Сарысу и др.

Для обеспечения водой отраслей промышленности и сельского хозяйства были сооружены канал Ертис-Караганды и водохрани­лища.

Пример. На реке Hypа построены два водохранилища: Темиртауское (Самаркандское) - самое крупное в районе (площадь 82 км2) и Шерубайнуринское (39 км2). На р. Кенгир - Кенгирское (38 км2) и Жездинское (18 км2).

Лесные ресурсы Центрального Казахстана незначительны и име­ют, в основном, водоохранное и рекреационное значение. Для охраны горнолесных ландшафтов края организован национальный парк Каркаралы.

3. «Население»

Центральная часть Казахстана долгое время оставалась малонаселенной. Лишь в предвоенные и военные годы, а также во время освоения целинных и залежных земель числен­ность населения стала расти. В настоящее время здесь проживает более 1,3 млн. человек - представители 115 национальностей.

Пример. В 1942-1944 гг. только в Караганды прибыло более 50 тыс. чел. эвакуированных.

Пример. Национальный состав населения района (2011 г.) вы­глядит следующим образом: казахи - 37,6%, русские - 46,9%, украинцы - около 5%, немцы - 3%, татары - 2,8%, белорусы -1,9%, корейцы - 1,5%.

На территории Центрального Казахстана находится 11 горо­дов общей численностью населения 1063,4 тыс. человек. Строи­тельство крупного металлургического комбината в г. Темиртау по­служило толчком к образованию Карагандинско-Темиртауской аг­ломерации. Большая часть городского населения сосредоточена в северной части. Так, в Караганды проживает 479 тыс. человек (35% от общего числа населения района), а в Темиртау - более 180 тыс. Это самый высокоурбанизированный район страны: доля город­ского населения составляет 78%.

Сельское население расселено неравномерно. Наиболее плотно населены северная часть района, долины рек, территории вблизи крупных водоемов и железных дорог.

Доля экономически активного населения - 69% от числа тру­довых ресурсов Центрального Казахстана. Уровень безработицы со­ставляет 5,3% (рис. 153). Из 27% населения, занятого в промышлен­ности, большая часть работает на предприятиях обрабатывающих отраслей - 21%.



  1. Рефлексия.

Слайд (Оценивание) Высказывания учащихся:

  1. Как я работал на уроке?

  2. Что узнал нового?

  3. Что я дополнительно хочу узнать по данной теме?

  4. Трудно было…

  5. Мне понравилось…

Сабақты қорытындылау / Итоги урока

Центральный Казахстан имеет богатую минеральную базу, но испытывает недостаток водных ресурсов. Большая часть населения занята в промышленности.

Лист оценивания

Үйге тапсырма беру / Задание на дом: Слайд Выполнить задания 1 – 4, стр. 292-293




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии " Центральный Казахстан"

Автор: Бубенко Лариса Антоновна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока  географии в 8 классе "Заповедники Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-zapoviedniki-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "171453"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по географии: Центральный Казахстан"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_tsientral_nyi_kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "384221"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485450392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок географии "Хозяйство Северного Казахстана""
    ["seo_title"] => string(50) "urokghieoghrafiikhoziaistvosieviernoghokazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "283282"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453811634"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по географии " Северный экономический район" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-sieviernyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "128887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415602845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока на тему; Западный Казахстан.  ЭГП, природные условия, ресурсы, население"
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zapadnyi-kazakhstan-egp-prirodnyie-usloviia-riesursy-nasielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "257819"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448387050"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства