П?н / Предмет: География
Сынып / Класс: 9
Та?ырып / Тема:
Центральный Казахстан
Ма?сат / Цель:
изучить условия формирования Центрального Казахстана
О?ыту мен т?рбиелеуді? міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:
способствовать изучению особенностей экономико-географического положения, природных условий и показателей население Центрального Казахстана;
учить самостоятельно работать при изучении нового материала, учить самоанализу и анализу своей работы и товарища, развивать умение слушать друг друга;
способствовать воспитанию дружбы, взаимовыручки при работе в группах.
??рал – жабды?тар, к?рнекті ??ралдар / Оборудование, наглядные пособия:
Мультимедийный комплекс, презентация Power Point, флипчарт, карточки с текстами
Саба? Т?рі / Тип урока:
комбинированный
Саба? барысы / Ход урока:
- Организационный момент.
Деление на группы «Молекулы»
Сегодняшнее занятие мы проведем в виде соревнования.
Слайд Разминка «Улыбнитесь»
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
- Вводно-мотивационный этап
Учитель: - Ребята, сейчас постарайтесь самостоятельно отгадать экономический район, о котором мы сегодня будем говорить, то есть тему урока.
- Это самый безводный район страны: он удален от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной. Один из самых богатых минеральными ресурсами районов.
Ответы учащихся.
Слайд - Верно, это Центральный Казахстан.
- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. Что мы должны сегодня на занятии изучить?
Ответы учащихся.
Слайд
Всегда тепла родная сторона.
Всем до могилы дорога она.
И мне земля, богатая несметно,
Судьбою благодатною дана.
Как не любить ее мне все сильней!
Ведь шесть Германий уместится в ней!
Алтай – начало, Каспий – окончанье.
Вот где лежит гнездо судьбы моей…
С. Муканов
- Для того чтобы достичь цели урока, при изучении нового материала, вы будете работать в группах, давайте обсудим правила работы в группе.
Слайд (Возрастные особенности учащихся)
Правила работы в группе:
- Говорите по – очереди, не перебивая друг друга.
- Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»
- Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.
- Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь).
- Высказывается обязательно каждый.
Задание: Заполните таблицу. (Применение ИКТ)
Экономические районы Казахстана
Центральный
Восточный
Западный
Северный
Южный
Состав районов (области)
-Карагандинская
-Восточно-Казахстанская
-Западно-Казахстанская;
-Актюбинская;
-Атырауская;
-Мангыстауская
-Костанайская;
-Северо-Казахстанская;
-Акмолинская;
-Павлодарская
-Алматинская;
-Жамбылская;
-Южно-Казахстанская;
-Кызылординская
Слайд Групповое задание: «Найдите ложное утверждение»
- Каждая группа записывает три утверждения по теме «Территориальная организация производства», одно из которых является ложью.
- Зачитайте утверждения
- Определите какое из трех утверждений не является истинной.
Слайд Выберите верное утверждение. (Развитие критического мышления)
1. Какая область находится севернее:
Западно-Казахстанская или Атырауская?
2. Какая область находится восточнее:
Актюбинская или Карагандинская?
3. Какая область находится западнее:
Атырауская или Кызылординская?
4. С какой областью граничит Центральный Казахстан на востоке?
5. С какой областью граничит Акмолинская область на юге?
6. Какая область расположена к северо-западу от Кызылординской области?
7. Какая область расположена к юго-востоку от Павлодарской области?
Слайд Задание: Закончите предложение
1. Если в экономическом районе какой-либо продукции производится больше, чем необходимо данной территории, то эти производства относятся к отрасли ...
(специализации, вспомогательной, обслуживающей).
2. Западный экономический район наиболее богат ....
3. Чтобы определить отрасли специализации района, рассчитывают коэффициент специализации (К) по формуле: …
Задание Флипчарта. Распределите города:
По какой главной группе вы их распределите, с чем связан ваш выбор?
Астана, Караганды, Усть-Каменогорск, Алматы, Тараз, Павлодар, Шымкент, Темиртау, Семей, Костанай, Актобе, Риддер, Кокшетау, Жезказган, Актау.
Экономические районы Казахстана
Центральный
Восточный
Западный
Северный
Южный
Задание Флипчарта. Задание: «Тематические ключевые слова».
Какие из приведенных слов относятся к главным отраслям социальной инфраструктуры?
Растениеводство, Здравоохранение, Образование, Машиностроение, Население Казахстана, Организация отдыха населения, Легкая промышленность, Торговля.
Слайд «Угадай вопрос». (Развитие критического мышления)
Вспомогательные Петропавловск 5
отрасли
Добыча нефти Акмолинская
и газа область
Обслуживающие
Слайд Задание: «Добавьте детали» Расширьте предложение.
- Исходное предложение:
Географическое разделение труда – это специализация территории.
- Расширенное предложение:
Географическое разделение труда выражается в специализации территории на производстве определенных видов продукции и обмене ими.
Слайд Ваша точка зрения.
Целесообразно ли строить предприятие в районе с недостатком природных ресурсов для его работы? Какие проблемы возникнут в этом случае?