Дата __/__/__
Тема: Природный комплекс
Цель: Изучить природный комплекс и его особенности
Задачи:
- Сформировать знания о составе природного комплекса;
- Развивать умение работать с картой;
- Воспитывать интерес к предмету
Оборудование: Физическая карта мира, таблица «Природный комплекс»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка д/з
Что такое?
(ответы учащихся)
- стихи?йное бе?дствие (природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей)
- сель (поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60 % объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов)
- оползень (сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести)
- пожар (неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства)
III. Содержание
урока
Усвоение новой темы
Проблемный вопрос: Какое взаимовлияние и взаимодействие оказывают компоненты природных комплексов друг на друга?
Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов;
географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)
2. Биологический круговорот (непрерывно с участием тепла и влаги)
3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)
4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)
5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы; антропогенные природные комплексы – созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)
1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)
2. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
3. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
Вывод: Все природные комплексы в различной степени подвергаются влиянию хозяйственной деятельности человека. Природные комплексы формируются в течение длительного времени в результате взаимодействия нескольких природных компонентов
IV. Заключение
Комментирование ответов учащихся, выставление оценок.
Домашнее задание: § 11