Конспект урока географии в 5 классе
«Представления о Вселенной в древности»
Составитель
учитель географии
МБОУ СОШ № 39 г. Смоленска
Гуцева Светлана Викторовна
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Вселенной в древности.
Планируемые образовательные результаты:
1) личностные – проявление учебно-познавательного интереса к географической науке;
2) метапредметные – развитие умений работать с текстом, сравнивать объекты;
3) предметные – знание особенностей представлений древних людей о Вселенной, древних ученых – основоположников развития знаний о Вселенной, основных правил работы в кабинете географии.
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Оборудование: карта звёздного неба, презентация, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Видеозагадка (слайд № 1).
Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке?
Учитель: Люди испокон веков наблюдали за прекрасным звёздным небом, восхищались красотой Луны и Солнца. Как устроена Вселенная? Этот вопрос всегда интересовал людей. Все, что мы знаем о Вселенной сейчас, было накоплено за многие годы. В древности представления о мироздании были очень наивными. (Объявление темы урока)
Целеполагание (самоопределение)
Учитель: Что такое Вселенная? Знаете ли вы, как люди в древности представляли Вселенную?
В течение урока мы должны ответить на эти вопросы.
Это цель урока (записать на доске).
Организация и самообразование учащихся. Дальнейшее усвоение материала.
Учитель:
Попробуйте самостоятельно дать определение Вселенной. С какими словами она ассоциируется? (Записать на доске).
Сравним с определением из текста учебника (стр. 41).
Рассмотрим самые ранние представления об окружающем мире. (Работа с атласом стр. 10, рис. 1,2).
Рассказ учителя о представлениях древних народов с показом презентации и записью в тетрадь учащимися.
Древние египтяне (слайд № 2).
Землю считали плоской, а все пространство над головой – неким опирающимся на эту плоскость куполом (свод опирается на горы). Относительно яркого дневного света и его заметного даже невооруженному глазу концентрированного источника Солнца представления были таковы, что это не что иное, как некая богоподобная, превосходящая людское мировоззрение, прогрессивная сущность – Бог Ра, объезжающий купол по кругу на своей колеснице, чтобы дать людям благодатное светло. Этим объяснялось и перемещение светила в течение дня в разные части небосвода.
Древние индийцы (слайд № 3).
Астрономические представления индийцев практически идентичны с египетскими воззрениями на этот счет. Разница только в «подробностях». Так, будучи плоской, Земля с центральной горой и четырьмя её склонами держится на спине трёх слонов, которые стоят на спине громадной черепахи, путешествующей по некоему бесконечному океану.
Народы Междуречья (слайд № 4).
На относительно небольшой территории между Тигром и Евфратом, последовательно сменяя друг друга, существовали несколько культур. Их космогонические воззрения похожи друг на друга. Меняются имена Богов, некоторые детали, но суть остаётся. Вселенная объяснялась как некое замкнутое пространство, центром которого является Земля, которая, в свою очередь, находится на возвышенности неких мировых вод, образующих вершину. Между нашей Землей и так называемой небесной плотиной имеется непроницаемая стена, окружающая наш покой со всех сторон. Вокруг – море, попадание в которое смертельно для человека. Небо принято было понимать как все тот же купол, умело выкованный из металла верховным бором Мардуком. Дневной свет объяснялся отражением от металла солнечных лучей, а наступление ночной тьмы и наличие звезд – как свободное время для игр Богов, которые, забавляясь, развешивали звёзды и «Луны» по основанию свода.
Физминутка.
3. Предположения о шарообразности Земли Пифагора (слайд № 5).
Представления древнегреческих ученых о Вселенной (слайд № 6).
Учитель: Древняя Греция, как и многие другие древние цивилизации, создала своё представление о Вселенной. Но уникальность древней Греции состояла в том, что она имела не одну модель: различные философские школы выдвинули различные модели мира, и каждая была тем или иным образом «аргументирована».
Работа учащихся по заполнению таблицы с использованием ИГИ (учебник стр. 42-45, атлас стр.11).
Имя ученого | Этапы жизни | Представле- ния о Вселенной | Сходства представ- лений | Различия представле- ний |
Аристотель | | | | |
Птолемей | | | | |
Проверка полученных результатов. Коррекция.
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Я не понял
Я удивился
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
я отлично работал, мне всё понятно
я работал хорошо, мне кое-что непонятно, не всё получилось
я работал неплохо, но многое непонятно, не всё получилось
Составление «Синквейна» по теме урока.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Определение темы следующего урока.
Учитель: Древнегреческий ученый Аристарх Самосский (слайд № 7) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и планеты движутся вокруг него. Его догадки были подтверждены через столетия, и о них мы поговорим на следующем уроке. Попробуйте сформулировать тему, над которой мы будем работать.
Приложение
Физминутка (для улучшения мозгового кровообращения).
Исходное положение: сидя на стуле:
1 – отвести голову назад;
2 – плавно наклонить назад;
3 – голову наклонить вперед;
4 – сесть прямо.
Темп медленный, повторить 4-6 раз.
Исходное положение: сидя на стуле, положить руки на пояс:
1 – повернуть голову направо;
2 – прямо;
3 – повернуть голову налево;
4 – прямо.
Темп медленный, повторить 6-8 раз.
Исходное положение: сидя на стуле или стоя:
1 – махом левую руку занести за правое плечо и голову повернуть налево;
2 – махом правую руку занести за левое плечо и голову повернуть направо.
Темп медленный, повторить 4-6 раз.