kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические работы по географии для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка материала для проведения практических работ по географии в 9 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии для 9 класса»







Практические работы по

географии России

( 9 класс)

































Практическая работа № 1.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


Цель: Закрепить умение по определению факторов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.



Ход работы:

1.По карте «Машиностроение» атласа, или уч.Д. рис.30 с.77, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

2.Назовите центры этих отраслей машиностроения.

3.Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа « Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.



Группа отраслей

Фактор размещения

Районы

Трудоемкое

машиностроение

1




1

2

3

4

Металлоемкое машиностроение

1




1

2

3

4

Вывод. Укажите причины размещения наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения



Практическая работа №2.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики одного из нефтяных бассейнов на основе сопоставления различных картографических источников.

Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.




Ход работы:

1.По карте «Топливная промышленность» атласа, карту врезку учебника и таблицу 3 «Производство отдельных видов промышленной продукции в районах РФ», составьте характеристику нефтяного комплекса Западной Сибири по плану:

А) Значение нефтяного комплекса.

Б)Уровень его развития.

В) Основные центры его добычи и переработки

Г) Направления транспортировки топлива.

Д) Экологические проблемы.







Практическая работа №3.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики одного из угольных бассейнов на основе сопоставления различных картографических источников.

Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.



Ход работы.

.По карте «Топливная промышленность» атласа, табл.20 стр.97.,рис.40 и 41 у.Д. стр.98-99. Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России по плану:

1.Географическое положение бассейна (регион России и пр.)

2.Способ добычи (подземный, открытый).

3.Глубина добычи.

4.Мощность пластов.

5.Качество угля.

6.Себестоимость добычи.

7.Велина добычи, запасы угля.

8.Потребители.

9.Проблемы бассейна (экологическая ,социальная и пр.).

10.Перспективы развития бассейна.

Пример выполнения практической работы:

Печорский угольный бассейн.

1.Бассейн расположен на северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. Другой город в бассейне- Инта. До Воркуты проложена железная дорога- Печорская (Коноша-Воркута).

2.Весь уголь добывается дорогим подземным способом.

3.Глубина добычи 298 м-это глубже, чем в Кузбассе.

4.Пласты средней мощности 1,53м (в Кузбассе-1,85м).

5.Угли высококачественные (0,8 тыс.ккал/кг).

6.Угли дорогие (себестоимость высокая), т.к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.

7.Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.

8.Запасы угля меньше , чем в Кузбассе в 3 раза..9.Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.

10.Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.

11.Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

Составление характеристики угольных бассейнов по картам и

статистическим материалам.



План

Печорский бассейн

Кузнецкий бассейн

1. Г.п

Север Европейской части России

Юг Западной Сибири

2. Балансовые

запасы угля

210 млрд.т

700млрд.т

3. Глубина

залегания углей

От 300 до 1800 м



300-600 м

4. Теплотворная

способность

4-7,8 тыс.ккал



7-8,5тыс.ккал

5. Качество

угля

1/2 часть коксующиеся



Большая часть-

коксующийся уголь

6. Способы добычи

Шахтный


Шахтный и открытый

7. Мощность пластов

0,7-1 м


От 6 до 14м и до 25 м

8. Условия работы

Сложные из-за вечной мерзлоты


Благоприятные

9. Себестоимость

Самая высокая в России


Средняя



Вывод. Сравнить характеристики угольных бассейнов и сделать вывод о


перспективах развития бассейнов.


Практическая работа №4.

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.


Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики металлургической базы на основе сопоставления различных картографических источников.

Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.


Ход работы:

  1. По карте «Металлургический комплекс» атласа,рис.48 стр.113 у.Д., охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану ( географическое положение; доля в производстве металла; источники сырья; источники топлива; примеры крупных центров).


Пример выполнения практической работы.

Центральная- создается на железных рудах КМА и Кольско - Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры- Череповец , Липецк ,Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско- Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область- предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).

Сибирская- в её составе выделяют районы:

А) Южно- Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск , Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка

Полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе -использование меди Забайкалья (Удокан);

Б) Северо-Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте , а часть- на предприятиях Кольского п- ва и Красноярска.

3) Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно-Якутский бассейн). Добыча золота ,олова , германия и других цветных металлов ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий.

Составление характеристики одной из металлургических баз

по картам и статистическим материалам.



База

Сырье

(железная руда)

Топливо

(каменный уголь)

Металлургические центры

1 в

Центральная

КМА,

Кольский п - ов

1

2

3

1

2

3

4


Уральская

Качканар,

Магнитогорск,

Соколовско –

Сарбайское

1

2


1

2

3

4

5


Вывод. Перспективы развития



Практическая работа № 5.

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.


Цель: На основе анализа карт и статистических материалов учиться определять главные факторы размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.


Ход работы:

1.По карте «Металлургический комплекс» атласа, табл.24 стр.112 уч.Д. определите главные факторы размещения метал. предприятий.

Пример выполнения практической работы.

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.



Факторы размещения

CU - медь

1. Медногорск

2. Красноуральск



1





AL - алюминий

  1. Кандалакша

  2. Надвоицы




2

Факторы размещения

AL - алюминий

1.Красноярск

2.Братск



1





CU – медь

1.Норильск

2.Мончегорск




2





Вывод.

  1. Объясните, почему данные металлургические заводы по выплавке меди и получению алюминия имеют разные факторы размещения.





2.Почему для алюминия подходит выражение «получение»,а для меди-«выплавка»




Медеплавильные заводы размещаются вблизи мест добычи сырья (особенно при плавке черновой меди), а алюминиевые заводы- у источников дешевой энергии, т.е. у ГЭС.



Практическая работа №6.

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


Цель: Выявить и показать особенности химических баз при работе с разными источниками географической информации.

Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.


Ход работы.

  1. По карте «Химическая промышленность» атласа, рис.50 стр.124 у.Д. Охарактеризуйте одну из баз по плану( географическое положение; запасы сырья; топливо; энергия; сырьевые и перерабатывающие отрасли; крупные центры).

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (Поволжской )


Отрасли

Центры

Ф – р размещения

Химия

органического синтеза

1

2

3

4

5

Наукоемкость .

Свое сырье (нефть,газ)

Производство

полимеров

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Нефте- и газопроводы , потребитель

Переработка

полимеров

1

2


Сырье

Транспорт

Потребитель



Вывод. Перспективы развития Поволжской химической базы.





Практическая работа № 7.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства на территории России. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.


Ход работы.

1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей ; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.

Районы

Выращивания.

Зерновые

Культуры.

Технические

Культуры.

Животноводство.

Тундра

-

-

Оленеводство.

Тайга и смешанные

леса.

Рожь, ячмень.

Лен, картофель.

Молочное скотоводство,

Свиноводство.

Широколиственные

леса и лесостепи.

Пшеница, ячмень, овес,

просо.

Сахарная свекла.

Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Степи.

Пшеница ,кукуруза, гречиха.

Подсолнечник, сахарная свекла, горчица.

Мясное скотоводство,

свиноводство, птицеводство, коневодство.

Полупустыни и пустыни.

Ячмень, пшеница.

-

Овцеводство.

Определение по картам главных районов животноводства России.


Животноводство

Ф – р размещ.

Природная зона

Экономические районы

1. Овцеводство

Сухой, горный климат

Степная зона и

предгорные районы

1

2

3

2.КРС

а) мясное

б) молочное


Сухой климат

увлажнение


Лесостепь и степь.

Лесная зона

1

2

1

2


3. Свиноводство

Густонаселенные

районы

Лесная зона, лесостепь, степь

1

2

3

4

4. Оленеводство

Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель)

Тундра

1

2

3



Вывод. Отчего зависит специализация сельского хозяйства?




Практическая работа № 8.

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.


Цели: Познакомить учащихся с производством . Дать представление о технологии производства. Познакомить с профессиями. Выполнить практическую работу «Описание предприятия».


Ход работы.

1.Учащиеся разбиваются на небольшие группы .Знакомятся с планом характеристики предприятия. Лучше, когда учащиеся получают план (по своему разделу) на карточке. Задача каждой группы : выяснить во время экскурсии ответы на свои пункты плана.

План описания предприятия:

  1. Наименование предприятия, к какой отрасли оно относится?

Форма собственности.

2.Географическое положение предприятия. Почему предприятие размещено в этом населенном пункте?

3.Историческая справка предприятия (когда построено, как изменилось в ходе развития?)

4.Какую продукцию производит предприятие, в каких отраслях хозяйства находит применение его продукция?

5.Какое сырье поступает на предприятие и откуда? (В отчете по этому пункту вычерчивается схема.)

6. Основные этапы технологического процесса. Из каких цехов состоит предприятие, как сырье перерабатывается в готовую продукцию, какими машинами оборудовано предприятие, какова степень механизации и автоматизации производства?

7. Производственные связи предприятия (откуда поступает топливо, энергия, куда отправляется готовая продукция?)

8. Коллектив предприятия : сколько человек работает на предприятии, какие специальности востребованы, где готовят специалистов для предприятия?

9.Каковы проблемы и перспективы развития предприятия?


После проведения экскурсии учащиеся готовят отчет по предприятию:- описание( составляется из отчетов групп по своим вопросам, аккуратно оформленных.


Практическая работа № 9.

Моделирование вариантов нового районирования России.


Цель: на основе анализа политико-административных карт России научиться моделировать новые варианты районирования страны.


Ход работы:

  1. Ответьте на вопрос: что такое районирование?

  2. Перечислите варианты районирования.

  3. Рассмотрите на политико-административной карте России (уч. Д. рис.1; рис.2; рис.71; рис.72 ) современное районирование и его проблемы.

  4. На основе текста учебника обсудите возможные варианты районирования.

  5. Предложите свой вариант районирования, обоснуйте его.

А) что положено в основу такого районирования.

Б) чем отличается это районирование от традиционного.

В) укажите положительные черты будущего районирования, недостатки.


Практическая работа № 10.

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.


Цель: формирование умений сравнивать столицы (Москва и Санкт-Петербург) по географическому положению и планировке, выявлять черты сходства и различия, объяснять причины этого.


Ход работы.

На основе анализа карт атласа ( карты врезок учебника ) , планов городов дайте сравнительную характеристику географического положения и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Показатели для сравнения:

1.Географическое положение:

2.Положение окраинное, центральное.

3.Положение приморское, сухопутное.

4.Транспортное положение.

5.Положение на реке.


Планировка городов:

  1. Радиально-кольцевая, прямоугольная.

  2. Явный центр города.

  3. Год основания.

  4. Другое.



МОСКВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1.Расположена в центре европейской части России.

1.Находится на северо-западе европейской части России.

2.Центральное положение.

2.Центральное положение.

3.Сухопутное положение

3.Приморское положение на берегу Финского залива.

4.Крупнейший транспортный узел, от города расходятся 11 железных дорог, автомобильные дороги, авиалинии.

4.Крупный транспортный узел, от города расходятся веером 6 железных дорог, автомобильные дороги, авиалинии.

5.Находится на реке Москве, которая соединена с Волгой каналом им. Москвы. Через Волгу и каналы (Волго-Балтийский, Волго-Донской имеет выход в 5 морей)

5.Находится в устье р. Невы на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу.

6.Планировка радиально-кольцевая.

6.Планировка современная прямоугольная.

7.Город строился не по плану. Главная площадь- Красная, Центр-Кремль.

От центра расходятся радиусы-улицы, которые пересекаются кольцами- Садового кольца, Бульварного кольца, кольцо МКАД.

7.Город строился по плану на побережье промышленные предприятия. Нет набережных улиц. Главная улица- Невский проспект. Основная единица города- площадь. Город имеет много мостов, каналов, протоков.

8.Год основания 1147г.-Юрий Долгорукий

8.Год основания 1703г.- Петр





Практическая работа №11.

Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.


Цель: Определить основные районы размещения народных промыслов Центральной России.

Продолжить развитие умений комплексного использования географических карт, текста учебника, справочной литературы, отражать результаты работы в знакомой форме.


Ход работы:

1.Нанести на контурную карту границы экономических районов и областей, образующих Центральную Россию.

2.Подписать областные центры.

3.Обозначить значковым способом художественные промыслы Центральной России и нанести на к\к.

Название промысла.

Где распространен.

Изделия.

1.Абрамцевско-Кудринская

резьба.

Моск.обл, усадьба Абрамцево

(к сев.от Москвы)

Бытовые дерев .вещи (блюда) с орнаментом.

2.Богородская резьба.

Моск. обл, Сергиев-Посад. р-н.

Резиновые и дерев. игрушки на темы сказок.

3.Гжельская керамика.

Моск. обл, Раменск. р-н.

Керамич. посуда, фигурки.

4.Городецкая роспись.

Нижегордск. обл. г. Городец.

Прялки (раньше), мебель,игрушки.

5.Дымковская игрушка.

Кировск.обл.

Глиняные фигурки людей и животных.

6.Елецкое кружево

Липецкая обл. г.Елец

Кружева с мелким рисунком.

7.Крестецкая вышивка.

Владимир.обл, с. Мстера

Шитье с цветным швом, изображение птиц.

8.Мастерская миниатюра.

Владимир.обл.

Раскрашенные шкатулки, покрытые лаком.

9.Палехская миниатюра.

Иванов.обл, с. Палех.

Лак. Изделия (коробки, шкатулки)

10.Холуйская миниатюра.

Ивановская обл.

Иконы, пейзажи, натюрморты.

11.Павловский метал. Промысел.

Нижегород.обл, Павлово.

Замки, ножи.

12.Скопинская керамика.

Рязанская обл. г. Скопин

Керамическое кружево.

13.Торохонское золотошитье.

Тверская обл, г.Торохон.

Вышитые золотыми нитями изделия цирков, обихода, обувь, рукавички, кошельки.

14.Хохлома.

Нижегородск.обл.

Деревянная посуда, окрашен. в зол. цвет.



Практическая работа № 12.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.


Цель: выявить и показать особенности, характер взаимодействия человека и природы на конкретной территории. Установить проблемы и причины их возникновения. Причинно-следственные связи при взаимодействии человека с природой.


Ход работы:

1 вариант.

Составить логическую цепочку изменений происходящих в природе при добыче полезных ископаемых открытым способом.


Открытый Уничтожаются Снижается

способ черноземы, плодородие

добычи. леса. почвы.


Изменяется Изменяется Понижается урожайность

уровень рельеф, с\х культур, сокращаются

грунтовых вод. овраги. посевные площади.


2 вариант.

1.Продолжи схему « Особенности взаимодействия природы и человека, их последствия».

Реки - создание водохранилищ-…………..

Почва- неправильная вспашка склонов-…………..

-нерациональное внесение удобрений, гербицидов-……..

  • неправильный полив-…

  • растительность- вырубки леса-….

  • полезные ископаемые- добыча п.и.-…….

  • промышленные предприятия-………

  1. Предложи комплекс мер, направленных на решение экологических проблем.



Практическая работа № 13.

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино - Печорского подрайона.



Цель: выявление хозяйственных подрайона. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.


Ход работы:

1.Нанесите на контурные карты районы: Европейский Север и Двино- Печорский.

2.Используя карты атласа и текст учебника , нанесите на контурную карту природные ресурсы, которыми богат район.

3.Нанесите отрасли специализации крупных промышленных центров.

4.Обозначьте стрелками ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. Объясните почему?



Практическая работа № 14.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


Цель: выявить на основе анализа природных особенностей региона, возможности развития рекреационного хозяйства.


Ход работы:

  1. Определите географическое положение района на территории страны.

  2. Вспомните своеобразие природы, климата района.

  3. Внутренние воды, природные зоны, горные природно-территориальные комплексы (Хибины).

  4. Особенности заселения района и его культура.

  5. Назовите виды и типы рекреационных ресурсов.

  6. Выявите наличие и размещение основных историко-архитектурных памятников Европейского Севера.

  7. Сделайте вывод о том, что способствует развитию рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного

хозяйства Европейского Севера


План

Характеристика природных условий и ресурсов

  1. Особенности г.п.

- широта места

- солнечная радиация

- моря

- реки, озера


  1. Климат

  2. Рельеф


4. Лесные ресурсы

  1. Водные ресурсы

  2. Культурно – исторические

Достопримечательности


  1. Рекреационные


-с.ш. и севернее

-60-70 ккал

-Баренцево, Карское

-Печора, С.Двина,о. Чудское

о. Онежское,

-С/АКП, УКП

-Зап- горы, центр и восток-

холмистая равнина

-богатство

-обилие

-Соловки, Кижи, Валаам,

Карелия


Туризм, альпинизм , горно-лыжный спорт, походы на байдарках



Вывод. Условия для развития рекреации.





Практическая работа № 15.

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.


Цель:

  1. Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.

  2. На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.


Ход работы:

  1. Дайте оценку агроклиматических условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».

  2. Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращивемые в районах.

  3. Определите отрасли специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.

  4. Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.

  5. Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга оформите в таблицу.


Показатели Сравниваемые Черты

для специализации. Районы сходства различия

Поволжье Европейский Юг

1.Агрокламатические

условия.

2.Отрасли с\х,

с\х культуры.

3.Отрасли специализации

пищевой пр-ти.

4.Факторы развития

отрасли пищ. пр-ти.


Вывод по сравнительному анализу специализации пищевой промышленности.

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Определить факторы размещения


отрасль

фактор размещения

1 вариант


1 сахарная


2 хлебопекарная


3 кондитерская


4 сыродельная


5 мясная


2 вариант


1 маслодельная


2 крупяная


3 консервная


4 пивоваренная


5 макаронная


Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:



Практическая работа № 16.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


Цель: Выявить на основе анализа природных особенностей региона, возможности развития рекреационного хозяйства.


Ход работы:

1 вариант.

  1. Вспомните, что относится к рекреационным ресурсам.

  2. Проанализируйте «Радиационный баланс» (учебник 8 класса, Баринова И.И.). Определите места, где радиационный баланс наибольший . Как это влияет на отдых и лечение людей?

  3. Определите природные рекреационные ресурсы для Северного Кавказа.

  4. Какие предприятия и учреждения создаются для отдыха и лечения людей.


2 вариант.

  1. Выделите территории России с природными рекреационными ресурсами (ответ конкретизируйте).

  2. Докажите, что рекреационное хозяйство Северного Кавказа сформировалось на основе природных условий, ресурсов.( для ответа используйте рис.31 «суммарная солнечная радиация»)

  3. Какие предприятия и учреждения образуют рекреационное хозяйство?

  4. Как вы считаете, есть ли природные рекреационные ресурсы в Ульяновской области? Докажите.


3 вариант.

А). Заполните таблицу:

«Факторы развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа».

Стимулирующие развитие Сдерживающие развитие.

Б).Используя материалы атласа, обозначьте на контурной карте основные рекреационные центры Северного Кавказа. Цветом обозначьте их специализацию: синим- морские курорты (Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Анапа, Сочи.) Зеленым- климатические ( Анапа, Сочи, Нальчик). Желтым- лечебные (Маныч, Ейск, Анапа, Геленджик, Нальчик, Сочи, Туапсе, Ессентуки, Пятигорск).Красным- спортивные (Нальчик, в Кабардино-Балкарской респ.).

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства

на Северном Кавказе.


Природные условия

Рекреация

Переходный климат от УКП к С/Т КП

Ср.температ. января 0

Ср. температ. июля +8 - +24 С

ГКО – 400-800 мм

Туризм

а) познавательный

б) альпинизм

в) оздоровительный

- санатории

- курорты

Вывод. Условия для развития рекреации.




Практическая работа № 17.

Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.


Цель: На основе анализа карт, текста учебника, картосхем и статистических материалов изучить влияние истории развития территории на религиозный и этнический состав населения.

Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать различные источники географической информации.


1 вариант.

  1. На основе анализа карт- «Русь в 9 веке – начале 12 века», «Русские княжества и земли в 12-13 веках», «Образование и расширение Российского Централизованного государства в 14-16 веках», «Российское государство в 17 веке», «Российская империя в 18-19 веках», а также политико-административной карты, карты народов, рис.6 стр.24, табл.3, 4 стр.26-27 уч. Д. заполнить таблицу.

Век.

Исторические события

Народы, заселявшие поволжский район.








2 вариант.

Задание:

-Самостоятельно прочитать текст о населении Поволжья (уч. Д. стр.247-249) и ответить на вопросы:

  1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом? (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства).

  2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке? (Царицын, Самара, Саратов).

  3. Каков естественный прирост населения Поволжья ? (Отрицательный, кроме Калмыкии).

  4. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше. Наибольшая плотность в Татарстане , наименьшая в Калмыкии).

  5. Преобладающий народ в Поволжье? (Русские).

  6. Когда в Поволжье поселились намцы? (18 веке).

  7. Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции? (Немцы, калмыки стр.34 рис.10 уч.Д.)

  8. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%).

  9. Найдите соответствие:

Национальность религия

1. русские А .ислам

2. татары Б. православие

3. калмыки В. Буддизм.

  1. Назовите города- миллионники Поволжья. (Казань, Самара, . Население Волгограда в 1990 году составляло 1 млн.5 тыс. чел., но к 2000 г. Сократилось и составило 989 тыс.чел.)

  2. Какие города назывались раньше Царицын, Сталинград, Симбирск? (Царицын и Сталинград- ныне Волгоград, Симбирск- ныне Ульяновск).

  3. Как размещены крупные города Поволжья? (На берегах Волги).

  4. Какой город (центр области расположен в стороне от Волги? (Пенза).

Учащиеся отвечают на вопросы (лист с вопросами о населении Поволжья на каждом столе) в парах. Затем сверяют ответы, работая в группах (по 4-5 человек).


Изучение влияния истории заселения на сложный этнический и

религиозный состав населения Поволжья.

Народы

Языковая

семья

Религии

История заселения

Русские


христиане-правосл.

Пришли

с С-Запада

Татары



ислам

с Ю- В

чуваши


христиане-правосл.

с Ю- В

казахи


смешанные вероисп.


с Ю- В

мордва


христиане-правосл.


с С – З


немцы


христиане-католики


из Германии до революции


калмыки


буддизм


с Ю- В

Практическая работа № 21


Практическая работа № 18.

Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения.


Цель: развить умения формулировать экологические проблемы района, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности человека; уметь анализировать тематические карты атласа, выстраивать причинно- следственные связи и составлять прогнозы решения негативных последствий.

Ход работы:

1.Учитель предлагает таблицу, которая заполняется по тексту учебника В.Я.Рома и В.П.Дронова стр.254. Проанализируйте проблемы Поволжья (Большая Волга) на основании текста учебника заполните таблицу.

2.На основе анализа текста учебника, карт атласа заполните таблицу.

Хозяйственные

изменения в районе Волги.

Последствия этой

деятельности (положительные результаты)

Фактические негативные последствия.

Экологические проблемы.

Пути решения.

Строительство каскада ГЭС на Волге (всего 8)

1.Выработка достаточного количества электроэнергии.

2.Регулируемый сток решит проблему орошения.

3.Водоопеспечение населения и предприятий района.

4.Увеличение транспортной пропускной способности реки.

  1. Затруднен сток воды.

  2. Поднятие уровня грунтовых вод.

  3. Заполнение пойменных лугов.

1.Заиливание дна реки.

2.Гибель рыбы, в т.ч. осетровых пород.

3.Увеличение береговой эрозии почв, гибель лесов, уничтожение кормовой базы для животноводства.

Строительство альтернативных предприятий по выработке электроэнергии.



Рекультивация земель.

Строительство промышленных предприятий в бассейне р. Волги.

Высокий уровень экономического развития района.

Сброс неочищенных вод.

Загрязнение воды, превышение ПДК.

Строительство дорогостоящих очистных сооружений.




Практическая работа № 19.

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.


Цель: На основе анализа карт и статистических материалов учиться определять тенденции хозяйственного развития Северного Урала, оформлять результаты работы в знаковой форме.


Ход работы:

  1. Каковы на ваш взгляд главные природные и социально- экономические предпосылки формирования хозяйства Северного Урала?

  2. Какие отрасли специализации хозяйства и почему сформировались на Северном Урале?

  3. На контурную карту Урала нанесите полезные ископаемые района.

  4. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры обрабатывающей промышленности, отразите их специализацию.

  5. Проанализируйте по карте агроклиматические условия Северного Урала. Сделайте вывод.

  6. Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.

  7. Стрелками отметьте основные направления вывоза продукции добывающей и обрабатывающей промышленности.

Выводы.


Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала




Природные ресурсы

Отрасли, которые будут развиваться

  1. лесные


1

2

2)минеральные


(ж.д. руда)

(медь)

(алюминий)

(поделочные камни)




1

2

3

4

3)горные районы

1

2

3



Вывод. Определить тенденции хозяйственного развития Северного Урала.




Практическая работа № 20.

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.


Цель: развитие умений анализировать экологические ситуации района, используя различные источники географической информации.


Ход работы:

  1. Используя текст учебника (стр.263, 267 авт.Д. ,2008г.),заполните вторую графу «Экологические проблемы» табл.

  2. Как вы думаете, какие мероприятия следует проводить для улучшения экологической обстановки? Заполните четвертую графу «Пути решения проблемы».

Части Урала.

Экопроблемы.

Причины сложившейся

ситуации.

Пути решения проблемы.



Минеральные ресурсы используются с 18 века.

Некомплексное использование ресурсов.

Устаревшее оборудование.

Большая концентрация металлургических и химзаводов, АЭС

Быстрое развитие лесной промышленности.

Нерегиональное использование леса.

Высокая концентрация водоемких производств.

В большинстве случаев отсутствуют средства очистки воды.



Графы первая, вторая и четвертая заполняются учениками , третья графа учителем.

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.



Экологическая ситуация

Решение проблемы

  1. нехватка воды





2. загрязнение воды пром.стоками





3. радиационное загрязнение

территории









4.вырубка леса







5.карьеры и терриконы








Вывод. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала







Практическая работа № 21.

Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского (или Кузнецко- Алтайского) района для жизни и быта человека.


Цель работы:

  1. Закрепить и расширить знания и умения учащихся оценивать природные условия района, на основе сопоставления различных картографических источников, для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  2. Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.


Ход работы.

  1. На основе анализа карт атласа «Физическая карта России», текстовых карт учебника рис.103 уч.Д.стр.282, оцените и изучите природные условия Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

  2. Результаты работы оформите в виде таблицы:

П л а н .

Природные условия затрудняющие освоение Зап. Сибири.

Природные условия способствующие освоению.

Влияние условий природы на быт человека

1.Оценка рельефа

а)определите, какие формы рельефа имеются на территории района (какие части равнины они занимают)

б)какая часть равнины наиболее благоприятна для хозяйственного освоения территории? Какая менее благоприятна? Почему?


Оценка климата.

А)тип климата

Б)средняя температура июля и января (выделить районы с благоприятным типом климата)

В)годовое количество осадков, коэффициент увлажнения (влияние на природу, строительство ж\д.

Г)воздушные массы, их влияние на с\х культуры.





Вывод: для каких с\х культур благоприятен климат.

Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для

жизни и быта человека (на примере с/х)



Специализация с/х

Фактор размещения

1 район с/х

- молочное животноводство


- яровая пшеница


- лён



1


2


3

2 с/х район (Барнаул-Бийск)

-подсолнечник


- сахарная свекла


- пчеловодство


- садоводство


- овцеводство



1


2


3


4


5

3 с/х район

- пантовое оленеводство


- пчеловодство


- оленеводство



1


2


3


Вывод. Оценить природные условия для жизни и быта человека






Практическая работа №22.

Составление характеристики нефтяного ( газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.


Цель: 1. Составить характеристику газового (нефтяного) комплекса Западно-Сибирского района.

2.Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала, выбирать главное, делать обобщения, выводы.


Ход работы:

  1. Используя экономическую карту «Западная Сибирь», карту врезку учебника ( рис.38 стр.93,рис.39 стр.95рис.103 стр.282, рис.107 стр.287 у.Д.,), составьте характеристику нефтяного (газового) комплекса Западной Сибири по плану:

А) Значение комплекса.

Б)Уровень развития

В) Основные центры его добычи и переработки.

Г)Направления транспортировки топлива.

Д)Экологические проблемы



Практическая работа № 23

.Разработка на карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.


Цель: Определить основные природные и хозяйственные объекты Западной Сибири.

Продолжить развитие умений комплексного использования географических карт, текста учебника, справочной литературы, отражать результаты работы в знаковой форме.


Ход работы:

  1. На основе дополнительной литературы, текста учебника ответить на вопрос какие природные и экономические объекты вы хотели бы посетить в Западной Сибири?

  2. Почему вы считаете выбранные природные и экономические объекты интересными? Дайте краткое их описание.

  3. На контурной карте специальными условными знаками отметьте их.

  4. Проложите туристический маршрут, указав вид транспорта.


Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов

Западной Сибири.


1 На к/к Зап. Сибири отметить наиболее интересные места ( заповедники, санатории, курорты, крупные города) – 7 объектов.


2. Соединить их в единый маршрут.


3. Дать краткую характеристику каждому объекту.





Практическая работа № 24.

Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.


Цель: Формирование умения анализировать экономические карты, на основе анализа устанавливать причинно- следственные связи и объяснять размещение промышленных узлов.


Ход работы:

1.Дайте характеристику Норильского промышленного узла по плану:

  1. Название ТПК и ЭГП.

  2. Состав ТПК (города).

  3. Природные ресурсы и энергия, используемые на территории ТПК.

  4. Отрасли специализации.

  5. Выпускаемая продукция.

  6. Проблемы и перспективы развития..


Пример выполнения работы.:

Норильский промузел.

  1. Город Норильск, порт Дудинка входят в состав ТПК.

  2. Он расположен на севере Красноярского края, где отсутствуют железные дороги, и связь только с портом Дудинкой на Енисее.

  3. В районе Норильска залегают медные и никелевые руды, каменный уголь и ведется их добыча. Энергия на предприятия Норильска поступает с ТЭЦ. Работающей на угле и с Игарской ГЭС.

  4. Отраслями специализации Норильского ТПК является производство меди, никеля, кобальта, платины.

  5. Вспомогательные производство строительных материалов.

  6. Основная проблема ТПК- экологическая, так как цветная металлургия- «грязная» отрасль.

  7. В перспективе необходимо развитие транспортной сети, в том числе воздушного, подводного видов транспорта, развитие социальной инфраструктуры.



Практическая работа № 25.

Оценка особенности природы региона Восточной Сибири с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.



Цель:1. Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения особенностей природы Восточной Сибири.

2.Закрепить умения школьников оценивать природные условия региона с позиций их влияния на жизнь человека в городе и селе.


Ход работы:

На основе анализа карт атласа- физической, климатической, почвенной, агроклиматической, растительности, тектонической- а также рис.17 стр.52-53 уч. Д. учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу и делают выводы о влиянии природы на жизнь человека в городе и сельской местности.

Критерии оценки природы.

Характеристика особенностей природы.

Влияние природы на жизнь человека в городе.

Влияние природы на жизнь человека в селе.

1.Рельеф




2.Полезные ископаемые.




3.Климат Северной тайги и лесотундры.




4.Особенности внутренних вод.




5.Характер почв.




Характер растительности и животного мира.




Оценка особенности природы региона Вост.. Сибири с позиций условий жизни человека в сельской местности и в городе


Населенный пункт

Природные условия

Вид занятий населения

с. Ессей

С/ АКП

Лесотундра

р. Катуй


1

2

3

4

г. Красноярск

УКП

(резко-континентальный)

тайга

р. Енисей


1

2

3

4

5

Вывод. Условия жизни человека в сельской местности и в городе






Практическая работа № 26.

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.


Цель: выявление на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отображать результаты работы в таблице.


Перед выполнением работы необходимо вспомнить развитие системы городских поселений, функции города, многофункциональные типы городов России, субъекты РФ.


Ход работы:

  1. Используя политико-административную карту РФ, выделите субъекты РФ на территории Дальнего Востока, укажите их столицы.

  2. Беседа на воспроизведение знаний:

- как развивались системы городских поселений в России, на Дальнем Востоке?

  • что понимают под функцией поселений?

  • Какие функции выполняют города?

  • Типы городов России, Дальнего Востока.

  1. Используя карты атласа «Дальневосточный экономический район», «Транспорт России», рис. 15,16,17.(Ром, Дронов), составьте таблицу и отметьте значком «+» имеющиеся функции у соответствующих городов.


Центры

Функции


Транспортная

Индустриальная

Научная

Деловая

Финансовая

Оборонная









Вывод.

2 вариант.

Выделение индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.



Виды центров

Города

Причины возникновения

Индустриальные



Выгодное ЭГП

Транспортные



Приморское положение



Научные и финансовые



Благоприятные природные условия, высокая плотность населения, много научных центров

Оборонные



Приграничное положение







Практическая работа № 27.

Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.


Цель. 1. Изучить возможности активного развития внешнеэкономических связей Дальнего Востока и формирования «точек роста» на его территории, обладающей уникальным экономико-географическим положением на побережье Тихого океана, открытого в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, на стыке границ крупнейших стран Азии: Китая и Японии.

  1. Выделить конкретные участки территории Дальнего Востока для возможного формирования свободных экономических зон.



Ход работы:

Перед выполнением работы вспомните природные особенности и ресурсы Дальнего Востока, специализацию и проблемы экономики региона, понятие «ЭГП».


  1. Дальний Восток- территория со свободной экономической зоной. Оцените, чем обусловлено размещение СЭЗ в районе Находки. В чем ее значение?

  2. Соответствует ли требованиям, относящимся к СЭЗ?

  3. Оцените специализацию данной СЭЗ.

  4. Соответствует ли требованиям экономической выгоды и экологической безопасности для территории?



Пример выполнения работы:

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это территория, имеющая выгодное ЭГП, с льготным налоговым и таможенным режимом, что делает ее привлекательной для инвестиции иностранных фирм. Здесь возможно создание совместных производств.

СЭЗ Находка имеет приморское положение. Это крупный морской порт Японского моря. Находка- незамерзающий порт, через который осуществляются экспортно-импортные поставки грузов из стран Восточной и Юго- Восточной Азии (Япония, Республика Корея, Китай, Тайвань, Индонезия, Вьетнам и другие).

Территория Приморского края богата минеральными, лесными, рекреационными ресурсами.

Находка, скорее всего, получит развитие портового хозяйства, наукоемких отраслей, туризма. Инвестиции вкладывать будут фирмы Японии, Кореи, Китая.


Учебная дискуссия:

свободные экономические зоны Дальнего Востока –

проблемы и перспективы развития


Пункт

созда-ния

СЭЗ

Чем обусловлено размещение здесь СЭЗ

С какими странами будете сотрудничать

Специализация СЭЗ (какую

продукцию будете вывозить)

Экономическая выгода

Экологическая безопасность для территории

1


2


3


4


5




































Геополитическое положение-это оценка места страны на политической карте, её отношение к различным государствам.

Экономико-географическое положение(ЭГП) позволяет оценивать положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

Естественный прирост населения-разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время(например, за один год)

Внутренняя миграция-переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны.

Внешняя миграция-переселение из одной страны в другую.

По особенностям расселения людей, плотности населения ,преобладающим типам населенных пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две главные зоны расселения, протянувшиеся с запада на восток: основная зона и зона Севера.

Функциональная структура экономики России отражает деление экономики на сферы: первичную (нижние «этажи»), вторичную (обрабатывающие производства),третичную(услуги) и четвертичную (наука и управление).

Межотраслевые комплексы - это комплексы, связывающие группы отраслей в блоки, выполняющие общую народно-хозяйственную функцию.

Межотраслевые комплексы:

-ТЭК(Топливно-энергетический комплекс);

-Военно-промышленный;

-Научный комплекс;

-Машиностроительный комплекс;

-Металлургический, химико-лесной;

-Агропромышленный;

-Инфраструктурный;

Технополисы – это соединение науки( в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности и прежде всего конверсионными заводами оборонного комплекса.

Машиностроительный комплекс-совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Фактор(лат.factor- делающий, производящий)-основное условие какого-либо процесса, в том числе размещение производства.

Главная задача машиностроения- обеспечить общество новыми, все более совершенными машинами.

Факторы размещения машиностроения:

1)Наукоемкость;

2)Военно-стратегический фактор;

3)Трудоёмкость;

4)Металлоёмкость;

5)Специализация и кооперирование;

Военно-промышленный комплекс (ВПК)- это система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику , боеприпасы и оружие.

Главные факторы размещения ВПК: безопасность и сохранение потенциала как в мирное, так и в военное время, наукоемкость, высокая квалификация кадров, транспортный фактор.

Топливно-энергетический комплекс- совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах.

Топливно-энергетический баланс- соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии(приходная часть) и их использования в хозяйстве (расходная часть).

Электроэнергия производится на электорстанциях различных типов: ТЭС, ГЭС, АЭС.

Энергосистема- группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра.

Конструкционными называют материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.

Металлургический комплекс- совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.

Типы предприятий черной металлургии: комбинат(завод) полного металлургического цикла, процесс бездоменного получения металла.

Основная металлургическая база- группа метеллургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы для производства большого количества металла.

Химизация- широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях.

Факторы размещения важнейших производств химико-лесного комплекса: потребительский, сырьевой, обеспеченным сырьем, водными ресурсами и дешевой электроэнергией.

Агропромышленный комплекс (АПК)- совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

Состав агропромышленного комплекса России:

1 звено(производство машин, оборудования, удобрений и ядохимикатов, комбикормов и др.)

2 звено(животноводство, растениеводство);

3 звено(заготовка, переработка и реализация продуктов, лёгкая и пищевая промышленность, общественное питание, торговля).

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.

Услуга-

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача- перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Связь- отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Специализируясь на производстве одного или нескольких видов продукции и услуг, каждая территория обеспечивает ими другие части страны, получая взамен то, что ей недостает. Происходит обмен результатами труда. Такое разделение труда между отдельными территориями страны называют географическим или территориальным.

В результате географического разделения труда формируются экономические районы- территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

Показатель специализации (К) определяется формулой: К=П/Н, где П- доля продукции района в общем производстве страны(по данной отрасли); Н-доля населения района в общем населении страны. При К1 рассматриваемая отрасль является отраслью специализации.

ТПК- Это научно обоснованное, взаимосвязанное сочетание предприятий с учетом расселения на общей территории района, которая может дать экономию средств, как в масштабе всего хозяйства страны, так и в экономике регионов.

Свободные экономические зоны -это самостоятельные территориально-географические анклавы, отчасти обособленные от остальной территории страны.

План характеристики экономического района:

1.Состав района.

2.Физико- и экономико-географическое положение района.

3.Природные условия и ресурсы.

4.Население и трудовые ресурсы.

5.Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры ( промышленные узлы).

6.Транспортная сеть.

7.Проблемы района и перспективы его развития.






27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практические работы по географии для 9 класса

Автор: Семенова Татьяна Алексеевна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196628"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428077855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методика проведения практических работ по географии "
    ["seo_title"] => string(61) "mietodika-proviedieniia-praktichieskikh-rabot-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "141645"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418145604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-obuchaiushchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244276"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445894035"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Практические работы по географии 7 класс."
    ["seo_title"] => string(46) "praktichieskiie_raboty_po_ghieoghrafii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "430837"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1507102384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Разработка практической работы по географии 8 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka_prakticheskoi_raboty_po_geografii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "591293"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636881433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства