Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии, для 6 класса»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 5 КЛАСС
Практическая работа № 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья. 1. Используя текст § 5 учебника, заполните таблицу. Важнейшие открытия древности и Средневековья
Ученый, путешественник
Где побывал и когда
Географические открытия
Геродот
Пифей
Эратосфен
Марко Поло
Бартоломео
Диаш
Васко да Гама
2. Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркните зеленым цветом. 3. Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.
Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия. 1. Используя текст § 6 учебника, заполните таблицу. Важнейшие географические открытия
Ученый, путешественник
Где побывал и когда
Географические открытия
Христофор Колумб
Фернан Магеллан
Джеймс Кук
Ф. Ф. Беллинсгаузен и
М.П. Лазарев
2. Обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников. Подчеркните названия материков, открытых этими путешественниками. 3. Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?
Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу. 1. Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность и научитесь фиксировать и отпускать стрелку компаса специальным рычажком. 2. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой «С». Теперь компас сориентирован. 3. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге. 4. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе. 5. Выберите какой-либо объект и определите его сторону горизонта.
Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности. 1. Выберите масштаб: а) определите размер участка в метрах; б) насколько его размер нужно уменьшить, что бы он уместился на листке, — так вы определили масштаб плана; в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги. 2. Начертите контуры участка на листке. а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой на правление «север — юг»; б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.
Практическая работа № 51. Сейсмоактивные зоны Земли. 1. Обозначьте на контурной карте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли. Для выполнения задания используйте карту атласа. 2. Обозначьте на этой же контурной карте вулканы: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их.
1 Эта работа творческая, выполняется по желанию школьников и учителя, может оцениваться выборочно.
Практические задания Чтение плана местности, карты. Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе. Решение практических задач по топографическому плану. Ориентирование по компасу1. Определение расстояний и направлений на местности. Составление простейшего плана местности.
Программные практические работы в начальном курсе географии 6 класс В настоящий перечень включены практические работы, предусмотренные рабочей программой и необходимые для формирования у учащихся базовых знаний и умений, направленных на успешное освоение курса географии в целом. Специфика предмета предусматривает проведение части практических работ на местности, что требует продуманного подхода к планированию учебного времени. Задачи, оборудование и подробные инструкции по выполнению каждой практической работы изложены в соответствующих темах учебника. Распределение практических работ по курсу дано в методических рекомендациях к урокам.
Практическая работа № 1. Изображение здания школы (кабинета) в масштабе
Цель: изобразить здание школы (кабинет) в масштабе.
Оборудование: планшет, лист бумаги формата А-4, карандаш, линейка, рулетка.
Ход работы:
Выберите масштаб (в1см-50 см).
С помощью рулетки определите длину своего шага в сантиметрах, переведите сантиметры в метры.
Измерьте шагами длину каждой стороны школы (класса) в метрах.
Переведите метры в сантиметры и изобразите здание школы (класса) на планшете.
Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа (класс).
Оформите работу и сдайте её учителю.
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Цель: научиться определять направления и азимуты по плану местности.
Оборудование: план местности в атласе, транспортир, тетрадь, карандаш.
Ход работы:
Определить, какой край плана местности является северным.
Карандашом поставьте точку в центре плана местности. Это будет ваше местонахождение. В рабочую тетрадь выпишите все объекты, которые находятся от вас к западу, востоку, северу и югу.
Выберите три пары любых изображенных на плане объектов и определите их взаиморасположение (Пример: родник находится к северо-западу от карьера). Свои примеры запишите в тетрадь.
Из точки в центре плана определите азимут на два любых объекта.
Оформите работу и сдайте её учителю.
Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки
Цель: научиться составлять план местности методом маршрутной съемки
Определите маршрут своего движения. Объекты находящиеся вблизи маршрута движения, должны быть доступны для съемки.
Разбейте маршрут на отрезки с учетом поворотов.
С помощью компаса сориентируйте планшет.
Выберите масштаб плана и подпишите его.
С помощью компаса определите направление, в котором идет первый отрезок, и проведите его на планшете.
Измерьте шагами длину первого отрезка маршрута.
Переведите измеренную длину в сантиметры в соответствии с масштабом, изобразите отрезок на планшете.
Определите расстояния до всех видимых объектов. Переведите их в сантиметры в соответствии с масштабом. С помощью условных знаков обозначьте объекты на планшете.
Повторите все необходимые операции (пункты 5-8) на других отрезках маршрута.
Оформите работу и сдайте её учителю.
Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Цель: Научиться определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам.
Оборудование: карта полушарий в атласе.
Ход работы: Определение географических координат объектов.
Установите географические координаты:
-города Кейптаун (Африка, ЮАР)
-города Сантьяго (Южная Америка, Чили)
-города Сан-Франциско (Северная Америка, США)
-города Владивосток (Евразия, Россия)
-вулкана Везувий (Евразия, Италия)
Правильно запишите географические координаты данных объектов рядом с их названиями.
Определение объектов по их географическим координатам.
Определите объекты по их географическим координатам
- 350 ю.ш. и 590 з.д.
- 200 с.ш. и 1000 з.д.
- 620 с.ш. и 1300 в.д.
- 70 ю.ш. и 1050 в.д
Правильно запишите названия данных объектов рядом с их географическими координатами. Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа
Цель: учиться описывать формы рельефа
Оборудование: карты атласа, линейка, карандаш.
Ход работы:
Начерти и заполни таблицу в тетради.
План описания гор
1 вариант
2 вариант
Название
Уральские горы
Кавказские горы
К каким горам по высоте относится
На каком материке находится
Средняя высота
Наивысшая точка
Направление и протяженность
Как расположены относительно соседних равнин, морей, гор и др
План описания равнин
1 вариант
2 вариант
Название
Амазонская низменность
Среднесибирское плоскогорье
К каким равнинам по высоте относится
На каком материке находится
Средняя высота
Направление и протяженность
Как расположены относительно соседних равнин, морей, гор и др
Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод
Цель: учиться описывать внутренние воды
Оборудование: карты атласа, линейка, карандаш.
Ход работы:
Начерти и заполни таблицу в тетради.
План описания реки
Кама
Название реки
На каком материке находится
Исток
Устье
К бассейну какого океана относится
Питание реки
Режим реки
Хозяйственное использование человеком
Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры
Цель: научиться строить график хода температуры и вычислять среднюю температуру
Ход работы:
По данным дневника наблюдений за погодой постройте график месячного хода температуры воздуха.
Рассчитайте среднюю температуру воздуха за месяц. Обозначьте на графике среднюю температуру воздуха прямой линией.
Оформите работу и сдайте её учителю.
Практическая работа № 8. Построение розы ветров
Цель: научиться строить розу ветров
Ход работы:
По данным дневника наблюдений за погодой постройте розу ветров за месяц.
Определите число дней без ветра и запишите его в кружочке в центре розы ветров.
Оформите работу и сдайте её учителю.
Инструктивная карта. «Построение розы ветров»
1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок (клетка)- 1 день.
4. Берутся данные направления ветра из таблицы (февраль)
Сосчитайте количество дней, в каком направлении дул ветер. Занесите их в таблицу.
с
ю
з
в
юз
юв
сз
св
6. Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся по направлениям.
7. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
8. Точки соединяются в последовательности: север – северо-восток - восток - юго-восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север.
При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
9. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным
Цель: научиться строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.
Ход работы:
Пользуясь данными, о среднемесячном количестве осадков в вашей местности. Постройте диаграмму количества осадков для своей местности.
Лучше всего строить диаграмму в тетради в клеточку. Вертикальная ось - это миллиметры, горизонтальная ось - месяцы года (их можно обозначить только начальными буквами месяца, например, март - м)
Рассчитайте среднегодовое количество осадков для своей местности. В какой сезон года осадков выпадает больше всего; меньше всего?
Оформите работу и сдайте её учителю.
Годовое количество осадков в городах Пермь и Березники (в мм/месяц)