Просмотр содержимого документа
«По географии « Планеты Солнечной системы».»
Открытый урок по географии « Планеты Солнечной системы».
Класс: 5
Урок 7
Раздел:Земля - планета Солнечной системы.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений
Цель урока: формирование представления о месте Земли в Солнечной системе.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о месте Земли в Солнечной системе.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметные: Формирование представлений о месте Земли в Солнечной системе.
Ход урока
Перед урок учащиеся разделены по группам (наименование планет) и разбирают эмблемы с аналогичным изображением.
Этап урока
Организационный этап (3 мин)
Подготовка рабочего места, деление на группы
Разминка
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок
(Сделать глубокий вдох-выдох, набрать воздуха в рот и через сомкнутые губы постараться воздух выдохнуть – волнение уходит)
Определение темы урока
Проблемное изложение темы и задач урока
-Ребята наш сегодняшний урок будет необычным. Посмотрите видеоряд и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить!
Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке пойдёт речь? (ответы учеников).
- Сегодня нам с вами предстоит отправиться в необычное путешествие по просторам Вселенной. Ведь тема нашего урока «Земля – планета Солнечной системы» (видео фрагмент просторы вселенной).
- Поехали. А кто начал свое путешествие в космос с этих слов? (Ю.А.Гагарин)
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
Учебное содержание
Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.
Деятельность учителя
Фрагмент электронная школа (с озвучкой другого учителя) 5 минут
В мире много интересного. Древние египтяне считали, что мир начался с Хаоса, который породил богов: Гея (Земля), Хронос (Время), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Нюкта (Ночь).
Славяне верили, что вначале мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился Род – Прародитель всего сущего. Он сотворил царства небесное и поднебесное. Разделил Свет и Тьму. Появилась Земля, погруженная в Океан. Из лица Рода вышло Солнце, а Луна образовалась из Его груди, звезды небесные – из Его очей.
Человека всегда интересовали вопросы мироздания. У разных народов, рождались мифы о возникновении Вселенной. Творцами мира выступали где-то конкретно боги (Месопотамия, Индия и др.), где-то животные (аборигены Австралии), а то и вовсе растения (народы Африки).
Египтяне о сотворении мира
Дерево жизни. Представления славян
Главным героем мифов было солнце. А Солнце — это самая яркая звезда. Сегодня на уроке одной из задач будет составить модель солнечной системы. Хочу обратить ваше внимание на плакат, сейчас я размещу солнце и некоторые планеты, а в ходе урока вы разместите не достающие планеты.
Погружение в тему урока (5мин)
- С давних времен человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал, почему звезды сверкают и переливаются.
И, конечно же, древнего человека интересовало Солнце.
В сказках и легендах многих народов оно занимает важное место.
У всех народов Солнце – было главное божество. А почему ребята, как вы думаете?
(уч-ся высказывают свои мнения)
- Правильно. Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.
- Из чего состоит Солнечная система? На уроке мы ответим на этот вопрос и создадим модель вселенной. Хочу обратить ваше внимание на плакат, здесь изображены просторы вселенной, мы с вами смоделируем вместе модель
- Верно, состоит она из планет и их спутников, астероидов, комет, космической пыли и Солнца - это и есть Солнечная система.
(На плакате написаны термины урока, по мере их изучения, термин будет исчезать (метод чистой доски)
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами: орбита, земная ось, экватор, геоид.
- Я предлагаю, открыть учебники на стр.23 и внимательно рассмотреть рисунок (Работа с учебником)
- В центре рисунка расположена звезда по имени Солнце.Вокруг него движется 8 планет.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся Погружение в новую тему (с проверкой домашнего задания)
Для выполнения домашнего задания класс был поделен на группы по 4 человека, и каждая группа выбрала определённую планету, необходимо найти информацию о планете: физические данные, интересные факты, географические явления, положение и расстояние относительно Солнца. Заполнить листок само оценивания по методу «Благодарю» и подготовиться к защите своего мини проекта.
Группа 1 – Нептун
Группа 2 –Земля
Группа 3 –Сатурн
Группа 4 –Юпитер
Группа 5 - Марс
Группа готовит весь информационный материал по планетам дома, а оформляет на уроке. Каждой группе предстоит защита своей работы. В конце каждой работы проходит рефлексия и самооценивание.
Учитель: - Для выполнения домашнего задания, наш класс был поделен на группы с названием планет. Представьте пожалуйста свою группу.
(Дети называют планету)
Давайте вспомним Правила поведения в группах.
И сегодня на уроке: мы хотим больше узнать о вас, дома вы подготовили мини проекты о планетах, прочитайте нам немножечко о себе, не забудьте о рефлексии своей деятельности и в конце работы разместите свою планету во вселенной на плакате.
(Проверка домашнего задания).
Физминутка
Вы хорошо поработали и нам нужно немного размяться. Предлагаю вашему вниманию видео физминутку. Как только вы услышите или увидите название вашей планеты вам нужно быстро встать и присесть на место.
Закрепление материала
А вы знаете, что планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты - гиганты.
П ланеты земной группы намного меньше по размерам и ближе к Солнцу. Давайте их вместе назовем. (Меркурий, Венера, Земля и Марс)
Планеты – гиганты состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца. К ним относятся Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- Ребята, я предлагаю вам взять вашу планету и занять место в том ряду к группе, которой она относится.
(Поставить таблички на стол, дети пересаживаются)
- Мы знаем, что все планеты удалены от Солнца на различные расстояния и имеют разные размеры. Они движутся в определенном порядке, каждая по своему пути. Путь движения планеты называется орбитой.
Интерактивная игра
Задание 1
Расположи планеты в порядке увеличения их диаметра
Итог урока
Итог урока подводят сами ученики. По вопросам
Тема урока?
Что мы сегодня изучили?
Какого цель урока?
Выполнили ли мы её?
Что нового я узнал?
Какие термины были для меня новыми?
Справились ли мы с заданиями?
Понравился ли мне урок? Что именно?
Рефлексия урока
-. У вас на столах есть фигурки с изображением Солнца и Луны. Если на уроке вам было легко и интересно, возьмите Солнце. Если было сложно Луну. А сейчас закройте глаза и подумайте 10 секунд, с каким настроением вы выйдите из класса.
- На обратной стороне фигурки поставьте себе оценки.