kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа: "Формирование этнокультурной компетенции на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной отечественной школы предъявляет к учителю повышенные требования: ему необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач эстетического, нравственного, патриотического воспитания в школе. А география — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять, а также способствовать  воспитанию патриотизма, любви к окружающему миру, уважению к ближнему человеку и к другим народам. Географическое образование традиционно сохраняет высокий познавательный и воспитательный потенциал в процессе формирования личности учащегося на принципе краеведения, с учетом особенностей окружающей среды, этнокультурных ценностей и традиций народа в своем регионе. Так, в Ульяновской области проживают в основном русские (72,8%), татары (11,4%), чуваши (8,3%), мордва (4,4%). Для  привлечения внимания и интереса учащихся к этим и другим народам на уроках географии часто используются элементы народного фольклора, так как в народных высказываниях, песнях, играх, обрядах, праздниках заложен прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Все вышесказанное и определяет актуальность проблемы использования элементов народного фольклора в географии для полного восприятия географической картины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа: "Формирование этнокультурной компетенции на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"»

Киселёва Мария Александровна

МБОУ ВСОШ №5

города Ульяновска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ГЕОРГАФИИ


Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной отечественной школы предъявляет к учителю повышенные требования: ему необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач эстетического, нравственного, патриотического воспитания в школе. А география — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять, а также способствовать воспитанию патриотизма, любви к окружающему миру, уважению к ближнему человеку и к другим народам. Географическое образование традиционно сохраняет высокий познавательный и воспитательный потенциал в процессе формирования личности учащегося на принципе краеведения, с учетом особенностей окружающей среды, этнокультурных ценностей и традиций народа в своем регионе. Так, в Ульяновской области проживают в основном русские (72,8%), татары (11,4%), чуваши (8,3%), мордва (4,4%). Для привлечения внимания и интереса учащихся к этим и другим народам на уроках географии часто используются элементы народного фольклора, так как в народных высказываниях, песнях, играх, обрядах, праздниках заложен прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Все вышесказанное и определяет актуальность проблемы использования элементов народного фольклора в географии для полного восприятия географической картины.

Под понятием «фольклор» чаще всего понимается устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Фольклор отражает наибольшие ценности определенного народа и общую картину мира в целом.

Одна из форм фольклора, которую можно использовать на уроках географии, - загадки.

Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни. Например, в огненную стрелу превращается обычная молния: «Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица», а простая туча становится загадочной птицей: «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала». Язык загадки точен и лаконичен: «Сверкнет-полыхнет, как языком слизнет» (Огонь, татарская). Познавательная сторона содержания загадки позволяет раскрыть перед ней двери урока географии. Народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключенным в несколько необычную для урока географии форму, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений. Например, «Меня ждут, не дождутся, а как увидят – разбегутся». (Дождь, чувашская). Будучи по своей форме не простым, обыденным, а поэтически замысловатым описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных учащихся замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физической географии (6 класс: темы: рельеф своей местности, погода и климат своей местности, внутренние воды своей местности), но иногда они уместны и в более старших классах. Содержание многих загадок посвящено атмосферным процессам, знакомство с которыми происходит при изучении темы «Атмосфера» (6 класс). Например, «Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит, без ран болит». (Ветер, чувашская). «Кто над полем и селом на водяных идет ногах?» (Дождь, мордовская). Тематические подборки загадок можно использовать в форме географической викторины при изучении темы, посвященной атмосферным осадкам и погодным явлениям. Например, «Заря - заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло». (Роса, русская). «Кто на окнах узоры делает?» (Мороз, мордовская). «Шел да шел, да и в землю ушел». (Туман, чувашская). «Месяц видел, солнце взяло». (Роса или изморозь, татарская). Иногда познавательная сторона содержания загадки оказывается настолько емкой, что позволяет учащимся не ограничиваться определением образно описанного явления, но и рассмотреть его в развитии: «Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет». (Снег, русская); «Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля - озерушки белый пух да перышки». (Туча, чувашская). Некоторые загадки успешно можно использовать и на других уроках: «Шар сам небольшой, но лениться не велит, коль много знаешь — весь свет повидаешь». (Глобус, мордовская). «Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь». (Горизонт, русская). «Дом шумит, хозяева молчат,

пришли люди — хозяев поймали, дом через окно вышел». (Рыболоводство, мордовская) «Виден край, да не дойдешь». (Горизонт). «Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?» (Географическая карта). «Дорога имеется - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя. В реках, в морях воды нет». (Географическая карта). «Кругом вода, а с питьем беда». (Море). «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленая». (Пруд). «По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет». (Волна). «Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». (Болото). «Смотри: они все длинные – длинные и словно режут шар земной на дольки апельсиновые» (Меридианы).

Другая форма фольклорных материалов, привлекаемых на уроках географии, - пословицы и поговорки, которые, как живая народная мудрость, всегда привлекали людей. Историк находит в них свидетельства далекой старины, этнограф отыскивает отражение уже исчезнувших обычаев, а для географа наиболее интересна национальная географическая специфика пословичного фольклора, отраженная в деталях быта. Например, «если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью»; «в том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце» (татарские). «Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум»; «сон во время сева – горе во время молотьбы» (чувашские). «Хорошее с неба не падает — хорошее делают»; «запас, как при дожде шалаш, всегда пригодится» (мордовские).. Пословицу разных народов можно встретить всюду, но вот общечеловеческий смысл их передается в образах мест, где они созданы. Поэтому подобные пословицы можно использовать в курсе «География материков и океанов» (7 класс), «география России: население и хозяйство» (9 класс) и «Экономическая и социальная география мира» (10 класс) при изучении тем, посвященных населению.

Еще более сильно выражает своеобразие и специфику национального и народно-племенного видения мира поговорка, которая в отличие от пословицы лишь образно передает какой-либо предмет или явление. Разницу между ними четко показывает башкирская мудрость: «Пословицу сказал - дорогу указал; поговорку сказал - душу утешил». Природные условия территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, часто являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта (типов жилищ, видов одежды, способов и средств передвижения) и занятий населения. И в ряде пословиц и поговорок их житейский, практический смысл, оказывается, передан посредством описания характерных черт природы конкретной территории, что и позволяет привлечь их на отдельных уроках географии. Изучая разнообразные природные комплексы России (8 класс), можно предложить учащимся объяснить географический компонент содержания ряда пословиц: «лето работает на зиму, а зима — на лето» (мордовская); «без ветра листья не колышутся» (татарская). При изучении тем, посвященных природе и населению отдельных территорий (География России: население и хозяйство, 9 класс), учитель может предложить учащимся дополнительное задание: определить и доказать возможность авторства народа на ту или иную поговорку. Например, «в народе найдутся сильнее сильного, умнее умного» (чувашская). «Кто не бережет одно зерно, тому не уберечь и тонну» (мордовская). При изучении отдельных территорий учитель может также использовать отдельные высказывания и при этом объяснить их смысл: «Если говорить "мед", "мед", во рту сладко не будет» (чувашская). «Чем глубже озеро, тем больше рыбы» (татарская). Вообще, мир народных пословиц и поговорок чрезвычайно широк и приводит порой к неожиданным открытиям. Так, изучая начальный курс физической географии (6 класс), учащиеся знакомятся с поверхностными водами, в том числе с реками. Завершая их изучение, можно провести традиционный разговор о значении рек в жизни и хозяйственной деятельности населения, с этим материалом учащиеся обычно успешно справляются. А можно провести урок по-иному, предложив неожиданную тему: «соверши доброе дело и брось в воду — народ не увидит, так рыба увидит (татарская).

Кроме того, в пословицах ярко отражена хозяйственная деятельность населения, и разумное включение их в рассказ учителя может заметно его обогатить. Так, например, мордовские пословицы часто повествуют о сельском хозяйстве: «Загон не прополешь — полынь соберешь», «Лето работает на зиму, а зима — на лето», «Снег на поле задержишь — большой урожай соберешь», «Заботливому хозяину каждый теленок — награда». Настоящая сокровищница мудрости чувашские пословицы, и из всего их многообразия можно составить интересную для учителя географии подборку. Например, «Не будешь говорить - не будет слов, не будешь плотничать – не будет щепок». «Зверь, не испытавший зимней стужи, не может оценить тепло летнего солнца». «Один человек пройдет - след остается, сто человек пройдет - дорога проложится». «Родина - матушка родная, чужая страна – мачеха». Безусловно, с помощью одних пословиц методическую задачу организации усвоения темы урока не решить, но их привлечение позволит учащимся уяснить практический смысл изучаемого, понять, что многие сложные законы развития природы были давно осознаны народами и свято соблюдались ими. Так, пословицы вполне ясно отражают понимание естественности и неотвратимости последовательной смены природных явлений, т.е. ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке. Например, «Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?», «Хочешь яблока - ухаживай за яблоней», «Что в лесу крикнешь, то и в ответ услышишь» (татарские пословицы)

Еще одна форма народного фольклора, используемая на уроках географии, – народные приметы. Они могут послужить информационной основой для наблюдений за погодой (начальный курс физической географии, 6 класс). Учащимся можно предложить такое задание: учитель называет одну из широко используемых примет и просит учащихся определить, признаком какой погоды она является. Например, тема «Температура воздуха»: рассматривая содержание примет татарского народа: «Если солнце восходит “с ушами”, то есть тремя лучами, из коих один направляется вверх, другой - от одного бока горизонтально, а третий от другого горизонтально, - предвещает холод», учащиеся анализируют нормальный суточный ход температуры воздуха, находят существующие взаимосвязи и делают вывод, что эта примета является признаками ясной и морозной погоды. Рассматривая группу мордовских примет: «В 4 часа просыпается и запевает зяблик; расправляет голубые лепестки цикорий», «Около 2 часов дня засыпают картофель, одуванчик, бессмертник, осот полевой», «Комары появились — можно огурцы сажать», учащиеся приходят к выводу о возможности предсказания изменений погоды по поведению насекомых и растений, наиболее чутко реагирующих на изменения метеорологических условий. Еще одна группа примет основывается на изменениях абсолютной влажности воздуха: «Красные и черные облака при закате и восходе солнца - к дождю», «Если в ненастное время солнце сядет ясно, на другой день опять дождь», «Солнце садится в толстую тучу - на другой день с утра дождь» (чувашские приметы). Работу по изучению народных примет можно продолжить при изучении физической географии России.(8 класс) Например, при изучении вопросов циркуляции воздушных масс: «Тонкие перистые облака идут с запада, опускаются, уплотняются», «Западные ветры - гнездо дождей», или объяснить местонахождение так называемого «гнилого» или «мокрого» угла, о существовании которого упоминают жители многих деревень Европейской части России.

Конечно невозможно и нецелесообразно указывать конкретные уроки использования приведенных форм народного фольклора, учебная ситуация не всегда предсказуема. Элементы народного фольклора используются не как основная, а как вспомогательная, дополняющая, иллюстрирующая часть урока. Важно лишь научиться видеть в народных высказываниях объективную сторону влияния природной среды на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения. И, наконец, возможен еще один, на сей раз традиционный, прямой путь применения народного фольклора на уроках географии. Бывают такие ситуации, в которых лучше вызвать улыбку, смех…


Список использованной литературы

  1. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 167с.

  2. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие. Москва: Творческий центр «Сфера»,2005. – 153с.

  3. Географическое краеведение: нетрадиционные формы обучения: методическое пособие/ под общей ред. П.И. Волковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. – 60с.

  4. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград, 2005. – 155с.

  5. Крылова О.В. Интересный урок географии / О.В. Крылова - М.: Просвещение, 2002. - 96с.

  6. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина: В 2 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель. - Ч. 1. - 2004. - 288 с.

  7. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина: В 2 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель. - Ч. 2. - 2005. - 288 с.

  8. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / [сост. Л.В. Седова]. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. — 336 с.

  9. Смоленский Л.В. Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство. – Чувашия, 1992. – 62 с.

  10. Яворская И.Н. Занимательная география. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 105с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киселёва Мария Александровна

Дата: 29.12.2018

Номер свидетельства: 493375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства