Реферат Патриотическое воспитание на уроках географии
Реферат Патриотическое воспитание на уроках географии
Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.
Воспитание патриотизма в курсе физической географии 5, 6 класса. Опираясь на знания учащихся по окружающему миру, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, ставим перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»
Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываем о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Михайло Волков а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Обязательно упоминаем альпиниста из Новокузнецка А. Фойгта именем которого названа одна из вершин материка Антарктида. Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реферат Патриотическое воспитание на уроках географии»
Патриотическое воспитание на уроках географии
Учитель географии МБОУ «СОШ №36» г. Новокузнецка Шарко Сергей Викторович,
Учитель географии МБОУ «СОШ №36» г. Новокузнецка Шарко Александра Александровна ,
В свое время Н. Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».
На уроках географии ставим и решаем следующие задачи:
– показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы; – воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека; – знакомить учащихся на уроках географии с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации; – освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, знакомить с местами боевой славы; – широко использовать краеведческий материал; – знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР; – пользоваться материалами СМИ.
Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.
Воспитание патриотизма в курсе физической географии 5, 6 класса. Опираясь на знания учащихся по окружающему миру, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, ставим перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»
Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываем о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Михайло Волков а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Обязательно упоминаем альпиниста из Новокузнецка А. Фойгта именем которого названа одна из вершин материка Антарктида. Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.
В разделе «Литосфера и рельеф» для патриотического воспитания можно использовать несколько тем.
При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, рассказываем о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.
На уроке по теме «Горы» используем иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны, Кемеровской области . Предлагаем ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест. Обязательно показываем фотографии из походов по родному краю В Горную Шорию, Кузнецкий Алатау.
На уроке по теме «Равнины» знакомим с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даем понятие учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы. Мы живем на юге одной из крупнейшей равнины.
Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. Ребята рассказывают свои истории общения с рекой.
В разделе «Население Земли» речь идет о численности населения, плотности и его приросте. Наша страна занимает 8 место в мире по населению (142 млн. чел.). Однако, эта цифра была бы значительно больше, если бы развивалась исключительно в мирных условиях. Тяжкими, непоправимыми жертвами заплатил наш народ за независимость своей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Более 26 млн. человек недосчиталась страна после победы над гитлеровской Германией. Это огромная цифра и забывать ее нельзя.
На уроках используем учебник «География Кемеровской области. Природа. Население. Хозяйство.», географический атлас Кемеровская область, учебник приближает учеников к природе, природным условиям и природным ресурсам региона, знакомит с хозяйственной деятельностью современного населения .
Своих учеников стараемся приучать к творческому поиску. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности детей, появляется интерес к исследованиям, открытиям. Ученики выбирают себе задание по душе: кто-то работает с дополнительной литературой и пишет реферат, кто-то делает фотографии, кто-то сочиняет стихи, а кто-то рисует. Работы получаются разными, но их объединяет одно – в каждую работу вложена душа ребенка.
Для познания родного края совместно с другими учителями организовываем экскурсии, чтобы ребята увидели все своими глазами. Во время экскурсий дети общаются с природой, познают новое, в результате развивается наблюдательность, формируется чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Вместе с детьми мы принимаем участие в НОУ. В 2013 году заняли 2 место в городском конкурсе дистанционного творчества «Люблю Кузбасс – жемчужину Сибири!» в номинации «Видеоролик о Кузбассе».
Учащиеся проводят исследовательскую работу и успешно выступают на научно-практических конференциях в районе, городе, на региональном уровне: «Демографическая ситуация в г. Новокузнецке»,- 1 место в районной НПК «История освоения Антарктиды. Александр Фойгт»- 3 место и 1 место в районе, 1 место в районной НПК, 1 место в I региональной краеведческой конференции, посвященной памяти Н.С. Ермакова, ,2012г- 1 место в районной НПК «Экологические ситуации на угольных предприятиях Кемеровской области на примере разреза «Талдинский»», 2 место на городской краеведческой научно- практической конференции и городской научно –практической конференции, посвященной Дню Земли.
В заключении хочется отметить, что патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Особенно большое значение имеет ознакомление школьников с природными особенностями нашей страны, а также того региона, где живут ребята. Эти знания дети приобретают именно на уроках географии, и поэтому так велико значение этой науки в патриотическом воспитании. Познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем.