Цели: Рассмотреть новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотреть новые понятия и термины; сформировать у учащихся
представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
Воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине.
а) русло реки сложено осадочными породами; б) твердые породы выходят на поверхность; в) рельеф становится горным.
5. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:
а) межень; б) паводок; в) половодье.
6. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке:
а) прилив; б) отлив; в) паводок; г) половодье.
7. Место впадения реки в море называется:
а) исток; б) устье; в) приток.
3. Изучение нового материала.
- Что такое озеро? Сформулируйте понятие озеро. (Учащиеся читают свои понятия озера, а затем сравнивают эти сообщения с авторскими в учебнике.)
-Чем отличается озеро от реки?
Задания учащимся:
1.рассмотреть в картах атласа обозначение озер.
2. все ли озёра одинакового размера?
Некоторые крупные озера из-за их больших размеров называют даже морями. (Каспийское).
Озеро Байкал в Евразии является самым глубоким озером в мире. Его глубина 1620 м.
В Байкале водится живородящая рыбка голомянка. Эта рыбка плавает поодиночке, только вверх и вниз.
Крупнейшие озера Казахстана – Каспийское, Аральское и Балхаш.
Выступления учащихся с опережающим заданием: сообщение о Каспии, Арале и Балхаше.
Остальные учащиеся записывают главное в тетрадь.
По способу образования озерные котловины бывают нескольких типов.
Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 131.
Озерные котловины
Тип котловины
Образование
Пример
Питание озёр происходит в результате мирового круговорота воды.
Используя рисунки – схемы озёр на классной доске, учащиеся отвечают на вопрос: в чем отличие этих рисунков?
По режиму все озёра делятся на сточные и бессточные.
Сточные озёра – это озёра, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.
Составление схемы.
Байкал Каспийское
Ладожское Балхаш
Онежское Чад
Гурон Эйр
Учащиеся рассматривают в атласах, по легенде карты, как изображаются пресные и солёные озёра (пресные озёра – голубым цветом, а солёные – розовым).
Составление схемы. По химическому составу озера делятся на:
пресные до 1‰;
солоноватые от 1‰ до 25‰;
солёные свыше 25‰.
Используя текст учебника на стр. 133 учащиеся выясняют, почему в бессточных озерах вода солёная.
- Как озеро может превратиться в болото?
Реки выносят из озера не только растворённые минеральные вещества, но и большое количество твёрдых частиц. Небольшие озёра со временем мелеют, зарастают. Как у реки, дерева, животного человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок и своя судьба. Озеро превращается в болото.
- Что такое болото?
Учащимся предлагается в паре составить определение из данных слов: