Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Послушайте легенду “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? | Отгадывают |
| Покажите его на карте. «Кто в Сибири не бывал, тот Байкала не видал», - говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях» Кто этот человек? (откройте стр 146) А еще Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – это чудо природы и неповторимое чудо света, гордость нашей страны | Показывают Отвечают |
| В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения говорил Лев Семенович Берг. Девизом путешествия возьмем слова ученого. Что бы вы хотели узнать об этом озере? Составим план изучения Байкала? Запись плана на доске Итак в путь! (магнитофонная запись шума воды) | Записывают в тетрадь девиз. Составляют план ГП Происхождение Климат Свойства воды Животный и растительный мир |
2 | Мы с вами далеко от дома С помощью физической карты атласа помогите мне написать письмо домой. «Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.» | Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст Сибири, с юго- запада на северо-восток 2000 м. Приморский Байкальский Ольхон 1620 м. |
| Какой пункт плана мы описали в письме? (географическое положение) Итак поясните слова Берга «Байкал чудо природы в отношении …….. (глубины) | Заполняют схему в тетради Байкал –чудо природы самое глубокое озеро |
3 | В чем причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории? | Анализ тектонической карты |
| Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры (прочитайте 1 абзац стр 227) Какую версию иллюстрируют схемы (рис 79, стр 226) Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ….. (происхождения) | Чтение вслух Анализ рис 79 Записи в тетради на схеме – самое древнее озеро |
4 | Третью особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море (звучит шум воды) Озеро спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, не то какой то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13- верховик, низовик, сивер, култур, бережник, полуденик, и самый жуткий сарма. Почему озеро богато ветрами? Подсказку найдете на стр 227. В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Прочитайте задание (стр 227)Какие показатели вы должны определить? Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …………….( климата и ветров) | Находят ответ. Температуру, осадки Выполняют задание по атласу Записи в тетради на схеме –самый мягкий и ветренный климат в Сибири |
5 | Байкал называют «колодцем планеты» Что это значит? Рассказ учителя Соленость воды Байкала 0,01 промиле, если опустить в воду Байкала белый диск его будет видно на глубине 40 метров. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии и других стран. Продавая эту воду мы получали бы прибыль в несколько миллиардов долларов. В Байкале вмещается: 5 американских озер 2 раза озеро Танганьика 90 раз Азовское море На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет. Каковы источники ее пополнения? Подсказку найдете на стр 225 Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …. (воды) | Реки – 336 шт Запись в тетради на схеме- колодец планеты, вода чистая, не иссякает |
6 | Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера. Как называют редкие виды животного и растительного мира? Кого же мы встречаем в водах Байкала. Учитель раздает кроссворд (приложение 1) Отгадки поможет найти учебник стр 225 | Учащиеся дают самостоятельное определение нового понятия из словаря (эндемики) Отгадывают кроссворд Запись в тетради на схеме- музей живых экспонатов |
7 | Итак продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении ……. Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое. Красотою озера любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной. | Глубины, происхождения, климата, животного мира |
8 | Домашнее задание. Стр 228 Заполнить схему «Проблемы Байкала и пути их решения» | |
6. Наиболее интересный эндемик
7. Живородящая рыба