kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Озера и болота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о поверхностных водах Земли

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Озера и болота.»


Тема урока: " Озера и болота"

Цели урока:

Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. О пользе и вреде болот. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озер и их происхождению.

Развивающие: развивать умение определять географическое положение озер, находить причины образования болот. Развивать умение строить логические цепочки. Анализировать свои знания.

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам и болотам как к объектам красоты, пользы, изучения и охраны.

Предметные:

Ученик 6 класса научится:

1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

3. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Метапредметные:

- формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Личностные УУД:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)



Тип урока : изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности: беседа, проблемный, частично-поисковый, системно-деятельностный, работа с настенной картой, работа в группах, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.

Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование, атласы для 6 класса, учебник  «География».

Структура урока

План

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие обучающихся).

II.Мотивационно - целевой блок:

учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но перед этим я предлагаю вам вспомнить любые загадки, в которых встречается вода. (Загадки детей).Молодцы!

 А теперь послушайте мою загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (болото)


Это и будет нашей новой темой.

III.Изучение нового материала

- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро и болото)

- Какие цели мы перед собой можем поставить?

Ответы учащихся: (познакомиться с понятиями – озеро и болото, узнать какие бывают озера и болота, уметь находить и показывать их на карте)

Метод «ДО» и «ПОСЛЕ» ( Я думаю. Я был прав (не прав)

- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.

Дети дают определение  вслух. Молодцы!

А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Работа с учебником стр.115 и стр.117

Озеро – водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.

Болото – избыточно увлажненный участок суши.

- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника

 Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои тетради.)

Метод «Кластер» создаем схему по мере изучения материала.

Все что мы сегодня узнаем, будем отображать на доске.


Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)

-Да, это одно из самых замечательных мест России.

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).

Байкал - самое глубокое озеро нашей планеты - 1637м. Содержит 20% пресной воды.
Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду.
 


- Что интересного узнали вы из сюжета?

( Ответы Учащихся)

«ПОСЛЕ» Байкал - самое глубокое озеро нашей планеты - 1637м. Содержит 20% пресной воды.

Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.

Насколько точно, на ваш взгляд,  писатель передал образ Байкала, с явными геграфическими объектами.




Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки,
собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара — могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»
(432 слова) (По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)


Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.


На основе первичных знаний о Байкале, даем характеристики озерам.

Работа с картой.

1.Давайте взглянем на карту и найдем озера – Байкал, Каспийское, Аральское, Танганьика, Виктория, Ладожское, Великие Американские, Курильское.

Как видите все они разные, разные котловины.

Если озеро – это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию природных котловин?

Почему озерные котловины разнообразны по происхождению? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим как классифицируются озера по происхождению озерных котловин.

По ходу работы с, картой атласа и текстом учебника учащиеся заполняют таблицу, после чего отвечают на проблемный вопрос, делают выводы.


1.Виды озер по происхождению. Работа в парах. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому  что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.

Виды озер по происхождению


Происхождение озерных котловин

Примеры

Остаточные


Каспийское

Аральское

Тектонические

Байкал

Титикака

Ньяса

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Великие озера

Запрудные

Сарезское?(обучающимся на д.з.)

Вулканические

Кроноцкое?(обучающимся на д.з.)

Курильское?(обучающимся на д.з.)


- Вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека.



Д/З Опережающее задание:

Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро - кастрюля, озеро смерти.

Физкультминутка

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок. [1]



2.Питание озер. Так же как реки, озера питаются дождевой, талой и подземной водой. Озерная вода расходуется на испарение, выносится реками.

Проблемные вопросы:

- Если озеро – это природная котловина, заполненная водой, то откуда берется вода?

- Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро?

- При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?

- Давайте вспомним, какие источники питания имеют реки, есть ли сходства питания рек с питанием озер?

Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, грунтовых вод, т.е. озера питаются дождевой, талой, подземной водой (ожидаемый ответ).

3. Сточные и бессточные озера. Озера, из которых вытекают реки, называют сточными, озера, из которых не вытекают реки, называются бессточными.

Сточные озера – пресные. Например, озеро Байкал пресное, воды в нем небогаты растворенными солями, в 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 500 рек и ручьев и вытекает одна река - Ангара.

Озера, из которых не вытекают реки - бессточные. Большинство озер относится к бессточным. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой и горькой. В таких озерах соль выпадает на дно в осадок. В них добывают поваренную соль.

Работа в парах. Заполняют таблицу.

Сточные

Бессточные

Байкал

Каспийское

Танганьика

Аральское

Ньяса

Мертвое

Ладожское

Баскунчак

Онежское


Виктория


Великие Американские


4. Виды озер по солености.

Проблемные вопросы:

- Какие озера, на ваш взгляд, будут соленые, а какие нет?

- Как эти озера определить на карте? (с помощью цвета.)

- Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?

На карте пресные озера изображаются голубым цветом, соленые – светло-фиолетовым. Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый ответ).

5. Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Озёра играют важную роль в окружающей среде и жизни населения. Не случайно в музыке, живописи, поэзии, фольклоре, озера занимают значительное место, им посвящены прекрасные произведения.

Приведите примеры.

- В музыке - песни: «Славное море - священный Байкал», «Колдовское озеро»…

- В живописи – картины: «Озеро» (Левитан), «Озеро» (Васнецов)…

- В поэзии – стихи: «Тихо в озере струится» (Тютчев), М.Кузьмин «Осенние озера»…

- В фольклоре: мифы и легенды о Байкале, пословицы и поговорки об озерах…(ожидаемые ответы).

В настоящее время вода озер используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

Приведите примеры использования озер человеком.

- Они содержат значительные природные ресурсы и используются для водоснабжения, рыбной ловли, орошения, добывания различных минеральных веществ и рекреации (как места оздоровления и отдыха).

Итоги «КЛАСТЕРА»

6. Болото. Ребята, как вы думаете, что будет с  озером, если оно начнет загрязняться и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Небольшие озера со временем мелеют, зарастают. Озеро превращается в
болото - участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.(Запишите.)

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Вред болот        

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.        

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды

Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану

5.Применение знаний : практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях группами. (на работу отводится 5-7 минут).

6) Практическая работа. Описание озера.

Опишите озеро по плану. I В. – Каспийское II В. – Байкал

  1. На каком материке, и в какой его части находится озеро.

  2. Между какими меридианами и параллелями расположено.

  3. Происхождение котловины.

  4. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  5. Соленое или пресное.



  1. Закрепление:

1. Каспийское а) Австралия

2. Балхаш б) Африка

3. Титикака в) Евразия

  1. Мичиган г) Северная Америка

  2. Маракайбо д) Южная Америка

  3. Байкал

  4. Эйр

  5. Чад

  6. Верхнее

  7. Виктория

  1. Рефлексия. «ДО» и «ПОСЛЕ»

  2. Домашнее задание. S35; нанести на к/к озера мира. Отработать болота.



















Факты:

- Самое большое озеро – Каспийское, площадь 376 тыс.км2

- Самое глубокое – озеро Байкал, глубина составляет 1620 м.

- Самое соленое – Мертвое море, соленость достигает 260-270‰, самое соленое озеро. Солончак Уюни. Боливия.

- Самое горячее озеро - Фумарольное на Камчатке, ср. t воды в нем — + 50оС.

- Самое высокогорное – озеро Титикака, находится на высоте 3811 м. над уровнем моря

-











Технологическая карта

Озеро – водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.

Болото – избыточно увлажненный участок суши.

Виды озер по происхождению

Происхождение озерных котловин

Примеры











Сточные

Бессточные



















Практическая работа. Описание озера.

Опишите озеро по плану. I В. – Каспийское II В. – Байкал

  1. На каком материке, и в какой его части находится озеро.

  2. Между какими меридианами и параллелями расположено.

  3. Происхождение котловины.

  4. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  5. Соленое или пресное.



  1. Закрепление:

1. Каспийское а) Австралия

2. Балхаш б) Африка

3. Титикака в) Евразия

  1. Мичиган г) Северная Америка

  2. Маракайбо д) Южная Америка

  3. Байкал

  4. Эйр

  5. Чад

  6. Верхнее

  7. Виктория







Факты:

- Самое большое озеро – Каспийское, площадь 376 тыс.км2

- Самое глубокое – озеро Байкал, глубина составляет 1620 м.

- Самое соленое – Мертвое море, соленость достигает 260-270‰.

- Самое горячее озеро - Фумарольное на Камчатке, ср. t воды в нем — + 50оС.

- Самое высокогорное – озеро Титикака, находится на высоте 3811 м. над уровнем моря































Отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова

Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки,
собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара — могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Озера и болота.

Автор: Смольнякова Ольга Ивановна

Дата: 23.11.2025

Номер свидетельства: 677626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по географии по теме "Озера" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "111400"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407425451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Озера, пруды, болота."
    ["seo_title"] => string(19) "oziera_prudy_bolota"
    ["file_id"] => string(6) "391162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486968452"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Озёра и болота""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt_uroka_oziora_i_bolota"
    ["file_id"] => string(6) "371291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482151158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок-проект "Річки та озера України""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_proiekt_richki_ta_oziera_ukrayini"
    ["file_id"] => string(6) "352451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477487253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Водоёмы.Родник"."
    ["seo_title"] => string(58) "urokpookruzhaiushchiemumiruvo2klassienatiemuvodoiomyrodnik"
    ["file_id"] => string(6) "281130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453472963"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства