За 1-2 урока не возможно познать все особенности и загадки нашей планеты. Поэтому мы будем знакомиться с каждой оболочкой отдельно много уроков и в той последовательности, в которой они возникли на планете.
Вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит ребус.
А тема сегодняшнего урока станет началом большого путешествия в первую интересную оболочку- литосферу.
Запись в тетради темы урока: Литосфера. Строение Земли.
Учитель: (обьяснить работу с рабочим листом)
О внутреннем строение Земли мы знаем очень мало. Меньше чем о космосе. Заглянуть во внутрь земли оказалось сложнее, чем долететь до луны и марса. Изучение Земли — это сложная задача, которую решает наука.
Самая глубокая скважина — около 20 км. А до центра Земли больше 6 тыс. км.
-Давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много тепла и света?
( предполагаемый ответ детей:
Солнце- это раскаленное небесное тело, с температурой на поверхности до 6-10 тыс. градусов по С).
Учитель:
А не удивит вас, если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине более 3000 км находится такое же «солнце», только чуть-чуть холоднее?
Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли- литосфере.
Так что же находится внутри Земли?
Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».
– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
– Какая, Вась?
– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
– Ну да...
– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
– Побежали!
– Баааааабушка!
– Что, Коленька?
– Бабушка, где у нас лопата лежит?
– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
– Вы хотя бы знаете, как она устроена?
– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
Дествительно исследования показали, что Земля состоит из земной коры, мантии и ядра.(слайд)
Ядро, мы подошли к самому загадочному слою нашей планеты- ядру.
которое находится в центре Земли, делится на внешнее и внутреннее. Внешнее ядро - жидкое, расплавленное, а внутреннее — твердое, температура в ядре — 8000 С, его радиус около 3500 км.(раскрасте на своем рисунке внутренее ядро — красным цветом, внешнее оранжевым) Фрагмент фильма.
Мантия - с греческого переводится как плащ, покрывало, полувязкая раскаленная масса прикрывает ядро. Температура 3000 с., толщина мантии 2900 км.(раскрасьте желтым цветом)(фрагмент фильма)
Земная кора — самый тонкий слой, наружный слой. По нему текут реки растут цветы. От 5 до 80 км. Раскрасте каричневым цветом.(фрагмент фильма)
Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?
Толщина земной коры различна: под океанами она — от 5 до 12 км., под равнинами — 35- 40 км., под горами до 80 км. Давайте возьмем карандаши и раскрасим земную кору под океанами — синим цветом, под равнинами- зеленым, под горами — коричневым.
Хотелось более подробно остановиться на земной коре, посмотрите на слайд какие отличия вы видите в строении.
Бывают 2 типа земной коры: материковая и океаническая.
Земная кора
Океаническая. Материковая.
2 слоя 3 слоя.
Осадочный осадочный
базальтовый гранитный, базальтовый.
Раскрасте в рабочих листах осадочные слои - коричневым цветом, гранит - желтым, базальт-голубым.
Земная кора состоит из нескольких литосферных плит. Как материковых так и океанических. Плиты лежат на пластичном слое мантии — магме, которая находиться в движении. Это стало причиной появления 6 материков.(Пангея) А вот что происходит в резельтате сближения различных плит мы узнаем, при моделировании.
1.Океаническая и материковая плита (горы Гималаии)
места соединения литосферных плит нестабильны и там часто происходят землетрясения и извержение вулканов. Фрагмент фильма
Закрепление.
Ребята, теперь зная внутреннее строение планеты, скажите, так можно на самом деле совершить путешествие к центру Земли? ( ответ детей).
А эту проблему ученые уже много лет пытаются решить. А знаете как? Они бурят сверхглубокую скважину.
Показ видеофрагмента «Самая глубокая скважина в мире»
4 этап урока. Обобщение и контроль за результатами учебной деятельности.
Учитель:
Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать, как хорошо мы усвоили тему урока.
Небольшой тест- контроль. Установить соответствие: