Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Материки и острова»
Тема: Материки и острова
Цель: сформировать представления о материках.
Задачи:
Образовательные: начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Логика урока: Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Форма урока: урок путешествие.
Оборудование:
физическая карта полушарий;
атлас по естествознанию для 5-го класса;
контурные карты по естествознанию для 5-го класс;
интерактивная доска;
слайдовая презентация урока;
тексты проверочных работ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель обозначает цель урока, организовывает подготовку учащихся к уроку.
2. Подготовка к активной учебно-позновательной деятельности на основном этапе урока.
Опрос домашнего задания:
Ребята, отгадайте эту загадку!
Он стоит на тонкой ножке В кабинете на окошке, А на нём-то, веришь-нет, Уместился целый свет! (Глобус.)
Слайд 1
Наносить изображение земной поверхности на планы, карты и глобусы люди научились в глубокой древности. Первые карты Марко Поло, Клавдия Птолемея и старейший из дошедших до нас глобус Мартина Бехайма «Земное яблоко» (1492 г.) поражают своей точностью. Современные карты дают более полное представление о поверхности Земли.
Ребята, отгадайте эту загадку!
Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. (Географическая карта.)
Ребята, а что такое географическая карта?
Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков по математическим правилам. Характеристика рельефа на карте дается с помощью послойной окраски. (Слайд 2)
Ребята посмотрите на карту и скажите кто знает как называются большие массивы суши изображенные на карте?(Материки)
А как называются меньшие участки суши окруженные со всех сторон водой? (Острова)
Учащиеся записывают тему урока в тетради « Материки и острова» (Слайд3)
– Сколько материков на нашей планете? Назовите их.
3. Задание на развитие географического образа
Учащимся раздаются контуры материков. Учащиеся приклеивают их в тетрадь. Используя атлас, определите и подпишите названия материков изображенные на карточках. Учащие вместе с учителем проверяют правильность названия материков. (Слайд 4)
6
4. Входное тестирование на установление соответствия
Учащиеся с некоторыми понятиями знакомились в курсе «Познание мира» начальная школа.
1. Какой цифрой на карте обозначены контуры Евразии? (3)
2. На каком материке расположено самое глубокое озеро в мире?(3)
3. На каком материке расположена самая длинная река в мире? (2)
4. На каком материке расположены самые высокие горы нашей планеты?(3)
5.На каком материке расположена самая полноводная река в мире? (5)
6. Какой цифрой на карте обозначены контуры Северной Америки? (4)
7. Назовите самый холодный материк на Земле? (6)
8. Назовите самый маленький по площади материк? (1)
5. Усвоение новых знаний (первая часть урока)
– Суша нашей планеты образована материками. Что такое материк?
Материк (континент)– возвышающиеся большие массивы суши, окруженные водой.
Суша нашей планеты образована материками, или континентами, и многочисленными островами. Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Самая крупная положительная форма рельефа земной поверхности – материк, или континент: Евразия (площадь – 54 млн кв. км), Африка (30 млн кв. км), Австралия (8, кв. км), Северная Америка(24 млн.кв.км) и Южная Америка (18 млн. кв. км), Антарктида (14 кв. км). (Слайд 6)
Материки составляют 29% от всей поверхности Земли. (Слайд 7)
Материк или часть материка с расположенными вблизи островами называют частью света.
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселениями.
Записать. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания. Океания – особая часть света, ее составляют острова центральной и юго-западной части Тихого океана. (Слайд 8)
6. Проверка понимания учащимися нового учебного материала
– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем?
7. Закрепление знаний
Учащиеся выходят к доске, называют и показывают материки и части света. (От самого большого по площади материка к самому маленькому)
8. Усвоение новых знаний (вторая часть урока)
Учащиеся работают в группах. Учащимся раздаются карточками с описанием материков.
Задание «Как же человек открывал Землю» (Слайд 9)
Каждой группе учащихся выдаётся учителем текст, прочитать его и дать характеристику по тексту. Ответы записывают на доску в таблицу, работая вместе с классом.
Название материка
Особенность
Характеристика
Учащиеся рассматривают по презентации особенности материков.
Евразия (Слайды )
Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна – Казахстан ) Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское
Африка (Слайды )
Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м. Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше +20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды пересикающая экватор и является самой полноводной рекой материка – Конго.
Северная Америка (Слайды )
И рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м). Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге. Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.
Южная Америка (Слайды )
На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.
Австралия (Слайды )
Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.
Антарктида (Слайды )
Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле.I В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.
Кроме материков выделяют и острова
Острова, наряду с материками, составляют сушу нашей планеты. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов – архипелаги.
Остров– участок суши, со всех сторон окруженный водой. Архипелаг– группы островов, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.
Самый большой остров мира – Гренландия. Его площадь составляет 2 млн 176 тыс. км2. На физической карте можно найти архипелаги – Северная Земля, Земля Франца Иосифа. Много архипелагов в составе Океании.
9. Проверка понимания учащимися нового учебного материала (работая с заданиями карточками)
– Итак, давайте подведем итог, ответьте на следующие вопросы:
1. Самый большой полуостров мира – Аравийский 2. Назовите самый большой материк – Евразия
3. Самое высокая гора в мире – Джомолунгма 4. Назовите третий по величине материк – Северная Америка 5. Самый большой остров мира – Гренландия 6. Самый сухой материк – Австралия 7. Самая полноводная река мира – Амазонка 8. Самое глубокое озеро мира – Байкал 9. Самая длинная река мира – Нил 10. Самый влажный материк – Южная Америка 11. Самое большое озеро мира – Каспийское море 12. Самый холодный материк – Антарктида 13. Самый жаркий материк – Африка
14. Как называется группа островов - Архипелаг
10. Закрепление знаний учащимися
Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «Особенности материков», выходят к доске, называют Материк и показывают на настенной карте особенности характеризующие материк.
11. Подведение общего вывода урока
– Сформулируем вывод урока – мы изучали на уроке? – Сколько материков на нашей планете? – Мы узнали, что …?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.)
12. Домашнее задание: параграф 12 читать, на контурной карте обозначить материки и крупные острова.