Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Климат Евразии"»
Тема урока: Климат Евразии
Предмет: география
Цель урока:
Деятельностная цель:формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные цели: повторить и систематизировать знания по теме «Климат Евразии»;закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания. Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Цель учащихся: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определять влияние климатообразующих факторов на особенности климата)
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная и групповая (в парах)
Методы обучения:частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, географические атласы, климатическая карта мира, слайд-презентация урока, индивидуальные маршрутные листы, справочный материал для учащихся.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
УУД:Регулятивные – целеполагание.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
На слайде 1 – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии
Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:
Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время? (Да).
Почему это возможно? (Потому что материк Евразия – очень большой по площади и на материке сложился разнообразные природные условия).
Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? (Климат Евразии) (Слайд 2).
По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? (В чем причина разнообразия климата Евразии) (Слайд 2).
Целеполагание: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определить влияние климатообразующих факторов на особенности климата) (Слайд 3).
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
УУД: Регулятивные - умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; умение выявлять затруднения в выборе.
Познавательные - умение анализировать языковой и картографический материал.Коммуникативные - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
Задание 1. Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме «Я утверждаю, что…», учащиеся на основе карты климатических поясов мира в атласе (слайд 4) принимают решение и отмечают в маршрутном листе свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». После выполнения задания проводится устная фронтальная проверка с доказательством правильности ответа.
Я утверждаю, что… (сравнение климата Евразии и Северной Америки) (Слайд 5)
На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов (нет, В Евразии – 7, в Северной Америке – 6).
На территории Евразии отсутствует субэкваториальный пояс (нет).
На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс (да).
Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс (нет, еще субтропический, тропический и субэкваториальный).
В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается (да).
И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс (да).
В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания.
УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия
Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.
Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника
Примечание. На предыдущем уроке учащиеся определяли особенности типов климата по климатограммам и климатическим показателям.
Задание 2.УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия
Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.
Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника
Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
Сделайте вывод, в каком из указанных городов может быть такой климат.
Варианты ответов (слайд 6):
Амплитуда температур: +16˚ - (-22˚) = 38˚
Индонезия, город Джакарта.
Россия, город Красноярск.
Индия, город Мумбаи.
IV. Этап включения изученного в систему знаний
Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике.
УУД: Регулятивные – умение ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона, корректировать свои ответы.
Познавательные - умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать текстовой и картографический материал, умение прогнозировать ситуацию при изменение некоторых факторов.
Коммуникативные - умение аргументировать своё мнение и слушать собеседника; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Задание 4.Прогнозирование климата при изменении некоторых климатообразующих факторов, например рельефа.
Цель: создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету.
Вопрос: Климат каких территорий Евразии изменился бы, если бы высота Гималаев была не более 1000 м? (Индо-Гангская низменность и территория полуострова Индокитай стали бы менее влажными в летнее время. Район Тибета получал бы больше осадков) (Слайд 11).
Подведение итога урока: В чем причина разнообразия климата Евразии?
Ответ: огромные размеры материка, широтное положение материка, влияние океанов, действие постоянных ветров, расположение гор (Слайд 12).
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.
Личностный результатУУД:
Регулятивные – умение осуществлять проверку знаний; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция ответов; стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные – умение анализировать свою деятельность в паре; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе анализа своей работы.
Учащийся самостоятельно анализирует свою деятельность в паре, указывают успехи и ошибки: «+» - «плюс» все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
«-» - «минус» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной.
Суммируют баллы, полученные за выполненные задания и выставляют общую отметку.
Учитель помогает определить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить цели последующей деятельности (влияние климата на природу материка.