Просмотр содержимого документа
«"Океанические течения" »
Тема урока: « Океанические течения»
Цель урока: сформировать представление о движении воды в Мировом океане и видах движения вод.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями, рассмотреть причины образования течений;
- развивающие: продолжить формирование у учащихся представлений о воде в океане; продолжить формирование умений работать с географической картой;
- воспитательные: продолжить формирование бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала с элементами проблемного обучения, и использованием электронных образовательных ресурсов.
Оборудование: прозрачная чаша с водой, ЭОР, проектор, компьютер, физическая карта мира, контуры материков, стрелочки течений на магнитах.
Ход урока
Организационный момент ( слайд №1)
Здравствуйте ребята у нас сегодня необычный урок. Для начала давайте познакомимся. Зовут меня - Асташина Светлана Владимировна и этот урок мы проведём вместе с вами. А начать я его хотела бы с отрывка стихотворения.
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
(слайд №2)
( слайд №3)
Сегодня на уроке, ребята мы познакомимся с океаническим течениями, узнаем причину их возникновения, определим их основные характеристики и выясним, зачем же их необходимо изучать. И так приступим.
Изучение нового материала
С незапамятных времён океан привлекал человека, он не мог покорить его, и не мог объяснить многие его явления. И тем самым привлекал внимание человека всё больше и больше. Даже с великим путешественником Христофором Колумбом океан сыграл злую шутку… В поисках какой страны отправился Колумб из Европы.? А куда он приплыл? И виной этому явилось течение, отходящее от берегов Африки и резко поворачивающее в сторону Америки. И как мы знаем, помогло открыть новый свет.
Давайте порассуждаем, что такое течение?
Течение - это горизонтальное движение воды в океанах, и морях, характеризующиеся определённым направлением и скоростью. Их длина достигает несколько тысяч километров, ширина десятки, сотни километров, глубина сотни метров. ( слайд №4)
Приведите примеры где мы можем увидеть течения? ( реки). Это широко распространённый пример, но это ребята не совсем удачное сравнение. Ведь течение в реке идёт за счёт уклона. А вот за счёт чего образуются течения в океане мы сейчас выясним. Мне необходима помощь спортсмена вашего класса: сильного и выносливого( мальчик класса выходит к доске). К этому времени на демонстрационном столике приготовлена прозрачная емкость с водой. Учитель предлагает подуть на поверхность воды сначала резко и быстро, а затем плавно и долго.( слайд №5)
Беседа. Что мы с вами увидели? ( движении воды) Что приводит воду в движение? ( ветер).
Одной из причин возникновения течений- постоянные ветры. Сильные ветры заставляют воду двигаться быстрее, слабые медленно ( слайд №6).
Открываем атласы . Давайте найдём самое мощное в Мировом океане течение- течение Западных ветров. ( слайд №7)
- В каких широтах оно протекает?
- Какие океаны оно соединяет?
Океанические течения различают по своей температуре : ( работа с легендой карты) на холодные и теплые. ( слайд № 8). Холодные на карте обозначаются синими стрелочками, теплые красными стрелочками.
Тёплые тропические ветры толкают воду с востока на запад и это теплые течения. Около полярных областей холодные ветры толкают воду с запада на восток и образуют холодные течения. Так каким же является течение Западных ветров ( холодным), А самым мощным теплым течением на планете является течение Гольфстрим. ( слайд №9)
Практическая работа с контурными картами. Одновременно работа на доске с макетом контурной карты и стрелочками тёплых и холодных течений. ( слайд № 10)
Физкульт минутка ( слайд № 11)
По пришествию 20 минут урока учащиеся встают и выполняют гимнастику для глаз( разнонаправленное движение глаз, круговые движения глаз, фокусировка зрения) под руководством учителя. Далее гимнастику для верхнего плечевого пояса и в завершении одно приседание для восстановления полноценного кровотока.
Но и это ещё не все особенности течений в океане. На пути течений стоят огромные препятствия это материки и сила вращения Земли. Севернее экватора течения изгибаются вправо, южнее – влево. Это явление называется эффектом Кориолиса, по имени французского математика Гаспара де Кориолиса. Разбиваясь о берега материков, течения вынуждены поворачивать и тогда их называют – стоковые течения( они как бы стекают обратно), все вышеперечисленное заставляет их двигаться по кругу. Это явление называется - циркуляцией. ( слайд № 12) Учащиеся заполняют эту схему себе в тетрадь.
В северном полушарии течения путешествуют по часовой стрелке, а в южном против часовой стрелки.
Океанические течения не только распределяют температуру в океане, но и перемешивают воду. В том месте, где ветер отгоняет воду от берегов, её место занимают, глубинные воды и это явление носит название - апвеллинг. (Слайд № 13) Эти воды богаты питательными веществами, эти воды богаты рыбой. А явление опускания воды на глубину носит название - даунвеллинг. ( слайд №14)Эти воды обогащают глубинные воды кислородом.
Беседа. Возникает вопрос, зачем надо изучать океанические течения? ( слайд 15)
Поверхностные течения оказывают существенное влияние на климат, перенося тепло на большие расстояния, а вместе с ними и химические соединения, загрязняющие вещества и животных.
У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки. ( слайд № 16)
В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ. (Слайд № 17)