Открытый урок в 8 классе с целью расширения знаний об уникальных уголках нашей родины. Воспитание бережного отношения к природе, патриотического отношения к Родине. Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, умения работать в коллективе, способности анализироввать, делать выводы. Умение выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Охраняемые территории России"»
Конспект урока по географии для 8 класса.
Тема урока:«Охраняемые территории России».
Цели и задачи урока:
- расширить знания об уголках России, выделить их черты сходства и различия, а также их значение для человека;
- продолжить развивать навыки работы с картами атласа, схемами, выполнять логические операции на сравнение и обобщение;
- воспитывать патриотическое отношение к Родине и бережное отношение к природе; определить роль охраняемых территорий;
-развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
-учить умению работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Средства обучения:
- физическая карта России;
- атлас России;
- картины;
- инструктивные карточки;
- карточки для проверки знаний;
- мультимедийный проектор;
- презентации учителя.
Оргмомент ( 2 минуты.) (настрой детей на работу, план лежит у каждого учащегося на столах).
Орг. момент - 2 мин.
Повторение домашней темы – 2 мин
Проверка домашнего задания (устный опрос), (работа по карточкам)– 5 мин
Новая тема (работа со словарём, презентация, инструктивные карточки.) – 18 мин
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.
( за компьютером) – 10 мин.
Работа на контурных картах – 4 мин
Закрепление пройденного материала- 2 мин.
Рефлексия ( заполнение таблицы) – 2 мин.
Домашнее задание: «Подготовить сообщение по теме: «Уникальное место на территории моего края».
Итого : 45 мин
2. Повторение домашнего задания (2 минуты). (на столах учебники и дополнительная литература)
а) Верны ли утверждения? (учитель зачитывает утверждения, а ученики отвечают «да» или «нет») Затем проводится взаимопроверка и подводятся итоги.
1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы.
2. В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы.
3. Главнейшее богатство тайги – древесина.
4. Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре.
5. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги.
6. В настоящее время степи в основном распаханы.
7. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы.
8. В зоне тундры водятся олени.
9. В зоне степей водятся грызуны.
10. Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине.
11. Облик тундры, так или иначе, связан с мерзлотой.
12. Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в природных комплексах.
Ответы: «да»-1; 3; 5; 6; 8; 9; 11; 12.
«нет»- 2; 4; 7; 10.
б) два ученика работают с карточками:
Тундра и лесотундра.
Тайга.
Широколиственные леса.
Лесостепи и степи.
Пустыни и полупустыни.
Задание: в таблице распределите данные растения по природным зонам, используя номера растений в списке.(индивидуальная работа).
Полынь.
Дуб.
Верблюжья колючка.
Ковыль.
Карликовая березка.
Клен.
Ель
Полярная ива.
Кедр.
Лиственница.
Перекати-поле.
Липа.
Сосна.
Бук.
4. Изучение нового материала. (13 минут)
а) сообщение темы урока;
б) индивидуальную цель урока определяют сами учащиеся каждый для себя.
в) обращение к эпиграфу урока:
«Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу Солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь».
С.Смирнов.
- Как вы понимаете эти слова?
- Согласны ли вы с данным высказыванием?
г) вводное слово учителя:
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро политические деятели и ученые более чем 170 стран мира приняли ряд решений, направленных на защиту природы Земли. В нашей стране в настоящее время создано более 150 охраняемых территорий на площади более 13 млн. га. Наибольшее их количество расположено на Восточно-Европейской равнине.
- Назовите, какие виды охраняемых территорий вам известны?
- Что такое заповедник?
- Какие виды заповедников вы знаете?
Давайте, обратим своё внимание на экран и сравним эти два понятия. ( работа с понятиями, запись в словари.)
А сейчас мы совершим небольшое путешествие по 2 заповедникам России, и помогут нам в этом наши консультанты, именно они получали опережающее задание.
Рассказ ученика о заповеднике: «Красноярские столбы» (сопровождается рассказ презентацией).
Рассказ ученика о заповеднике: « Приволжская лесостепь» (сопровождается рассказ презентацией).
Давайте, обратим своё внимание на экран и прочитаем ещё одно понятие – что такое заказник. Работа с картой Красноярского края.
д) Работа с дополнительной литературой и заполнение таблицы №1 из инструктивной карточки.
Инструктивная карточка № 1.
Сравнительная характеристика
Задание: выявить черты сходства и различия биосферного заповедника и заказника, положительное и отрицательное значение для населения.
Критерии
Биосферные заповедники
Заказники
Цели создания
Площадь
Научная работа
Хозяйственная деятельность
Проблемы
е) Работа над следующим понятием - национальный парк.
Рассказ ученика о первом национальном парке созданном в России: « Лосиный остров»
(сопровождается рассказ презентацией).
д) работа с дополнительной литературой и заполнение таблицы №2 из инструктивной карточки.
ж) А теперь вновь обратимся к инструктивной карточке и выделим черты сходства и различия между заповедниками и национальными парками, заполнив таблицу №2.
Инструктивная карточка № 2.
Сравнительная характеристика
Задание: выявить черты сходства и различия, положительные и отрицательное значение для населения.
Критерии
Заповедники
Национальные парки
Цели создания
Площадь
Хозяйственная деятельность
Научная работа
Проблемы
з) Работа над следующим понятием – памятник природы.
Рассказ ученика о Кунгурской пещере, как интересном и уникальном памятнике природы.
(сопровождается рассказ презентацией).
6. Самостоятельная работа за компьютером: на рабочих столах у каждого учащегося папка с материалом об охраняемых территориях России за 10 минут выберите особо охраняемые территории и заполните следующую таблицу.
Особо охраняемые территории России.
название
местоположение
особенности
7. На контурных картах отметить охраняемые территории России их границы и подписать названия.
8. Закрепление пройденного материала. (2 минуты) (загадки для учащихся)
Широкий пляж из мелкого кристаллического светлого песка на берегу Балтийского моря. Тянется вдоль посёлков Рыбачий, Морское, Лесное - всего 98 км, по кромке - хвойные леса.
Российский аналог таинственного озера Лох-Несс. 9 км в длину, 1,5 км в ширину. По легенде, на дне живёт чудище. Для тех, кто не боится, - чистая вода и песчаные пляжи.
Огромное озеро c байкальскими дюнами - километрами широких пляжей с мелким светлым песком.
Огромное озеро c байкальскими дюнами - к пляжей с мелким светлым песком.(
т Самое мелкое море в мире - глубина до13,5 м. Несколько широких пляжей (косы до 25 км в длину) из мелкого ракушечника (песка). Здесь же масса школ сёрфинга.
н а живёт чудище. Для тех, кто не боится, - чистая вода и песчаные пляжи.
В дельте Волги (где расположена Астрахань) и на берегу Каспия - широкие песчано-галечные пляжи, многие с термальными и минеральными водами.
Российский аналог таинственного озера Лох-Несс. 9 км в Российский аналог таинственного озера Ло
Мёртвое море и Баден-Баден в одном флаконе - здесь один из лучших термальных курортов (9 источников, воду нужно пить, купаться в ней, мазаться грязями с высоким содержанием железа).
ч Для тех, кто не боится, - чистая вода и песчаные пляжи.
, Граничащая с Монголией заповедная зона располагает пляжами вдоль озера, удивительно напоминающими морское побережье: широкая песчаная полоса, чайки, даже вода в озере солёная на вкус.
1 ,5 км в ширину. По легенде, на дне живёт чудище. Для тех, кто не боится, - чистая вода и Лучшие пляжи Карелии. Песчаные, небольшие, но часто расположенные в лесной зоне (например, Онеги). Здесь особенно распространён парусный спорт.
Самые большие нетронутые леса в Европе (территория 32 600 км²), охраняемые ЮНЕСКО. Для того чтобы их посетить, необходимо добраться до нац.парка «Югыд Ва».
Экзотический отдых на Камчатке может включать в себя как спокойное времяпрепровождение (купание в горячих источниках), так и активную часть (вертолётные экскурсии над вулканами, осмотр Долины гейзеров, сплав по реке Быстрая, горнолыжный спорт, треккинг и др.).
Сказочный лес из каменных столбов высотой несколько метров вдоль течения можно увидеть, подплыв к нему на лодке. 6 лет назад ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия. Аналогичный лес (Шилинь) есть в Китае.
Сюда едут даже иностранцы ради непревзойдённого конного туризма в живописных окрестностях. Вокруг Белухи - маршруты средней сложности, для начинающих и неопытных, на северном склоне - для профессионалов.
Активные экскурсионные туры и пешеходные прогулки по плато с обзором горной Арктики; лодочные маршруты с посещением водопада Китобо-Орон, каньонов и озёр-фьордов.
Это место охраняет Международный фонд дикой природы. Можно подняться на высоту 2300 м - медленно, любуясь красотами или по-спортивному быстро.
Места, которые нельзя пропустить, - горный массив Фишт, живописнейший курорт Хаджох, водопады Руфабго и Мешоко и, конечно, знаменитые скалы - «хаджохские столбы».
По тундре и лесотундре на квадрациклах или джипах. Летом здесь солнце не садится за горизонт практически полтора месяца.
8. Рефлексия ( заполнение таблицы) – 2 мин.
Выставление оценок за урок, с их комментированием.
Заполнение таблицы №3 .
Что я знал об охраняемых территориях России.
Что я нового узнал на уроке?
Что я хотел бы ещё узнать по данной теме?
9. Домашнее задание.: «Подготовить сообщение по теме: «Уникальное место на территории моего края».
А сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами из стихотворения:
….. Человек – твоё, влияние на природу велико,
Но в своих благих деяниях нужно видеть далеко.
Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,
Распахал земли участок или трассу проложил.
Ты подумай: « А природе я ничем не навредил?»
Да, рельеф он неживой и не чувствует он боль,
Но на нем ведь почва есть, и трава, и чудо – лес
Видим прекраснейший пейзаж – он всегда волнует нас.