kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии "Особо охраняемые природные территории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся определяют особо охраняемые территории России, дают оценку природных условий, растительного и животного мира в заповедниках, определение необходимости сохранности природной среды.

Урок формирует уважение к природе, бережного отношения к растительному, животному миру, окружающей среде.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Особо охраняемые природные территории"»

Тема урока "Особо охраняемые природные территории

Цели:

Предметные: - учащиеся определяют особо охраняемые территории России;

-дают оценку природных условий, растительного и животного мира в заповедниках;

-определение необходимости сохранности природной среды.

Межпредметные: а) познавательные

-учащиеся смогут работать с текстом учебника для определения, что относится к ООПТ, с таблицей «Заповедники России» делают выводы о том, зачем нужна природоохранная деятельность;

б)регулятивные: самостоятельно работают, делают выводы;

в)коммуникативные: работают в парах, участвуют в дискуссиях, развивают речь.

Личностные: уважение к природе, бережного отношения к растительному, животному миру, окружающей среде.

Средства обучения:1. Атласы для 8 класса – карта “Охраняемые территории”.2. Компьютер, проектор.3. Презентации: -учительская – по ходу урока, учащихся по опережающим заданиям.

4. Тесты для закрепления

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

  1. Используя метод критического мышления вспомним д/з( учебники закрыты) за 1-2 минуты нужно как можно больше вспомнить ключевых слов и записать их через запятую в тетрадь. Главное – за последние секунды вспоминается что-то главное, что-то важное.

  2. Работа в парах.

По характерным признакам каждой природной зоны определить как данная природная зона называется и дополнить ещё по одному характерному признаку самостоятельно.( См приложение)


  1. Определить в какой природной зоне обитают указанные животные и растения и какое из них «Лишнее» в каждом перечне.

А) северный олень, песец, белая куропатка, соболь, лемминг.

Б)косуля, жаворонок, хомяк, мышь –полевка, стрепет.

В) Джейран, змея, ящерица, тушканчик, дрофа.

Г) Лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.

Д) Черника, ковыль, тонконог, типчак.



III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Что мы в этом году изучаем на уроках географии? (Географию России, свою страну)
- С какими особенностями своей страны мы знакомимся? (С особенностями природы)
- Как формировалась природа на Земле? (В течение многих миллионов лет происходили изменения, связанные с особенностями развития планеты Земля)
- Что произошло с появлением человека? (С появлением человека природа стала изменяться. Не всегда в лучшую сторону)

- Какие изменения произошли в природе в результате деятельности человека? (Загрязнения водоемов, воздуха, почв, исчезновение лесов, растений, животных, созданы антропогенные ландшафты и т.п. )

Уже многие виды растений и животных исчезли с лица Земли. Значит может наступить время, когда будущие поколения людей не увидят того, что мы видим с вами сегодня: ковыльные степи, еловые леса, березовые рощи, ромашки, ландыши, лебедей, аистов, медведей, тюленей тигров и т.д.

Возникает вопрос: Что же делать? (Запретить охоту и сбор растений. Сохранить для будущего образцы – эталоны дикой природы. Организовать заповедники.)

VI. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о том, как сохранить природу для будущих поколений.

Тема нашего урока “Особо охраняемые природные территории ”.

Учитель:

У вас на партах лежат словари В.И.Даля и С.И.Ожегова. Найдите, что означает слово заповедать.

ЗАПОВЕДАТЬ или заповедовать – повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием; запрещать. Из толкового словаря русского языка В.И.Даля

ЗАПОВЕДАТЬ –

1. Завещать сделать или исполнить что-нибудь как заповедь (высок.). 3. сыновьям беречь родную землю. 
2. Сделать заповедным (в 1 знач.), заповедником (спец.). 3. озеро. 3. лесное урочище.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.

Сегодня мы понимаем слово “запаведеть”, как создать охраняемую территорию, особо охраняемую.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ учреждаются органами государственной власти и относятся к объектам общенационального достояния.

Главный закон об охране природы в России – Закон “Об охране окружающей природной среды” принят в 1991 году.

Диаграмма “Доля площади ООПТ в некоторых стран”. Анализ диаграммы.

Учитель:

Откройте географический атлас на стр. 42-43

- Как называется карта? (Особо охраняемые природные территории России)
- Назовите категории ООПТ отмеченные на карте. (заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, объекты всемирного наследия)
- Как обозначены ООПТ на карте? (значками и цифрами)
- Какая категория ООПТ в России самая распространенная? (заповедники)
- В какой части страны охраняемых территорий больше? (В европейской части страны)
- Как вы думаете почему? (Территория давно осваивается, здесь произошло больше изменений природы в результате деятельности человека)

Категории ООПТ. Выделяют несколько категорий ООПТ: заказники, заповедники, национальные природные парки, памятники природы.

Выступления учащихся с презентациями

1. Заказники: что это такое, когда и зачем они были созданы. Природоохранная деятельность заказников. (Выступления учащихся с презентациями)

2. Заповедники: история развития заповедного дела в России. Первые заповедники. Заповедники сегодня. (Выступления учащихся с презентациями)

3. Национальные природные парки

ООПТ Брянской области

Учитель:

В Брянской области насчитывается ООПТ 152 различного статуса.

  1. Заповедник -1 «Брянский лес»

  2. Государственных природных заказников- 12;

  3. Дендрарии и ботанические сады -6;

  4. Памятник природы -134 ( в Погарском районе -3);

  5. «Марковские горы» ( в списке ключевых ботанических территорий Европы)

Остальные являются объектами региональной охраны.

Выступление учащихся с презентацией.

Заповедник “Брянский лес”.

Учитель:

В нашем Погарском районе тоже есть ООПТ.

Информация о заказнике

Памятники природы :

  1. Ботанические: Марковские горы

  2. Ландшафтные: парк усадьбы Безборобко (с Гринево графский дом, озеро, церковь),

Археологический памятник в с.Синине «Городок»

  1. III. Закрепление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с природоохранной деятельностью в России.

- Зачем нужна природоохранная деятельность?
- Почему возникла необходимость в такой деятельности?
- Что делают люди, чтобы сохранить уголки естественных ландшафтов, животных, растения?

А сейчас, для закрепления изученного материала я предлагаю вам (на выбор) тест

Тесты

1. Территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных или растений, а также другие компоненты природного комплекса – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

2. Количество заповедников в России:

А. менее 30;
Б. от 30 до 50;
В. от 50 до 100;
Г. свыше 100.

3. Природный объект, имеющий научное, историческое, культурное и эстетическое значение, охраняемый государством – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

4. На территории Калужской области расположен национальный парк:

А. Лосиный остров;
Б. Угра;
В. Мещера;
Г. Приэльбрусье.

5. Главный закон об охране природы в России был принят в:

А. 1991 г.
Б. 1974г.
В. 2005 г.
Г. 1893 г.

6. Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса – это…

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

7. Самый большой по площади заповедник в России – это…

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

8. В национальном парке возможны:

А. природоохранная деятельность;
Б. туризм;
В. восстановление исчезающих видов;
Г. все варианты верны.

9. Заповедник в Подмосковье, где разводят зубров – это …

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

10. Территория с мало нарушенными природными комплексами, где сочетаются меры по охране природных ландшафтов с возможностями познавательного туризма и отдыха людей – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

IV. Домашнее задание.

Приготовить рассказ о любом ООПТ нашей страны.

И в заключении – стихотворение.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как, природа-мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла
Давайте сохраним на стрежнях – осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н.Старшинов

Всем спасибо за урок. До новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по географии "Особо охраняемые природные территории"

Автор: Стрижакова Татьяна Николаевна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока  географии в 8 классе "Заповедники Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-zapoviedniki-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "171453"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Патриотическое воспитание на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(53) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "171030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423634326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Внеклассное мероприятие для 7 класса " На пути к познанию прекрасного" "
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-7-klassa-na-puti-k-poznaniiu-priekrasnogho"
    ["file_id"] => string(6) "199728"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428639067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства