Конспект урока на тему "Особо охраняемые природные территории России".
Конспект урока на тему "Особо охраняемые природные территории России".
Цели и задачи урока:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Формировать экогеографическое мировоззрение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Особо охраняемые природные территории России". »
Тема: «Особо охраняемые природные территории России».
Цели и задачи урока:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Формировать экогеографическое мировоззрение.
Задачи учителя:
Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.
Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.
Тип урока:
Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
фронтальная;
индивидуальная;
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский.
Межпредметные связи:
география – история;
география – экология;
география – краеведение;
география – информатика.
Средства обучения:
Физическая карта России.
Карта «Заповедники России».
Учебник: «География России. Природа. Население» – 8 кл.”
На доске тема: «Особо охраняемые природные территории России».
Охранять природу — Значит охранять Родину.
М.М.Пришвин (слайд 1).
Ход урока
1. Организационный момент
приветствие;
проверить подготовку ребят к уроку.
2. Постановка цели
Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.
Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это Владимирская область, частицей которой является Меленковский район.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
3. Изучение нового материала.
1) Работа тетрадью.
В тетради: тема урока (слайд 2).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны (слайд 3).
В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.
Виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): заповедники, биосферные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, природные парки, памятники Всемирного природного наследия, резерваты, дендролого-ботанические сады, санаторно-курортные зоны (рис. 152., стр. 201.)
Схему ООПТ в тетрадь (слайд 4).
2) Актуализация знаний.
Вопрос учителя:
- Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?
Историческая справка развития заповедного дела в России.
Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.
Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов... не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».
Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».
Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.
Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Заповедники могут быть специальными и комплексными (слайд 5).
Запись определения в тетрадь - «заповедник».
Заповедники –это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс (слайд 6).
В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д.
Работа по видам ООПТ с материалами учебника и заполнение таблицы:
Особо охраняемые территории (слайд 7).
Название
Местоположение
Особенности
Сообщение «Ильменский заповедник»(слайд 8).
Сообщение «Заповедник Кивач»(слайд 9).
Статус биосферного заповедника дается территории, которая не утратила своих первозданных черт, является эталоном природы для данной территории (ведется мониторинг окружающей среды). Создано 16 биосферных заповедников. Среди них – Лапландский биосферный заповедник.
Сообщение «Лапландский биосферный заповедник»(слайд 10).
Национальные парки – охраняемые территории с малоизмененными живописными ландшафтами, богатой флорой и фауной, в которых задачи охраны природы сочетаются с рекреационным использованием земель и эколого-просветительской работой (35 парков, площадь 7 млн.га.) (слайд 11).Пример – национальный парк «Мещера».
Сообщение «Национальный парк Мещера» (слайд 12).
Заказники – охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам. Заказники бывают разных видов: комплексные, биологические, палеонтологические, геологические (1600 заказников, 60 млн. га.). Пример – Земля Франца-Иосифа (4,2 млн.га.).
Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево (несколько тысяч памятников природы, 39 федерального значения, площадью 28 тыс. га.) (слайд 13).Пример – «Звучащая гора» (Прикаспийская низменность); «Река, изменяющая свое течение».
Сообщение «Звучащая гора».
Сообщение «Река, изменяющая свое течение» (слайд 14).
Природные парки создаются для использования их в качестве мест отдыха и туризма, а также для охраны уникальных природных объектов.
Памятники Всемирного природного наследия – международные охраняемые природные территории, созданные под эгидой ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в Париже в 1972 г. (слайд 15, 16).
В список Всемирного природного наследия включены следующие Российские объекты:
«Девственные леса Коми»;
«Вулканы Камчатки»;
«Озеро Байкал»;
«Алтай-Золотые горы»;
«Западный Кавказ»;
«Центральный Сихотэ-Алинь»;
«Убсунурская котловина»;
«Остров Врангеля» и т.д. (слайд 17).
Сообщение «Озеро Байкал» (слайд 18).
Ведется работа по включению в список ЮНЕСКО других российских природных и культурно - природных объектов: дельты Лены, Валдайского водораздела и т.д.
Существующих в России охраняемых природных территорий недостаточно. Площадь заповедников должна составлять не менее 3 0/0 ее общей площади. Пока в России она составляет 20/0.(слайд 19). В перспективе планируется увеличение площадей охраняемых территорий, создание 90 заповедников, 50 национальных парков.
Учитель:Так значит,какие задачи выполняются при организации ООПТ? (слайд 20).
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
В декабре 2011 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., подготовленную Минприроды России. Концепция рассматривает вопросы совершенствования законодательства и государственного управления, экономического, финансового и кадрового обеспечения ООПТ, организации охраны и защиты природных комплексов, сохранения культурного наследия, развития познавательного туризма, международного сотрудничества и расширения географической сети ООПТ.
В частности, до 2020 г. предусмотрено года создание 11 новых заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказников. Планируется создание государственного природного заповедника «Ингерманландский» (Ленинградская область) и не менее трёх национальных парков – «Берингия» (Чукотский автономный округ), «Онежское поморье» (Архангельская область), «Земля леопарда» (Приморский край).
4. Закрепление
Подведение итогов.
Итог работы у учащихся в таблице «Особо охраняемые территории».
Заключение
Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по ООПТ России, и в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу:
«Охранять природу – значит охранять Родину». Наша родина – это наше село, а как мы с вами можем охранять природу?
Теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока.
Рефлексия (слайд 21).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
я поняла, что…
меня удивило…
мне захотелось…
я попробую
Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».
5. Домашнее задание.
П. 42, вопросы. Подготовить характеристику и презентацию одного из объектов из списка памятников всемирного природного наследия (слайд 22).