kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Охрана водоемов от загрязнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:                            «Охрана водоемов от загрязнения»

Тип урока:                   комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:

2) Воспитательные:

3) Развивающие:      

Методы и методические приёмы:

1) объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;

2) систематизировать и обобщить знания учащихся о значении воды в биосфере;

3) познакомить с основными источниками загрязнения вод.

1) Продолжить формирование естественно-научного

 мировоззрения учащихся

2)  Воспитывать интерес к предмету

1) Развивать умение работать с географической картой;

2) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро  и четко формулировать свои мысли.

3) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

4) продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, дополнительной литературой.

Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником

План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

 учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока.  Комментирование

оценок.

I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1)  Для чего вода необходима живым орга­низмам?

2)  Какие приспособления к жизни в воде имеют животные?

3)  Что отличает водоплавающих птиц от других?

4)  Какова роль растений в жизни обитате­лей водоемов

Антуан де Сент-Экзюпери: “., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).

II. Изучение нового материала:

Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего – либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.

?!: С чем же сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?

Одно из древнегреческих изречений гласит: “Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”. Следовательно, вода – бесценна и уникальна.

Значение воды для жизни.

Теперь я предлагаю послушать вам восточную легенду:

“В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. “По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи”. Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван. “А как же ты?” – забеспокоился молодой человек. “Ты молод, а я стар”, – ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок.

Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало”.

Так восточная легенда говорит: “Где добро – там вода, а где вода – там жизнь”.

?: Почему, образно говорят: “в капле воды заключена жизнь”?

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии.

(Внутренняя среда организмов, среда обитания, для питья. Вода составляет 90% от массы растений, 75% от массы животных, в теле человека – 65% воды. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведёт к серьёзным сдвигам в организме человека. Человек может прожить без пищи 5-6 недель, без воды – 5 дней).

Дж. Байрон: “Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода”.

?: Сколько нужно человеку воды?

Ученые считают, что в среднем нужно 2,5 л воды в сутки, однако при определенных условиях потребность в воде возрастает.

Потребность в пресной воде велика и возрастает с каж­дым годом. Сейчас уже во многих странах остро ощущается недостаток пресной воды. Ученые подсчитали, что ее запасы могут быть исчерпаны уже в следующем столетии.

Чрезмерное потребление грунтовых вод привело к обмеле­нию рек и озер.

С выкачиванием подземных вод связано проседание земной поверх­ности. Например, город Мехико (Мексика) «осел» почти на 7 м. Ежегодно по этой же причине на 7-10 мм опускается Венеция - один из краси­вейших городов Италии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Охрана водоемов от загрязнения"»

Тема: «Охрана водоемов от загрязнения»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:








2) Воспитательные:




3) Развивающие:












Методы и методические приёмы:






1) объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс;

2) систематизировать и обобщить знания учащихся о значении воды в биосфере;

3) познакомить с основными источниками загрязнения вод.


1) Продолжить формирование естественно-научного

мировоззрения учащихся

2) Воспитывать интерес к предмету


1) Развивать умение работать с географической картой;

2) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

3) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

4) продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, дополнительной литературой.


Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником


План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

оценок.

















I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Для чего вода необходима живым орга­низмам?

2) Какие приспособления к жизни в воде имеют животные?

3) Что отличает водоплавающих птиц от других?

4) Какова роль растений в жизни обитате­лей водоемов

Антуан де Сент-Экзюпери: “..., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете” (вода).

II. Изучение нового материала:

Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего – либо, мы обычно сравниваем с золотом. Белым золотом называем хлопок, зеленым – лес, черным – нефть, величайшее богатство Земли – хлеб – получают из золотого колоса.

?!: С чем же сравнить ценность обычной, простой, не говоря о лечебной воде?

Одно из древнегреческих изречений гласит: “Самое лучшее – это вода: лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”. Следовательно, вода – бесценна и уникальна.

Значение воды для жизни.

Теперь я предлагаю послушать вам восточную легенду:

В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. “По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи”. Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван. “А как же ты?” – забеспокоился молодой человек. “Ты молод, а я стар”, – ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок.

Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало”.

Так восточная легенда говорит: “Где добро – там вода, а где вода – там жизнь”.

?: Почему, образно говорят: “в капле воды заключена жизнь”?

Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии.

(Внутренняя среда организмов, среда обитания, для питья. Вода составляет 90% от массы растений, 75% от массы животных, в теле человека – 65% воды. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведёт к серьёзным сдвигам в организме человека. Человек может прожить без пищи 5-6 недель, без воды – 5 дней).

Дж. Байрон: “Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода”.

?: Сколько нужно человеку воды?

Ученые считают, что в среднем нужно 2,5 л воды в сутки, однако при определенных условиях потребность в воде возрастает.

Потребность в пресной воде велика и возрастает с каж­дым годом. Сейчас уже во многих странах остро ощущается недостаток пресной воды. Ученые подсчитали, что ее запасы могут быть исчерпаны уже в следующем столетии.

Чрезмерное потребление грунтовых вод привело к обмеле­нию рек и озер.

С выкачиванием подземных вод связано проседание земной поверх­ности. Например, город Мехико (Мексика) «осел» почти на 7 м. Ежегодно по этой же причине на 7-10 мм опускается Венеция - один из краси­вейших городов Италии.

Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям.





Например, неэкономное использова­ние в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Строительство оросительных каналов, разбор воды на орошение из рек Сырдарья и Амударья, которые несли свои воды в Аральское море, до неузнаваемости изменили состояние этих водоемов. Реки Амударья и Сыр­дарья в низовьях утратили былую полноводность, превратившись в пере­сыхающие водотоки. Почти на 15 м понизился уровень воды в Аральском море . С усыханием Арала значительно возросла соленость его воды (с 10 до 24 ‰). В результате этого вымерли самые ценные виды рыб

(усач, осетр, лещ, сазан).

Чтение сказки н.А. Рыжова «Жила была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город. Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она. Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость. А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.


Обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Как люди нашего села относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

?: Что же может предотвратить загрязнение водоемов?

Прежде всего, внедрение малоотходных технологий при создании новых и реконструкции старых производств. При этом резко сокращается количество вредных веществ, вы­брасываемых предприятием, очищаются сточные воды, пере­рабатываются вредные отходы производства. Воду, которую используют в производстве, очищают от растворенных ве­ществ, охлаждают и вновь направляют на нужды того же производства. Вещества, которые извлекают из воды при очистке, используют в других отраслях производства. Техни­ческие масла идут для смазки различных механизмов. Соли используют для приготовления питательных смесей для под­кормки растений.

Большая часть Казахстана распо­лагается в засушливой зоне. Здесь катастрофически не хватает поверх­ностных пресных вод. Многие терри­тории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана воды - одна из ос­новных проблем в государстве.

В результате хозяйственной дея­тельности человека в мире наблюда­ется уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение мно­гих водоемов, истощение запасов под­земных вод. Ежегодно в моря и океа­ны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазоч­ных веществ. Много вредных и ядови­тых веществ содержит сточная вода с полей и животноводческих ферм. Бы­товые стоки также перенасыщены различными моющими, чистящими и прочими веществами и отходами.

Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым расте­ниям и животным, так называе­мым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относят камыш, рогоз, осоку, хвощ болотный, вод­ный гиацинт. Двустворчатые моллюски - беззубка и перлови­ца - процеживают воду через свое тело. Так они питаются орга­ническими остатками и заодно очищают воду. Фильтруют воду и небольшие рачки - циклопы и дафнии

Беззубка, перловица че­рез себя более 30 л воды в сутки. Фильтруют воду и неболь­шие рачки, обитающие на поверхности водоемов. Один рачок способен отфильтровывать за сутки до 1,5 л воды. Реч­ной рак служит своеобразным индикатором (дословно с латин­ского - указатель) загрязненности. Ведь он обитает только в чистой воде. Некоторые грибы и бактерии также участвуют в очистке воды.

Всякий водоем (река, пруд, озеро) способен к самоочищению. Живые ор­ганизмы обычно справляются с очисткой воды в нем. Но когда в водоем сбрасывают ядовитые отходы, гибнут сами санитары. В законах государст­ва об охране водных ресурсов говорится об обязательном выполнении ме­роприятий по охране вод каждой реки, озера.

?: Есть ли в мире место с абсолютно чистой водой? Как на производстве очищают воду? Как происходит процесс самоочистки в водоемах?

Абсолютно чистой воды никто не может получить, как бы ни старался, потому что в ней тотчас же что-нибудь растворяется: газы или твердые частицы из воздуха, стекло или металл, в котором она находится. Известно, что в воде растворяется и серебро. Частички его губительны для бактерий, поэтому вода в серебряных сосудах очень дол­го остается свежей.

В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ. Но она обязательно проходит предварительную очистку.















Зап. на доске: «Схема очистки питьевой воды»

















Сначала с помощью сетки задерживают сравнительно крупные примеси. Затем способом от­стаивания освобождают воду от частиц песка, глины, ила. Но так как все равно не удается удалить все частицы, используют способ фильтрации. Вода просачивается через бассейны, заполненные чистым гравием, песком или углем. В прозрачной и, казалось бы, чистой воде могут содержаться болезнетворные бактерии. Поэтому ее обеззаражи­вают хлором, озоном. После этого - еще одно от­стаивание и затем уже - отправление в водопро­водную сеть.

Опыт «Фильтрование воды».

Размешайте комочек глины в стакане с водой, чтобы сделать ее мутной. Поставь­те стакан отстаиваться. Вы заметите, что частицы начнут опускаться на дно, и вода через некоторое время станет прозрачной. Возьмите фильтровальную бумагу. Вложите ее в воронку. Налейте отстоявшуюся воду. Понаблюдайте, что произойдет. Из воронки в стакан стечет прозрачная вода, а весь осадок останется на бумаге. B аптеках, лабораториях требуется более чистая, чем обычная питьевая, вода. Такой является дистиллированная вода, получаемая в специальных аппаратах.

Заключение. В решении экологических проблем каждый может и должен принять участие, все зависит от экологической культуры, поведения каждого гражданина. Все очень просто. Перед нами ставятся вопросы: “когда вы моете руки, будете ли вы пытаться закрывать кран, видя, что вода ещё капает или равнодушно пойдете дальше? Это тоже проявление вашей гражданской позиции по отношению к природе и обществу. А ведь гораздо легче сохранить, чем воссоздавать, вовремя уберечь, вместо того чтобы потом восстанавливать”. Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными, и мнимыми, приходящими.

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V веке н.э. в ответ на требование мятежников (возглавляемых его собственным сыном!) показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавено, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи... Царь зачерпнул пригорошню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть все моё богатство”.

Вода орошает деревья, покрывающиеся весной свежей листвой, укутывает почву зимой теплым снежным одеялом, наполняет реки, моря и океаны. Вода требует бережного к себе отношения, чтобы всегда оставаться чистой и прозрачной.

III. Закрепление:

1) Какой вред водоемам причиняет хозяйственная деятельность человека?

2) Какие способы очистки используют на водоочистительных станциях?

3) Проходит ли специальную очистку вода в нашей местности? Нуждается ли в очист­ке ключевая и колодезная вода?

4) Какие растения и животные являются санитарами водоемов?

5) Что такое самоочищение водоема?

Д/З:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Охрана водоемов от загрязнения"

Автор: Усенова Татьяна Викторовна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Охрана водоемов "
    ["seo_title"] => string(17) "okhrana-vodoiemov"
    ["file_id"] => string(6) "154919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421227161"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Очистка воды. Охрана от загрязнения" "
    ["seo_title"] => string(40) "ochistka-vody-okhrana-ot-zaghriaznieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109077"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404105425"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока "Берегите воду!!!" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-bierieghitie-vodu-1"
    ["file_id"] => string(6) "247084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446487882"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "«Охрана воды» "
    ["seo_title"] => string(14) "okhrana-vody-3"
    ["file_id"] => string(6) "168158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423201551"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект открытого занятия по направлению «Зеленая тропинка» на тему: «Значение воды в жизни живых организмов. Охрана воды от загрязнений»."
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-napravlieniiu-zielienaia-tropinka-na-tiemu-znachieniie-vody-v-zhizni-zhivykh-orghanizmov-okhrana-vody-ot-zaghriaznienii"
    ["file_id"] => string(6) "275091"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452515376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства