ОТКРЫТЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока. «Оболочки Земли»
Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными
материалами.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка;
Дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе;
раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.
Развивающие:
Развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой;
Способствовать формированию географической культуры.
Воспитательные:
Осознание себя как части целостности природы,
Осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека
Планируемые результаты:
Личностные:
Понимание специфических черт оболочек Земли,
Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность,
Определять её цели и задачи,
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Умение работать с различными источниками информации.
Предметные:
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки.
Определять отличия оболочек Земли друг от друга.
Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Универсальные учебные действия:
Необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.
Планировать свою деятельность под руководством учителя,
Оценивать работу одноклассников,
Работать в соответствии с поставленной задачей,
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;
Структурировать знания;
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Просмотр содержимого документа
«Оболочки земли»
Урок «Оболочки Земли»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока. «Оболочки Земли»
Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными
материалами.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка;
Дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе;
раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.
Развивающие:
Развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой;
Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные:
Осознание себя как части целостности природы ,
Осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека
Планируемые результаты:
Личностные:
Понимание специфических черт оболочек Земли,
Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность,
Определять её цели и задачи,
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Умение работать с различными источниками информации.
Предметные:
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки.
Определять отличия оболочек Земли друг от друга.
Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя,
Оценивать работу одноклассников,
Работать в соответствии с поставленной задачей,
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;
Структурировать знания;
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся, групповая, индивидуальная
Техническое оборудование: интерактивная доска, презентация по теме урока, , персональный компьютер.
Ход урока:
Оргмомент
Ученики садятся группами – экипажами, на столе каждой крупы лежат задания. Каждый экипаж представляет одну оболочку Земли.
Ребята, сегодня мы, с вами подводя итоги изучения географии, поговорим об одном очень важном вопросе географии.
Актуализация знаний
А что такое география? (Наука и планете Земля. т. е. Землеописание)
Значит мы будем говорить о том, что находится на Земле.
А что находится на планете Земля? Что нас окружает?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… Природа
А что называется природой?
В стихотворении перечень, каких -то названий – что это? (объекты природы).
Все эти объекты (перечисленные в стихотворении) можно разделить на отдельные группы.
Закончите фразу : Все объекты природы можно разделить на две группы, - какие? (живая и неживая природа.) Чем они отличаются?
Еще все перечисленные объекты можно по другой классификации разделить на группы ,,, (Оболочки Земли)
Новый материал
И тема нашего урока - «Оболочки земли». (Слайд 1)
Работать будем по группам (группа – экипаж). Каждый экипаж получает маршрутный лист с заданиями по изучению одной оболочки.
А теперь давайте определимся с задачами и целями нашего урока.
( Ответы детей) (Слайд 2 )
Какими источниками мы будем пользоваться на уроке? (учебник, атлас, презентация к уроку)
Запишите в тетради тему урока..
В тетради сделаем табличку и походу урока ее заполним информацией полученной вами и соседними экипажами.
Чтобы двигаться дальше, мы должны определиться - а почему же оболочки?
(найдите ответ в учебнике. Стр. 149) (Потому что, они как бы обтекают наш земной шар).
Сегодня мы только назовем эти оболочки, а более подробно будем изучать в следующих классах.
А как вы думаете сколько оболочек ( ответ - 4) (Слайд 3 )
(Комментарий заданий маршрутного листа, на работу экипажам дается 3 минуты, командир распределяет задания членам экипажа, координирует их работу .
Учитель помогает в решении задач).
У Начинаем наше путешествие по оболочкам. Первыми представляют оболочку «литосфера» демонстрация слайдов (Слайд 4 ) выступление учащихся.
У. Вторые выступают участники экипажей «атмосфера», « гидросфера», « биосфера», соседние экипажи дополняют информацию выступающих.
Физкульт – минутка Правила: при названии объектов биосферы - дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), Объекты атмосферы - руки движутся из стороны в сторону (ветер дует), Объекты гидросферы - делают плавательные движения, объекты литосфера - присаживаются на корточки (самая нижняя оболочка),
Я называю объект, а вы выполняете действия - соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли:
Оболочки - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера
Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море, гроза, мел, песок, птицы, осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии.
Спасибо! Сели. И продолжим работу.
На интерактивной доске объекты разных оболочек, названия оболочек, и результаты взаимодействия оболочек.
По одному представителю каждого экипажа должны соотнести объект своей оболочки и ее название. Далее стрелками нужно соединить оболочки объясняя причины соединения – взаимодействием между ними (оболочками) и выбрать результат взаимодействия
Молодцы. Посмотрите, какая образовалась у нас картина – оказывается все оболочки между собой взаимосвязаны, они нужны друг другу. А если мы уберем один компонент этой связи, что произойдет? (ответы детей с мест)
Вывод - Все оболочки Земли взаимодействуют, и взаимно влияют друг на друга. И Эта взаимосвязь называется географическая оболочка?(слайд 11) В неё входят верхняя часть литосферы, нижние слои атмосферы, вся гидросфера и биосфера. Запишем в тетради определение.
Проблемный вопрос. (Слайд 12) А может ли подобная оболочка существовать на других планетах солнечной системы? Какие оболочки возможно существуют на других планетах Солнечной системы. (Ответы детей)
Закрепление
Учитель: Следующее задание: проверим как вы усвоили новые знания – выполнить тесты в рабочей тетради (Стр70-71). (3 мин)
В чем же уникальность нашей планеты? (Ответы детей)
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!»
(Я. Аким).
А теперь подведем итог нашего путешествия (возвращаемся к задачам урока слайд 2) – сегодня мы познакомились с оболочками Земли, их взаимосвязь привела к формированию Главной характерной только для Земли географической оболочки.
Подведение итогов работы групп:
Оценим вашу работу Командиры дайте оценку работу других экипажей, с точки зрения того как вам было комфортно усваивать их информацию , как работали участники вашего и соседних экипажей, оценить работу членов экипажа
Рефлексия
Ответьте на вопросы– (слайд 16)
Что на уроке понравилось больше всего?
Что было самым трудным?
Что так и осталось непонятным?
Оцените свое настроение в конце урока – разместите смайлики на дереве настроения.
Домашнее задание - параграф 28.
Рабочая тетрадь – тематический, картографический практикум параграфа 28.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя. | Деятельность учеников | Время |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1мин |
2 | Актуализация темы | Постановка вопросов, связующих предыдущий урок и новую тему. Объясните: что такое природа? что такое природный объект? чем отличается живая природа от неживой?(чтение стихотворения ) Проверяет усвоение понятий. Предположите: можно ли эти объекты природы сформировать по группам? Проверяет усвоение понятий | Высказывают предположения на поставленные вопросы . Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (слайд 1) | 3мин |
3 | Изучение нового материала | 1. Объясните (учебник стр.101-102): -Что вы сегодня узнаете? Проблемный вопрос: почему оболочки Земли назвали именно оболочками? Подводит к выводу: что все оболочки Земли как бы облекают земной шар со всех сторон, являясь непрерывными. 2.Демонстрирует (строение географической оболочки.). Акцентирует внимание на то, что выделяется 4 оболочки Земли, 3. Организует работу в группах (по маршрутным листам) Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность Предлагают свои варианты, самостоятельно определяют количество оболочек - 4 принимают участие в диалоге с учителем Записывают в тетради названия земных оболочек - заполняют таблицу Выполняют задания маршрутных листов, заполняют таблицу Анализируя текст и знания полученные на предыдущих уроках готовят ответы на задания маршрутных листков (на 1-3 задания) ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ | 3 мин 4 мин 3 мин 10 мин |
| Физминутка (здоровье сберегающий компонент) | Правила: - соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли: Оболочки - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море, гроза, мел, песок, птицы, осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии при названии - биосфера - дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), атмосфера - руки движутся из стороны в сторону (ветер дует), гидросфера - делают плавательные движения, литосфера - присаживаются на корточки (самая нижняя оболочка), | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и новые знания. | 2 мин |
| Практикум | Организует работу в мини группах по определению характера взаимодействия оболочек друг с другом в рамках географической оболочки, подводит к понятию – географическая оболочка Играя «Ты мне – я тебе» | Делают вывод о том, что все оболочки взаимосвязаны, записывают определение географическая оболочка Результаты представляют виде схемы, | 5 мин |
| Закрепление | Проблемный вопрос: А как вы считаете, есть ли такие оболочки на других планетах ? Читает стихотворение | Высказывают свои предположения. | 4 мин |
5 | | 1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме в рабочей тетради | Демонстрируют знания , понимание причинно-следственных связей | 3 мин |
6 | Итог урока (рефлексия) | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Домашнее задание дается дифференцированно. | Оценивают работу на уроке всего класса и экипажей соседей. Отвечают на вопросы (Слайд Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневника | 2 мин |
Приложение 1
Таблица 1
Название оболочки | Определение понятия | Особенности оболочек |
Атмосфера | Воздушная оболочка | Условно границу атмосферы проводят на высоте тысячи километров от поверхности Земли |
Литосфера | Твердая оболочка | Её толщина от 50 до 200 км. |
Гидросфера | Водная оболочка | Воды Мирового океана составляют почти 97% всех вод гидросферы |
Биосфера | Оболочка живых организмов | Проникает в литосферу, гидросферу и атмосферу |
Приложение 1.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
экипажа «Литосфера»
Дать определение «Литосфера» (используйте учебник , атлас)
Какие объекты природы составляют данную оболочку (примеры можно взять из стихотворения)
Какие наиболее значимые объекты литосфере вам знакомы из изученного материала (уметь показать на карте)
Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?
Объясните характер взаимодействия вашей оболочки с «соседями».
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…
Таблица 1
Название оболочки | Определение понятия | Особенности оболочек |
| | |
| | |
| | |
| | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
экипажа «Атмосфера»
Дать определение «Атмосфера» (используйте учебник , атлас)
Какие объекты природы составляют атмосферу?
Какие явления происходят в атмосфере (примеры можно из стихотворения)
Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?
Объясните характер взаимодействия вашей оболочки с «соседями»
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…
Таблица 1
Название оболочки | Определение понятия | Особенности оболочек |
| | |
| | |
| | |
| | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Экипажа «Гидросфера»
Дать определение «Гидросфера» (используйте учебник , атлас)
Какие объекты природы составляют данную оболочку (примеры можно взять из стихотворения)
Какие наиболее значимые объекты гидросферы вам знакомы из изученного материала (уметь показать на карте)
Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?
Объясните характер взаимодействия вашей оболочки с «соседями»?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…
Таблица 1
Название оболочки | Определение понятия | Особенности оболочек |
| | |
| | |
| | |
| | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Экипажа «Биосфера»
Дать определение «Биосфера» (используйте учебник , атлас)
Какие объекты природы составляют данную оболочку (примеры можно взять из стихотворения и свои)
Какие наиболее интересные объекты вам знакомы из изученного материала (рекордсмены природы)
Какое значение эта оболочка имеет для нашей планеты?
Объясните характер взаимодействия вашей оболочки с «соседями».
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…
Таблица 1
Название оболочки | Определение понятия | Особенности оболочек |
| | |
| | |
| | |
| | |
5
Просмотр содержимого презентации
«оболочки земли»
Тема урока: «Оболочки Земли» природоведение 5 класс.
Задачи: Сформировать понятие о земных оболочках (геосферах Земли), Дать первоначальные понятия: «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», «биосфера»
Опрос:
Как доказать, что Земля круглая?
Как можно доказать вращение Земли?
Какие размеры и форму имеет Земля?
Почему происходит смена дня и ночи?
Какой год называют високосным?
Что такое земная ось?
Как определить Северный и Южный полюс по глобусу и карте?
Что такое сутки? Чему они равны на Земле?
Оболочки Земли
Земля состоит из отдельных оболочек или сфер .
Выделяют внешние оболочки и внутренние.
Внешние оболочки Земли.
Атмосфера
Литосфера
Гидросфера
Биосфера
Атмосфера
Атмосфера (в переводе с греческого «атмос» означает пар, «сфера» - шар) – воздушная оболочка нашей планеты. Состав её изменяется с высотой.
Слои атмосферы
Нижний слой: толщина всего 10 – 18 км
Следующий слой достигает высоты 60 км, он содержит озон. Озоновый слой расположен на высоте 20-30 км.
Последний слой атмосферы – безвоздушное простран-ство. Здесь начинается кос-мос.
Так выглядит земная атмосфера из космоса.
Литосфера
Верхняя твёрдая оболочка Земли, включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Толщина литосферы от 5 до 100 км под океанами и от 25 до 200 км под областями суши.
Гидросфера
Прерывистая водная оболочка Земли. Гидросфера состоит из океанов, морей, рек, озёр, болот, водохранилищ, ледников, подземных вод.
Биосфера
Сфера жизни (в переводе с греч. «биос» означает жизнь). Биосфера-это оболочка земли, заселённая живыми организмами.
Вопросы:
- Какие внешние оболочки Земли вы знаете?
- Чем образована гидросфера?
- Каково значение атмосферы?
- Чем образована литосфера?
- Что такое биосфера?
- Почему на большой глубине в океане и в верхнем слое атмосферы численность живых организмов уменьшается?
- Какую роль выполняет озоновый слой?
Домашнее задание.
§3, вопросы 1-5 на с.26
Подготовить сообщения об исследованиях Луны
- http:// znaj.net/article/read/stroenije_atmospheri.html
- http:// www.proza.ru/2012/10/05/1038
- http:// www.membrana.ru/particle/766
- http:// o-planete.ru/obolotchki-zemli/sostav-gidrosfer.html
- http:// www.kosmos-inform.ru/b/biosfera.html
- http:// uni-space.ru/index/kosmicheskij_korabl_zemlja/0-67
- http:// www.incanta.ru/category/5-internet-zhizn-inkanty
- http:// reiki-healing-l.org/forum/63-226-1
- http:// vk.com/topic-22949228_25579980
Источники информации.