kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Население и политическая карта Африки" - открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Население и политическая карта Африки" - открытый урок»

Тема открытого урока: Население Африки.

Современная политическая карта.

Класс: 7 «А»


Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся смогут обрабатывать информацию о населении, составлять характеристику региона стран;

Развивающие: учащиеся анализируют, называют главные расовые признаки народов Африки, устанавливают причинно-следственные связи разнообразия местных языков, обосновывают свою точку зрения; 

Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах сменного состава; 
развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике.  (Слайд 3)

Оборудование: Физическая и политическая карты мира, интерактивная доска, презентация, учебник, тетрадь, атласы 7 класса.

Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организация урока.

  2. Постановка учебных задач.

  3. Повторение домашнего задания

  4. Изучение новой темы.

  5. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.

  6. Практическая часть урока.

  7. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

  8. Домашнее задание. (Слайд 4)

Ход урока.

Организационный момент.

(Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.

  1. Дайте характеристику географического положения Африки. (слайд №3)

2. Кроссворд

  • 1. Самая протяженная река?

  • 2. Самая большая пустыня?

  • 3. Самый крупный остров?

  • 4. Крупнейший водопад?

  • 5. Самая высокая точка?

  • 6. Единственные молодые горы?

  • 7. Самое крупное животное?

  • 8. Самое большое озеро?

  • 9. «Дерево путешественников» символ Мадагаскара?

Изучение новой темы.

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту.

Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, презентацию, атласы.

Изучение новой темы будет проводиться по следующему плану:

1.Численность населения и его размещение.

2.Расы и народы Африки.

3.Современная политическая карта. (Слайд 8)


  1. Численность населения и его размещение. (Слайд 9)


Эвристическая беседа. Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.

В настоящее время в Африке проживает 1 млрд 30 млн человек. (Слайд 10)

Ребята, дайте определение, что такое плотность населения? Плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).

Средняя плотность населения континента – около 22 человека на км 2. (Слайд 11)

Сравнить карты: природные зоны Африки и плотность населения. В каких природных зонах наибольшая плотность населения, наименьшая? Объяснить закономерность. (Слайд 12)

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер. (Слайд 13)

2. Расы и народы Африки.

Народы Африка (Слайд 14)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Просмотр слайдов –население Африки.

Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов. (Слайд 15,16)

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо


Марокканцы


Египтяне


Берберы


Туареги

Негроидная раса

Тутси

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны


Хими


Пигмеи



Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые


Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны


Готентоты

Промежуточная раса

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы




Эвристическая беседа на основе таблицы. Рассказ учащихся о жизни пигмеев.

  • Языки. В Африке говорят более чем на 700 местных языках. Народы экваториальной расы Северной Африки говорят на суданском языке, некоторые народы Южной и Восточной Африки – на языке банту. Народы европеоидной расы, населяющие Северную Африку, в основном говорят на арабском языке, а французский язык является средством межнационального общения. Жители южной Африки наряду с местными языками используют английский. (Слайд17)

3.Современная политическая карта. (Слайд18)

Ребята, дайте определение, что такое колония? Колония – это страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

  • К началу XXв. – Африка превратилась в материк колоний стран Европы. (Только Либерия и Эфиопия были свободными)

  • В середине XXв. Африка стала материком национально-освободительной борьбы

  • В конце XXв. Африка превратилась в материк независимых государств

(Слайд19)

В настоящее время в Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств.

Условно материк можно разделить на 5 основных региона – Северную, Восточную, южную, западную и центральную Африку. (слайд №20)

Давайте посмотрим на слайд и сравним с политической картой Африки. Назовите страны относящиеся к каждому региону. (Слайд 21)

Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.

Политическая карта Африки

Самые большие по площади страны Африки


Страны на побережье Индийского океана

Страны на побережье Атлантического океана

Внутриконтинентальные страны.






Закрепление материала (слайд №22-23)

1. Сравните две карты «Политическая карта Африки» и «Плотность населения» и определите страны Африки, имеющие высокую плотность населения; низкую плотность населения; страны, где население размещено неравномерно, какими причинами это можно объяснить.

2. Тест (слайд №24-27)

  1. В какой зоне живут самые низкорослые люди?

А) в лесах

Б) в саванне

В) в пустыне

Г) в гилее

  1. К какой расе относятся люди, обладающие смуглой кожей, овальным лицом, узким носом, темными волосами и глазами?

А) к экваториальной

Б) к монголоидной

В) к негроидной

Г) к европеоидной

  1. Где в Африке наблюдается наибольшая плотность населения?

А) в дельте Нила

Б) в Сахаре

В) на Мадагаскаре

Г) в районе экватора

  1. В начале ХХ в. Были свободными только два этих государства:

А) Эфиопия и ЮАР

Б) Либерия и Алжир

В) Либерия и Эфиопия

Г) Либерия и Намибия

  1. Определите Африканскую страну по ее описанию. Она находится на северо-западе. Коренное население – арабы и берберы. На севере страны находится молодые горы. Большая ее часть занята Сахарой. Столица и страна называются одинаково.

А) Ливия

Б) Алжир

В) Судан

Г) Египет

  1. Какие страны расположены на островах?

А) Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Мадагаскар

Б) Мали, Мадагаскар, Гана

В) Буркина-Фасо, Нигер, Кабо-Верде

Г) Нигерия, Кабо-Верде, Мадагаскар

7. Какие государства Африки не имеют выхода к морю?

А) Нигерия, Нигер, Гана

Б) Нигерия, Мали, Гана

В) Чад, Судан, Нигер

Г) ЦАР, ЮАР, Ангола

8. Определите Африканскую страну по ее описанию. Это самая большая по численности населения страна Африки. Река Нигер делит ее на две части. Страна богата нефтью население по национальному составу очень разнообразно.

А) Нигер

Б) Нигерия

В) Египет

Г) Алжир


Итог урока. Оценивание ответов учащихся


Домашнее задание. (Слайд 28)

§ 51, нанести на контурную карту государства материка. Подготовить сообщения о странах Африки: Египет, Алжир, Сомали, ЮАР.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Население и политическая карта Африки" - открытый урок

Автор: Кудайбергенова Мадина Сериковна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Население и политическая карта Африки "
    ["seo_title"] => string(43) "nasielieniie-i-politichieskaia-karta-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "228552"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441377110"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
    ["file_id"] => string(6) "303199"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457455282"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок на тему "Культура кочевников" "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-na-tiemu-kul-tura-kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "150854"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства