Цели: 1. познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.
2. Продолжать формировать умения, видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами и с информационно-географическим материалом.
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Оборудование : Физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас, карта плотности населения и народов мира ; статистический информационный материал, презентация, энциклопедия.
Ход урока:
I.Орг момент. Ребята, я рада вновь увидеть вас на своём уроке. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности. Слушание песни Красной шапочки. Куда мы отправляемся? Как туда отправилась Красная Шапочка? А мы как доберемся ?
Там мыс Игольный,
Мыс Альмади,
Сухие русла рек там - вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро
Наделал много он пожаров.
Какой же материк мы изучаем?
Слайд2
Повторение пройденного урока
А что мы уже знаем об Африке? Какие природные зоны и климатические пояса?
Слайд 3, 4
Давайте, проверим, как вы усвоили материал о природных зонах. Напишите 3 зоны: экваториальные леса, саванны и пустыни. Я читаю вопросы, а вы отмечаете соответствующую природную зону:
Слайд5.
1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.
3. Занимает почти 40% площади материка.
4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня.
5. Выделяют сухой и влажный сезоны.
6. Иногда дожди не выпадают годами.
7. Почвы практически отсутствуют.
8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.
9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.
10. Лесная растительность расположена ярусами.
11. Растительность сосредоточена в оазисах.
12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.
Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:
Экваториальные леса: 2,4,8,10
Саванна: 3,5,9,12Тропические пустыни: 1,6,7,11
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Эпиграф нашего урока звучит так: слайд 6.
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем лишь ее людей узнав.
По этому стиху определите тему урока. А что еще вы хотели бы изучить? Давайте вместе поставим цели урока.
Слайд 7.
III Совместное решение проблемы и открытие знаний
Африка – прародина человека.
Слайд 8
Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад
Численность и размещение населения
В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте, поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?
- Каковы все-таки причины не слишком большой численности населения Африки? (В мире нет другого континента, который в такой степени бы пострадал от колониального гнета и работорговли, как Африка. За всю историю колонизации белые вывезли из Африки свыше 5 млн. рабов.
( колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).
- А сейчас познакомимся с размещением населения на материке. Для этого будем работать с картой плотности населения (атлас 7 класс). Для начала мы должны разобраться с системой условных знаков: цвет карты показывает плотность населения на 1 кв. км. (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).
– работа со словарем географических терминов.
Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.
анализ карты «Народы и плотность населения мира» и определение основных районов с высокой и низкой плотностью населения
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер
Расы и народы
Изучив особенности размещения населения Африки сейчас познакомимся с расами и народами, населяющих этот материк. На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга? Ответ учащихся : отличаются расовыми признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета.
Население Африки
Коренное
Пришлое
Расы
экваториальная
европеоидная
монголоидная
-берберы
-арабы
-бушмены
-готтентоты
-эфиопы
малагийцы
-Нилоты -азанде
-пигмеи -банту
Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и
монголоидной. Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население, но есть и пришлое население. Сообщения учащихся: о народах слайды 10-11, 12-14 о жилищах народов Африки. Почему так различно построены жилище разных народов, что на это оказало влияние?
Практическая работа по группам в карточках
На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу
Расы
Народы
Место проживания
Особенности
Европеоидная
Негроидная раса
Монголоидная
Промежуточная раса
Заслушать ответы представителей группы. Ответы сверяют со слайдом 15
Название расы
Народы
Место проживания
Характерные черты
1. Европеоидная раса
Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы
Север Африки
Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
2.Экваториальная раса (негроидная)
Тутси, нилоты, масаи
Пигмеи
Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов
Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)
3. Монголоидная
Бушмены, готтентоты
Полупустыни, пустыни
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
4.Промежуточная раса
Эфиопы Малагасийцы
о. Мадагаскар
Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас
Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее. На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.
Задание по группам. О жизни африканцев в окружающей природе.
Прочитайте и дайте объяснение
Текст для 1 группы Пигмеи занимаются охотой, сбором плодов съедобных растений, дикого мёда, ведут полукочевой образ жизни. Вопрос. Почему не занимаются они земледелием? (Это жители леса. )
Текст для 2 группы Алжирцам не просто выращивать финиковые пальмы
Почему?
(Движущиеся пески, надо постоянно расчищать и освобождать пальмы. Подземная вода на глубине 6-15 метров. )
Текст для 3 группы Пастух-зулус (крупнейшие из народов банту) отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Он напоминает в такой позе цаплю, фламинго! Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке как делает это наш пастух где-нибудь в средней полосе России? (Пустынные просторы кишат змеями и скорпионами)
Современная политическая карта
Одновременно с работорговлей шла колонизация материка. К началу 20 века все развитые страны Европы разделили между собой всю территорию Африки и превратили ее в колонии. Назовите последствия. Борьба против колонизаторов росла после Второй мировой войны и в начале 20 века только Либерия и Эфиопия были свободными, а сейчас все они приобрели независимость.
Работа с ПКМ
Самая большая по площади страна-
Самая маленькая по площади страна-…
Самая многочисленная страна -…
Страна пирамид -…
Страна - остров
Страны, не имеющие выход к морю-.
Страны, имеющие выход к Средиземному морю- …
Это интересно!
В одном из африканских племен принято увеличивать губы молодым девушкам, прокалывая их и вставляя в отверстие палочку. Эта вековая традиция возникла из-за страха попасть… Куда? ( в рабство)
Во всем мире комплимент женщине считается проявлением элегантности. Но в Того мужчине необходимо крепко подумать, прежде чем его произнести. Почему? ( он должен жениться)
Каждая страна славится своими сувенирами: В Танзании –это скульптуры маконде, на Сейшелах – морской конек, Замбия и Заир- поделки из малахита. Но в любом уголке Африки можно в рынках приобрести весьма характерный сувенир. Что это? Этим даже колдун лечит больных людей, а потом продают иностранцам (Маска)
IV.Подведение итогов. Оценивание.
Я сегодня узнал…
Мне было интересно…
Я дальше хотел бы изучить …
V. Домашнее задание: Занимательный материал о странах
Вывод учителя: Человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный и неважно какого он цвета кожи. Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Все люди равны, мы об этом должны помнить и воспитывать в себе толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Население и политическая карта Африки »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старокуручево
муниципального района Бакалинский район
Республики Башкортостан
Конспект урока по географии
в 7 классе по теме
«Население и политическая карта Африки»
Провела: учитель географии МОБУ СОШ с. Старокуручево МР
Бакалинский район РБ Нуретдинова Флида Галимяновна
2015 г.
Тема: Население и политическая карта Африки.
Цели: 1. познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.
2. Продолжать формировать умения, видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами и с информационно-географическим материалом.
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.
Оборудование : Физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас, карта плотности населения и народов мира ; статистический информационный материал, презентация , энциклопедия.
Ход урока:
I.Орг момент. Ребята, я рада вновь увидеть вас на своём уроке. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок , на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности. Слушание песни Красной шапочки. Куда мы отправляемся? Как туда отправилась Красная Шапочка? А мы как доберемся ?
Там мыс Игольный,
Мыс Альмади,
Сухие русла рек там - вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро
Наделал много он пожаров.
Какой же материк мы изучаем?
Слайд2
Повторение пройденного урока
А что мы уже знаем об Африке? Какие природные зоны и климатические пояса?
Слайд 3, 4
Давайте, проверим, как вы усвоили материал о природных зонах. Напишите 3 зоны: экваториальные леса, саванны и пустыни. Я читаю вопросы, а вы отмечаете соответствующую природную зону:
Слайд5.
1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.
3. Занимает почти 40% площади материка.
4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня.
5. Выделяют сухой и влажный сезоны.
6. Иногда дожди не выпадают годами.
7. Почвы практически отсутствуют.
8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.
9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.
10. Лесная растительность расположена ярусами.
11. Растительность сосредоточена в оазисах.
12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.
Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:
Экваториальные леса: 2,4,8,10
Саванна: 3,5,9,12Тропические пустыни: 1,6,7,11
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Эпиграф нашего урока звучит так: слайд 6.
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем лишь ее людей узнав .
По этому стиху определите тему урока. А что еще вы хотели бы изучить? Давайте вместе поставим цели урока.
Слайд 7.
III Совместное решение проблемы и открытие знаний
Африка – прародина человека.
Слайд 8
Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад
Численность и размещение населения
В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?
- Каковы все-таки причины не слишком большой численности населения Африки? (В мире нет другого континента, который в такой степени бы пострадал от колониального гнета и работорговли, как Африка. За всю историю колонизации белые вывезли из Африки свыше 5 млн. рабов.
( колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).
- А сейчас познакомимся с размещением населения на материке. Для этого будем работать с картой плотности населения (атлас 7 класс). Для начала мы должны разобраться с системой условных знаков: цвет карты показывает плотность населения на 1 кв. км. (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).
– работа со словарем географических терминов.
Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.
анализ карты «Народы и плотность населения мира» и определение основных районов с высокой и низкой плотностью населения
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер
Расы и народы
Изучив особенности размещения населения Африки сейчас познакомимся с расами и народами, населяющих этот материк. На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга? Ответ учащихся : отличаются расовыми признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета.
Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и
монголоидной. Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население, но есть и пришлое население. Сообщения учащихся: о народах слайды 10-11, 12-14 о жилищах народов Африки . Почему так различно построены жилище разных народов, что на это оказало влияние?
Практическая работа по группам в карточках
На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу
Расы
Народы
Место проживания
Особенности
Европеоидная
Негроидная раса
Монголоидная
Промежуточная раса
Заслушать ответы представителей группы. Ответы сверяют со слайдом 15
Название расы
Народы
Место проживания
Характерные черты
1. Европеоидная раса
Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы
Север Африки
Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
2.Экваториальная раса (негроидная)
Тутси, нилоты, масаи
Пигмеи
Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов
Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)
3. Монголоидная
Бушмены, готтентоты
Полупустыни, пустыни
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
4.Промежуточная раса
Эфиопы Малагасийцы
о. Мадагаскар
Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас
Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее. На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.
Задание по группам. О жизни африканцев в окружающей природе.
Прочитайте и дайте объяснение
Текст для 1 группы Пигмеи занимаются охотой, сбором плодов съедобных растений, дикого мёда, ведут полукочевой образ жизни. Вопрос. Почему не занимаются они земледелием? (Это жители леса. )
Текст для 2 группы Алжирцам не просто выращивать финиковые пальмы
Почему?
(Движущиеся пески, надо постоянно расчищать и освобождать пальмы. Подземная вода на глубине 6-15 метров. )
Текст для 3 группы Пастух-зулус (крупнейшие из народов банту) отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Он напоминает в такой позе цаплю, фламинго! Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке как делает это наш пастух где-нибудь в средней полосе России? (Пустынные просторы кишат змеями и скорпионами)
Современная политическая карта
Одновременно с работорговлей шла колонизация материка. К началу 20 века все развитые страны Европы разделили между собой всю территорию Африки и превратили ее в колонии. Назовите последствия. Борьба против колонизаторов росла после Второй мировой войны и в начале 20 века только Либерия и Эфиопия были свободными, а сейчас все они приобрели независимость.
Работа с ПКМ
Самая большая по площади страна-
Самая маленькая по площади страна-…
Самая многочисленная страна -…
Страна пирамид -…
Страна - остров
Страны , не имеющие выход к морю-..
Страны , имеющие выход к Средиземному морю- …
Это интересно!
В одном из африканских племен принято увеличивать губы молодым девушкам, прокалывая их и вставляя в отверстие палочку. Эта вековая традиция возникла из-за страха попасть… Куда? ( в рабство)
Во всем мире комплимент женщине считается проявлением элегантности. Но в Того мужчине необходимо крепко подумать, прежде чем его произнести. Почему? ( он должен жениться)
Каждая страна славится своими сувенирами: В Танзании –это скульптуры маконде, на Сейшелах – морской конек, Замбия и Заир- поделки из малахита. Но в любом уголке Африки можно в рынках приобрести весьма характерный сувенир. Что это? Этим даже колдун лечит больных людей, а потом продают иностранцам (Маска)
IV .Подведение итогов. Оценивание.
Я сегодня узнал…
Мне было интересно…
Я дальше хотел бы изучить …
V. Домашнее задание: Занимательный материал о странах
Вывод учителя: Человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный и неважно какого он цвета кожи. Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Все люди равны, мы об этом должны помнить и воспитывать в себе толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.