III этап. Актуализация опорных знаний (5 минут) | Мировой океан занимает ¾ площади Земли и входит в состав гидросферы. Предлагает ответить на вопросы, опираясь на имеющиеся знания: Что входит в состав гидросферы? 2. На какую часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле? | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученный материал. | Осознание целостности природы | Формирование представлений о составе гидросферы | Развитие познавательного интереса |
IV этап. Изучение нового материала (22 минуты) | 1)Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся и подводит их к выводу, что океан – главная часть гидросферы. 2)Учитель предлагает внимательно прочитать текст на стр. 97 учебника, проанализировать и ответить на вопросы: Какую площадь Земного шара занимают океаны? Какой из океанов самый большой по площади, а какой самый маленький? 3)Учитель предлагает составить круговую диаграмму, сравнивая площади океанов: задание 6 стр. 48 «Мой тренажёр». 4)Используя атлас и карту полушарий найдите все океаны. 5)Учитель обращает внимание учащихся на то, что в океанах выделяют отдельные части: моря, заливы, проливы и приводит примеры: - моря - Средиземное и Северное; - заливы - Бенгальский и Гвинейский; - проливы - Гибралтарский и Берингов. Просит учащихся найти их на карте и дать определения морю, заливу, проливу. 6)Учитель предлагает найти определения моря, залива и пролива в тексте параграфа и сравнить с самостоятельно данным определением. 7)Определить, используя карту полушарий атласа, чем отличается Средиземное море от Северного, Гибралтарский пролив от Берингова. 8) Учитель предлагает обобщить знания о Мировом океане, составив схему его строения (см. приложение 1). 9)Каково значение Мирового океана для природы и человека? | Выполняют задание 3 на стр. 47 «Мой тренажёр», заполнив пропуски в предложениях. Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Выполняют задание. Работа в парах. Находят океаны, показывают их друг другу и проговаривают названия. Учащиеся отыскивают названные объекты на карте полушарий в атласе, дают определения морю, заливу и проливу и записывают их в тетрадь. Работа в парах. Дети проговаривают данные ими определения, сравнивают их с определениями в учебниками. Проводят взаимооценку в баллах, учитывая точность самостоятельных определений. Ученики, проанализировав карту, определяют, что Средиземное море находится между материками, а Северное вдоль берега материка; Гибралтарский пролив соединяет море с океаном, а Берингов – два океана. Учащиеся самостоятельно работают со схемой. Учащиеся выдвигают свои версии. | Овладение основными навыками осознания ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира Осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей Учебно-познавательный интерес Осознание целостности мира и многообразия взглядов, выработка своих мировоззренческих позиций | Формирование представлений о составных частях Мирового океана Умение работать с разными источниками информации; развивать смысловое чтение Умение работать с разными источниками, выделять существенные различия между географическими объектами | Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений; умения добывать информацию, классифицировать её. Умение работать в группе (паре), вычитывать необходимую информацию из текста, умение понимать позицию другого, корректировать своё мнение; владеть смысловым чтением Следование морально-этическим нормам при оценивании работы одноклаассника Представление информации в разных формах (схема) Умение высказывать суждения, подтверждая фактами |
V этап. Физминутка. (1 минута) | Учитель читает стихи на морскую тему, а дети выполняют действия. Учитель читает стихи: А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. | Выполняют физические упражнения. | Соблюдение норм и правил на уроке | | Способность к самоорганизации |
VI этап. Первичное закрепление. (7 минут) | Дети делятся на две группы и выполняют задания. 1 группа: Обозначьте на контурной карте полушарий по два моря, залива и пролива. Названия выберите из выделенных в тексте параграфа. 2 группа: Отыщите на карте полушарий цветные моря и отметьте их на контурной карте. | Групповое задание. Учащиеся выполняют задание. | Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя | Формирование приёмов работы с картой | Формирование умения осмысливать т объяснять, преобразовывать информацию из одного вида в другой (карта атласа – контурная карта) |
VII этап. Рефлексия. (4 минуты) | О чём мы говорили сегодня на уроке? Всё ли было понятно? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Вывод урока. | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, групповой и индивидуальной работе. | Нравственно-этическое оценивание себя, самоопределение, смыслообразование | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые коррекции | Умение оформить свои мысли в устной речи; |