Просмотр содержимого документа
«Мир, в котором мы живём»
Урок 1. Тема:Мир, в котором мы живём
Тип урока: вводный урок.
Цели:познакомить обучающихся с содержанием и целями курса географии 5 класса, со способами работы с учебным материалом и требованиями к работе на уроке и дома; сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы»; научить различать объекты живой и неживой природы; сформировать представление о мире, в котором мы живём, об уникальной планете Земля и о науке географии.
Формируемые УУД:
предметные: называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля;
метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;
личностные:обладать ответственным отношением к учёбе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; основами экологической культуры.
Виды деятельности: беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью.
Технологии:здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков,информационно-коммуникационные.
Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, физическая карта мира.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Знакомство с основными требованиями.
Требования подготовки к уроку:
Ученик должен иметь учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.
Требования к ведению тетрадей:
– Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов, со справочным материалом.
– Все записи делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета, кроме красного.
– Рисунки выполняются простым карандашом.
– Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.
Требования к работе в контурных картах:
– Контурная карта должна быть подписана.
– При выполнении практической работы в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
– Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин по параллелям.
– Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
– Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
Ознакомление со структурой учебника.
II. Изучение нового материала
1. Определение темы, целей урока.
2. Знакомство с планом урока.
•Мир живой и неживой природы.
•Явления природы.
•Человек на Земле.
3. Рассказ с элементами беседы.
– Ребята, мы живём на уникальной планете – Земле. А чем уникальна наша планета?
4. Работа с текстом учебника.
Прочитайте текст «Мир живой и неживой природы» стр. 4 – 7.
– Подумайте, благодаря чему на нашей планете существует жизнь?
– В какой форме существует жизнь? (микроорганизмы, млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, растения…).
– Что значит – живые? (они питаются, дышат, растут, размножаются).
Вывод: Все живые организмы образуют мир живой природы.
– Что ещё есть на Земле, кроме живой природы?
Вывод: Реки, горы, леса, воздух, почва, океаны составляют мир неживой природы.
– Как связаны между собой мир живой и неживой природы?
Вывод: Объекты неживые природы являются средой обитания для живой природы.`
5. Физминутка.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе. Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Работа с текстом и рисунком.
Прочитайте текст и рассмотрите рис. 5, стр. 8«Явления природы».
– Какие изменения происходят в неживой природе? (снег, ветер, смена дня и ночи и др.).
– Как называются такие явления? (физические).
– Какие изменения происходят в живой природе? (листопад, изменение окраски меха у животных и др.).
– Как называются такие явления? (биологические).
– Какие явления природы изображены на рис. 5?
Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, называют явлениями природы.
7. Дискуссия: «Человек на Земле».
– Какое влияние на природу оказывает человек?
– Что такое техногенные катастрофы?
III. Закрепление
– Подумайте, как человек влияет на изменение облика Земли?
–Приведите примеры изменения природы человеком в нашей местности.
– Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?