2 4 3 1 1 2 3 Работа с текстом. Чтение отрывка из повести-сказки. 1. Работа с текстом до чтения. –Интересная сказочная повесть» Малыш и Карлсон» начинается с таких строк: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». – Откройте с. 159. Прочитайте название сказки. Дети читают имя автора и название. – Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.) Работа с иллюстрацией. – Кто это изображён на иллюстрации? – Почему он над домами, над улицей? – Где же он живёт? Откуда вы об этом узнали? – О каких его проделках вы знаете? Откуда? – О каком его приключении вы бы хотели прочитать? – Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка! Но сначала отдохнем. Карлсон всех зовет на крышу. Поднимайтесь все неслышно. Руки в сторону поднять, На носки всем срочно встать. Выше, выше… Опуститесь, Поклонитесь, улыбнитесь, А теперь, прошу , садитесь. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение по частям. Первую часть учащиеся читают про себя самостоятельно. Вопросы после чтения: – В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.) – Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.) – Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш. – Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём. – С кем сравнивает автор летящего Карлсона? – Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный? (Самоуверенный - Излишне уверенный в себе, в собственных силах, возможностях) – Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. Вот как это объясняет писательница: Видимо, жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него? Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе: – Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться? Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал. – Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша. – Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей? – Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство.
Слайд 10 аудиоспектакль – Что же расстроило Малыша в тот день? – Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.) – Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.) Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение. Образец чтения: Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик – не Малыш, а другой мальчик – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пёс!» Малыш тяжело вздохнул. (Он очень страдает оттого, что у него нет щенка.) Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.) Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. (П.) Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его. Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. (В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.) Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий... (В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.) Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний) и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.). 3. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон. – Что вы узнали о Карлсоне из прочитанных частей? – Что вам показалось смешным? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |