kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Население России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Население России" предназначена для 9 классов. В ходе урока рассматриваются вопросы о численности населения, естественный прирост, демографические кризисы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Население России"»

Урок географии по теме: "Население России. Численность и воспроизводство"

Цели и задачи урока

Образовательные:

• Познакомить с численностью населения России;

• Определить причины, влияющие на изменение численности населения;

• Дать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения», «воспроизводство населения»;

Развивающие:

• способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;

• развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные.

Форма урока

Комбинированный урок с применением ИКТ

Методы обучения

  • Создание проблемной ситуации;

  • Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

  • Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений

Оборудование урока

Презентация "Население России. Численность и воспроизводство"

учебник, атласы, компьютер, презентация


Ход урока Организационный момент.

Изучение нового материала

Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

И карлики с птицами спорят за гнёзда,

И нежен у девушек профиль лица…

Как будто не все пересчитаны звёзды,

Как будто наш мир не открыт до конца!

                                               Н. Гумилев


Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России».

Давайте, порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

Слайд Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Численность населения: Россия и мир.

  • Переписи населения.

  • Демографические кризисы.

  • Потери населения в ХХ веке.

  • Воспроизводство населения

Слайд



Численность населения стран мира

Слайд Проанализируем табл., выясним

Задание 1. Рассмотрите статистические данные таблицы и определите какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения».

Десять первых стран мира по численности населения (млн. чел), 2016г.

Страна

Население

Дата

% мирового населения*

1

Китай

1 374 440 000

22/01/2016

18.80%

2

Индия

1 283 370 000

22/01/2016

17.60%

3

США

322 694 000

22/01/2016

4.42%

4

Индонезия

252 164 800

01/07/2014

3.46%

5

Бразилия

205 521 000

22/01/2016

2.82%

6

Пакистан

192 094 000

22/01/2016

2.63%

7

Нигерия

173 615 000

01/01/2014

2.38%

8

Бангладеш

159 753 000

22/01/2016

2.19%

9

Россия

146 544 710

01/01/2016

2%

10

Япония

127 130 000

01/08/2014

1.74%


Как можно получить сведения о численности населения? 

Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения. На Руси переписи проводятся с XV века. Переписи показывают, что в прошлом население России росло медленно. До середины ХХ века в России преобладало сельское население.

В каком году была последняя перепись населения нашей страны?



Переписи населения показали, что бурные события российской истории - войны и революции - привели к новым потерям населения. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения.

ЕП=Р-С

Рождаемость –количество родившихся за год на 1000человек.

Смертность – количество умерших за год на 1000 человек?

В чем измеряется естественный прирост?

Современную демографическую ситуацию в России характеризуют низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Естественный прирост равен -7,4‰.

Самый низкий естественный прирост в России характерен для Псковской области,

( 2010 г- рождаемость составила -9,1‰, смертность-23,2‰

Чему равен ЕП В Псковской области?

-14,1‰ , (отрицательный прирост).

самый высокий ЕП характерен для республик Северного Кавказа:

  • Дагестана;

  • Ингушетии

Слайд

Общую картину воспроизводства населения в России изменили демографические кризисы

Что такое демографический кризис?

(снижение численности населения)

Подсчитать реальные потери населения за всю многовековую историю России не представляется возможным. Только на протяжении последних 800 лет она 480 лет участвовала в кровопролитных войнах!

Последний демографический кризис охватил нашу страну в 90-е гг. XX в. в результате социально-экономических потрясений. Всего в ХХ веке Россия потеряла почти 50 млн. человек - более 1/3 нынешнего населения.

В первобытном обществе наблюдалось естественное равновесие продовольственных ресурсов и численности населения, которая зависела от объема пищи, добываемой охотой, рыболовством и собирательством.

Появление земледелия и животноводства в корне изменило картину. Начался непрерывный рост населения. На изменение численности населения влиял и характер воспроизводства.

Что такое воспроизводство?

Найдите ответ в учебнике, на стр. 26

(Соотношение численности поколения детей и поколения родителей)



Слайд


Если в каждой семье рождается два ребенка и оба они доживают до брачного возраста, тогда поколение детей равно по численности поколению родителей- общая численность населения будет неизменной.

Если среднее число детей в семье, доживших до брачного возраста, меньше двух, то неизбежно сокращение численности населения. На протяжении нескольких уроков мы будем с вами проводить исследование, связанное с населением.


Итогом нашей работы будет проект «Демографические проблемы России и пути их решения»

Вам были заданы следующие вопросы:

  • Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?

  • Сколько детей в вашей семье?

  • Сколько бы вы хотели иметь детей?

  • В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?

И какие же мы видим результаты?

Слайд В чем причины снижения рождаемости?

Причины смертности в нашей стране. Назовите их.

Отличительная черта современного воспроизводства населения в России - рост уровня смертности. В значительной мере это следствие социально-экономического и экологического кризисов, произошедших в 90-х годах ХХ века. Наряду с этим, на уровень смертности в стране влияют и такие факторы как:

  • высокое потребление алкоголя;

  • курение;

  • распространение наркомании.

Рост смертности в последние годы связан со значительным ухудшением здоровья населения страны.

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек.

С таким прогнозом выступили специалисты ООН.

В России проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно?

2008 год был объявлен в России годом семьи.

Закрепление нового материала

Тестирование.

1) Естественный прирост

2) Демографическая политика

3) Демографический кризис

4) ЕП Псковской области

5) Средний российский показатель ЕП

а) уменьшение численности населения

б) процесс непрерывной смены поколений

в) разница между рождаемостью и смертностью

г) совокупность мер, направленная на регулирование естественного прироста.

д) -14,1‰

е) -7,4‰

Ответы: 1в,2г,3а,4д,5е

Домашнее задание 1.§ 6.

2. Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если  бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке.


Используемые ресурсы

http://www.it-n.ru.

http://festival.1september.ru.

http://www.rost.ru/ сайт поддержки национальных проектов РФ

http://www.psdp.ru/ - портал социальной и демографической политики

http://www.gks.ru/wps/portal - сайт федеральной службы государственной статистики



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Население России"

Автор: Масагутова Талгия Муфлихановна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методическая разработка урока знаний 1 сентября 2016 года"
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_znanii_1_sientiabria_2016_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "343333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473620212"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "«Народы, населяющие  Россию» "
    ["seo_title"] => string(32) "narody-nasieliaiushchiie-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "140186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417888597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaaghrarnaiarieformapastolypina"
    ["file_id"] => string(6) "267278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450347943"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "разработка урока "Я и закон""
    ["seo_title"] => string(27) "razrabotka-uroka-ia-i-zakon"
    ["file_id"] => string(6) "286133"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454301992"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование читательской грамотности на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(65) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "148399"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419690994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства