Методическая разработка урока по географии "Рельеф России" 8 класс
Методическая разработка урока по географии "Рельеф России" 8 класс
Урок по географии "Рельеф России" имеет задачу в обеспечении усвоения обучающимися знания об основных формах рельефа. На уроке происходит умение обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур.Работают самостоятельно в парах, используя карты атласа. На уроке учитель воспитывает групповую сплоченность, положительное отношение к знаниям, воспитывает дисциплинированность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии "Рельеф России" 8 класс »
Урок "Особенности рельефа России", 8 класс
Учитель Шишова О.Б
Цели:
Образовательные:
обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 7,8 классов, ПК, инструктивные карты, кроссворды,
I. Организационный этап
Класс разделить на две группы;
Проверка готовности обучающихся к уроку;
Организация внимания.
II. Формирование новых знаний и умений
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала
Учитель:
– Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.
– Попробуйте определить тему нашего урока.
(стихотворение Е. И. Басалгиной)
У моей России горы величавы,
Выросли грядами, гордые, как павы.
Вот седой Урал-весь порос травою,
А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине-
Все, что ты увидишь - все моя Россия.
Горы-к небу, вдаль-равнины,
Дюны, впадины, барханы
И овраги, и вулканы-
Все это рельеф России.
– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете? (Рельеф)
– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
– Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.)
– В чем проявляется влияние рельефа на другие компоненты природы? (Учебник стр.50)
– По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Основные формы рельефа; как формировался рельеф.)
– Как различается рельеф по формам и высоте (устно). (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности – 200-500 м.; плоскогорья – более 500м.)
– Используя опорные знания и умения, определим основные понятия, необходимые для изучения рельефа России. Для этого предлагаю решить кроссворд (у каждого обучающегося на столе)
– Работаем быстро, но будьте внимательными, отвечая на вопросы. У каждого из вас есть возможность получить хорошую отметку.
Рис. 1
Вопросы:
Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)
Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменности)
Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше (плоскогорье)
Подвижные неустойчивые участки земной коры (складчатость)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
Наука о движение литосферных плит (тектоника)
Проверка – взаимоконтроль
Памятка: ошибки “0,1” – 5; “2,3” – 4
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто справился на “5” и “4”. Молодцы!
– Решив кроссворд и вспомнив схему, мы с Вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.
Усвоение новых знаний
Групповая работа по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15
Задания группам
I
II
Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны
Как они различаются по высоте?
Где расположены?
Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны
Кавказ (г.Эльбрус, 5642); Урал (г.Народная, 1895); Алтай (г.Белуха,4499)
Обсуждение результатов самостоятельной работы
Вывод: Особенности рельефа
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
Проблема:
– Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?
Работа в группах по инструктивным карточкам
I группа – объясняет первую особенность рельефа.
II группа – объясняет вторую особенность рельефа.
Инструктивная карта № 1
Вопросы
Что лежит в основании большей части нашей страны?
Какая тектоническая структура расположена в ее пределах?
Чем представлена в рельефе?
Что происходит в краевых частях литосферных плит?
Какие это участки: устойчивые или неустойчивые?
Какой тектонической структуре они соответствуют?
Чем представлены в рельефе?
Вывод: Особенности рельефа: Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Инструктивная карта № 2
.
Вопросы
Какие литосферные плиты взаимодействуют в районе Кавказа?
К какому типу земной коры они относятся?
Какие литосферные плиты взаимодействуют на востоке нашей страны?
К какому типу земной коры они относятся?
Определить возраст горных сооружений на юге и востоке России.
Вывод: Особенности рельефа: Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке
Группы отчитываются по работе и делают вывод
Вывод по работе (делают сами учащиеся)
III. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
I группа
II группа
1 вертикальное движение земной коры
1 литосферная плита
2 Алтай
2 равнина
3 складчатая область
3 платформа
4 горы
4 Восточно-Европейская
Ответ: 1-3-4-2
Ответ: 1-3-2-4
Проверка – взаимоконтроль.
IV. Домашнее задание.
§ 8 (стр. 50-53)
На контурную карту нанести крупнейшие формы рельефа нашей страны. (Восточно-Европейская равнина, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Кавказ, Урал, Алтай, Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского).
Выставление отметок за работу на уроке
Приложение №1
Вопросы:
1. Вся совокупность неровностей земной коры
2. Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная
3. Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью
4. Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии
5. Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров
6. Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом
7. Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше
8. Подвижные неустойчивые участки земной коры
9. Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров
10. Наука о движение литосферных плит
Приложение №2
Инструктивная карта № 1
Особенности рельефа:
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.