Ма?саттары - Цель: формировать представления о масштабе и измерении расстояний Задачи:
Сформировать у учащихся знания и понятия, что такое масштаб и его виды: численный, именованный, линейный; измерение расстояний на поверхности Земли, изображение расстояний на бумаге и масштаб
Научить учащихся пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно
Просмотр содержимого документа
«Масштаб, измерение расстояний»
Фамилия, имя, отчество автора: Жукова Надежда Николаевна
Место работы: КГУ «Арзамасская средняя школа»
Должность: учитель географии
Наименование материала: Масштаб, измерение расстояний
Рубрика: география
Класс: 6 Сабақ Урок: 6
Тақырыбы - Тема: Масштаб, измерение расстояний
Мақсаттары - Цель: формировать представления о масштабе и измерении расстояний Задачи:
Сформировать у учащихся знания и понятия, что такое масштаб и его виды: численный, именованный, линейный; измерение расстояний на поверхности Земли, изображение расстояний на бумаге и масштаб
Научить учащихся пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно
II. Бұрыңғы білімді жандандыру - Актуализация прежних знаний:
Фронтальный опрос:
Что такое план?
Что такое географическая карта?
Что такое глобус?
Расскажите о переходе глобуса на карту.
III. Подготовка к изучению нового материала:
Предлагается начертить в тетради план пришкольного участка.
Почему не можете начертить карту? (она большая, а тетрадь маленькая)
Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (уменьшить карту или увеличить тетрадь)
Посмотрите на карты (разных масштабов). Что можете сказать о реках , озерах, морях, городах? (они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других меньше)
Но как выразить уменьшенное? Прочитать в учебнике - §8, пункт 2 -1-ый абзац – учащиеся читают.
IV. Жаңа тақырып - Изучение нового материала:
Расстояние можно измерить мерной лентой, полевым циркулем, шагами, глазами и т.д. На глаз – таблица стр.22 – работа с учебником.
Для того чтобы нанести размер на бумагу - его уменьшают.
Масштаб – (с нем.»мас» - измерить, «штаб» - палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Масштаб
Численный именованный линейный
Выражен дробью, числитель он показывает какое расстояние показан в виде вспомогательной
=1, а знаменатель – число, на местности соответствует 1см мерной линейки, наносимый на
Показывающее во сколько на карте или плане карте для удобства измерения
Раз уменьшено изображение в 1см=10м, в 1см=50км расстояний
1:100(1см на карте=100см на 200 150 100 50 0 100 200м
местности)
V. Бекіту -Закрепление:
Переведите именованный масштаб в численный:
в 1см – 10м (ответ 1:1000)
в 1см – 50км (ответ 1:5 000 000)
Переведите численный масштаб в именованный:
1:10 000 (ответ: в 1см-100м)
1:750 000 (ответ: в 1см-7 500м)
3. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.
VI. Игра «Путешествие в страну Масштабию»
Групповая работа. В каждой группе по 4 человека. Учащиеся передвигаются по этапам, ответы записываются в тетрадь (можно в одной).
Первый этап - перевести именованный масштаб в численный:
в 1см – 10м (ответ 1:1000)
в 1см – 50км (ответ 1:5 000 000)
в 1см – 200м
в 1см – 750 км
Второй этап - перевести численный в именованный масштаб:
1:10 000 (ответ: в 1см-100м)
1:750 000 (ответ: в 1см-7 500м)
1:30 000 (ответ: в 1см-300м)
1:100 000 (ответ: в 1см-1000м)
Третий этап - измерить расстояние на картек и вычислить действительное расстояние на местности (по топографической карте)
Четвертый этап – учащиеся прошли на север 5 000м: начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.
Пятый этап: чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1:35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?
Шестой этап: определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см. (20см * 5 км=100км, 1:10 000 000)
Группы обмениваются тетрадями, проверяют с учителем и ставят оценки друг другу.