kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочное планирование по географии 6 класс на тему: "Масштаб. Измерение расстояний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с применением новых технологий, напрвлен на самостоятельное изучение темы учащимися. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование по географии 6 класс на тему: "Масштаб. Измерение расстояний"»

Краткосрочное планирование урока по географии 6 класс


Тема урока: Масштаб, измерение расстояний

Школа: ОСШ имени М. Горького г. Шардара

Дата: 21.09.2016 год

ФИО учителя: Давлетова Виктория Игорьевна

Класс: 6 «А»

Кол. присутствующих: 24

Кол. отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на данном уроке

 формировать представления о масштабе и измерении расстояний

Цели обучения:

Все учащиеся смогут: понять  что такое масштаб и его виды: численный, именованный, линейный; 



Большинство учащихся будут уметь:  пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно


Некоторые учащиеся смогут: измерять расстояния на поверхности Земли, изображение расстояний на бумаге и масштаб, правильно применять инструменты, использовать разные способы измерения расстояний



Языковая цель:

Учащиеся смогут: изучить способы измерения расстояния на местности.

Ключевые слова и фразы: масштаб, линейный, численный, именнованый, расстояние


Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научно-публистический

Вопросы для обсуждения:

  1. Какими способами измеряют расстояние на местности?

  2. Как определить среднюю длину шага?

  3. Какие виды масштаба вы знаете?

  4. Чем отличаются друг от друга именованный и численный масштабы?

Можете ли вы сказать, почему нужно знать какпользоваться масштабом?


Подсказки: для измерения растояний, для нанесения чертежей, определения расстояний.


Предыдущее обучение:

Обсуждение информации по предыдущей теме «Способы изображения земной поверхности»

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

(10 мин)

Приветствие

Психологический настрой на урок «Подари улыбку другу»

Деление на группы на 1,2,3,4.

«Да-нетка»

а) Земля вращается вокруг солнца.

б) Солнце – центр Солнечной системы.

в) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?

г) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.

д) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

е) Вселенная – часть Галактики.

е) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

з) Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.

и) Солнце – раскаленная звезда, которая дает нам свет и тепло, жизнь на планете Земля.

й) Солнце – раскаленный шар.

Проверка (взаимопроверка)

«Горячий стул»

Целеполагание:

«Ни одной науке не обходилось так дорого знания, как географии. Почти за каждцю крупицу знаний заплачено человеческой жизнью.» Эти слова принадлежат знаменитому исследователю Арктики- Георгию Яковлевичу Седову. Будучи сильно больным, он упрямо шел к Северному полюсу, но страшная болезнь цинга оборвала жизнь полярника. Он не достиг Северного полюса, но доказал, что к нему можно придвинуться ближе, чем полагали до него.

Язык карты должен быть точным. Карты должны чертить так, чтобы длина каждой линии на карте соответствовала определенному расстоянию на карте.

Для того чтобы начертить масштаб нужно знать такое понятие как «масштаб»

- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить нашу классную доску. Смогу я это сделать? Как?

- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание.

- Я возьму два листка и покажу вам. Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она?

- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?

Этот способ называется масштаб.



Тетради, атласы, учебник

Середина урока

(25 мин)

Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?

Этот способ называется масштаб.

Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане

Итак, длина доски равна - 2 м, а высота - 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.

- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.

- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.

- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?

(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?

- И ещё одна запись - линейный масштаб. Название его произошло от слова "линия", он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так - в одной мерке 1 метр.

Работа с текстом.

- Откройте учебники на странице 21. Прочитайте пункт 2 и заполните схиму «Виды масштаба. Приведите примеры.

Первичная поверка понимания.

- Сейчас я хочу предложить вам задание

  • Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

  • а) 1 : 200 000
    б) 1 : 10 000 000
    в) 1 : 25 000

  • Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

  • Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

- Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому следующее задание вы выполните самостоятельно:

Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 250 000

1 : 20 000 000

1 : 500 000

1 : 1 000 000

1 : 125 000 000

1 : 600 000

1 : 8 000 000

1: 12 500 00



  • Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

  • а) в 1 см — 500 м

  • б) в 1 см — 10 км

  • в) в 1 см — 250 км

Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.

Этап закрепления знаний.

- Надеюсь, что наши предыдущие задания поможет вам в выполнении данного заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.

- Группа № 1, Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Алматы- Караганда- Астана – Костанай

- Группа № 2. Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Алматы – Бишкек – Кызылорда - Актюбинск

- Группа № 3 Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Атырау – Актобе – Астана – Павлодар


учебник, тетради, циркули, линейки, настенные карты

Конец урока

(10 мин)

Этап обобщения и систематизации знаний.

- Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)

Этап подведения итогов.

- Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения выделите слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям.

Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.

Цифровой, именованный, линейный -
Виды масштабов запомнить, сумей ты.
План начертить не составит труда,
Если с масштабом ты дружен всегда!

- Почему эти слова?

- Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку или кроссворд про масштаб, сделайте это.

Рефлексия

Что нового сегодня узнали?

На какие вопросы получили ответы?

Какие вопросы появились?

Какие виды заданий вызвали затруднения?

Какие моменты урока вас обрадовали или затруднили?

Домашнее задание: §8, задание 5, 7 по желанию

Я надеюсь сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном понятии «масштаб». Об умном человеке говорят: «масштабно мыслит». Будем этому учится!




Тетради

Дополнительная информация

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. Связи с ценностями.

Дифференциация предусмотрено в работе с новым материалом, в которой есть выбор ученика (успешные ученики выполнять больше, чем было задано классу, выскажут более обширную информацию

Формативное оценивание проводится на протяжении всего урока

Самооценивание и оценивание учителя используются паралелльно


Предусмотрены внутрипредметные и межпредметные связи , историей, математика, черчение.

Рефлексия:


Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Итоги урока








Имя

Да-нетка

Перевести численный масштаб в именнованный

Определить расстояние

Оценка учителя

Итог

1






2






3






4















Цель урока: опре­де­лить, какие бы­ва­ют виды мас­шта­бов, что такое мас­штаб и как, с по­мо­щью мас­шта­ба, опре­де­лить рас­сто­я­ние.

 Че­ло­век не может изоб­ра­зить круп­ные объ­ек­ты зем­ной по­верх­но­сти в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну. Для этого он умень­ша­ет изоб­ра­же­ние в несколь­ко раз. Мас­штаб – число, по­ка­зы­ва­ю­щее, во сколь­ко раз умень­ше­но изоб­ра­же­ние объ­ек­та от­но­си­тель­но его ре­аль­ных раз­ме­ров.

От­но­ше­ние длины от­рез­ка линии на плане к го­ри­зон­таль­ной про­ек­ции со­от­вет­ству­ю­ще­го от­рез­ка линии на мест­но­сти на­зы­ва­ет­ся мас­шта­бом плана. 

Как из­вест­но, планы со­став­ля­ют­ся для неболь­ших по пло­ща­ди тер­ри­то­рий, и по­это­му их мас­штаб можно счи­тать ве­ли­чи­ной по­сто­ян­ной. На кар­тах сле­ду­ет учи­ты­вать ис­ка­же­ния длины линий из-за кри­виз­ны Земли. 

Обыч­но мас­штаб под­пи­сы­ва­ет­ся снизу пла­нов.

Рис. 1. План мест­но­сти и мас­штаб дан­но­го плана

В при­ве­ден­ном плане изоб­ра­же­ние умень­ше­но в 10 000 раз от­но­си­тель­но его ре­аль­ных раз­ме­ров на по­верх­но­сти Земли. При дан­ном мас­шта­бе 1 сан­ти­мет­ру на плане будет со­от­вет­ство­вать 100 мет­ров в ре­а­лии.

 Виды масштаба

Мас­штаб на пла­нах и кар­тах вы­ра­жа­ет­ся в:

1.      Чис­лен­ной форме (чис­лен­ный мас­штаб).

2.      Име­но­ван­ной форме (име­но­ван­ный мас­штаб).

3.      Гра­фи­че­ской форме (ли­ней­ный мас­штаб).

Рис. 2. План мест­но­сти и мас­штаб дан­но­го плана

На дан­ном плане при­ве­де­ны при­ме­ры всех видов мас­шта­бов.

Чис­лен­ный мас­штаб вы­ра­жа­ет­ся про­стой дро­бью, в чис­ли­те­ле ко­то­рой еди­ни­ца, а в зна­ме­на­те­ле – число, по­ка­зы­ва­ю­щее, во сколь­ко раз го­ри­зон­таль­ное про­ло­же­ние линии мест­но­сти умень­ше­но при на­не­се­нии на план (карту). Мас­шта­бы могут быть лю­бы­ми. Но чаще ис­поль­зу­ют­ся их стан­дарт­ные ве­ли­чи­ны: 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10 000 и т.д. На­при­мер, мас­штаб плана 1:1000 ука­зы­ва­ет, что го­ри­зон­таль­ное про­ло­же­ние линии умень­ше­но на карте в 1000 раз, т. е. 1 см на плане со­от­вет­ству­ет 1000 см (10 м) на го­ри­зон­таль­ной про­ек­ции мест­но­сти. Чем мень­ше зна­ме­на­тель чис­лен­но­го мас­шта­ба, тем круп­нее счи­та­ет­ся мас­штаб, и на­о­бо­рот. Чис­лен­ный мас­штаб – ве­ли­чи­на без­раз­мер­ная; она не за­ви­сит от си­сте­мы ли­ней­ных мер, т. е. им можно поль­зо­вать­ся, про­во­дя из­ме­ре­ния в любых ли­ней­ных мерах.

Име­но­ван­ный мас­штаб пред­став­ля­ет крат­кое сло­вес­ное вы­ра­же­ние чис­лен­но­го мас­шта­ба и ука­зы­ва­ет, какая ве­ли­чи­на го­ри­зон­таль­но­го про­ло­же­ния мест­но­сти со­от­вет­ству­ет 1 см на плане (карте). На­при­мер, «в 1 сан­ти­мет­ре 100 мет­ров».

Ли­ней­ный мас­штаб представ­ляет собой гра­фи­че­ское вы­ра­же­ние чис­лен­но­го и име­но­ван­но­го масшта­бов в виде линии, раз­де­лен­ной на рав­ные от­рез­ки – ос­но­ва­ния. Левый из них де­лит­ся на 10 рав­ных ча­стей (де­ся­тые доли). Сотые доли оце­ни­ва­ют­ся «на глаз».

Рис. 3. При­ме­ры ли­ней­ных мас­шта­бов (Ис­точ­ник)

Рис. 4. При­мер ра­бо­ты с ли­ней­ным мас­шта­бом и цир­ку­лем-из­ме­ри­те­лем (Ис­точ­ник)

 Циркуль-измеритель

Из­ме­ре­ние рас­сто­я­ний цир­ку­лем-из­ме­ри­те­лем. При из­ме­ре­нии рас­сто­я­ния по пря­мой линии иглы цир­ку­ля уста­нав­ли­ва­ют на ко­неч­ные точки, затем, не из­ме­няя рас­тво­ра цир­ку­ля, по ли­ней­но­му или по­пе­реч­но­му мас­шта­бу от­счи­ты­ва­ют рас­сто­я­ние. В том слу­чае, когда рас­твор цир­ку­ля пре­вы­ша­ет длину ли­ней­но­го или по­пе­реч­но­го мас­шта­ба, целое число ки­ло­мет­ров опре­де­ля­ет­ся по квад­ра­там ко­ор­ди­нат­ной сетки, а оста­ток – обыч­ным по­ряд­ком по мас­шта­бу.

Ло­ма­ные линии удоб­но из­ме­рять путем по­сле­до­ва­тель­но­го на­ра­щи­ва­ния рас­тво­ра цир­ку­ля пря­мо­ли­ней­ны­ми от­рез­ка­ми.

Рис. 5. По­сле­до­ва­тель­ное на­ра­щи­ва­ние рас­тво­ра цир­ку­ля пря­мо­ли­ней­ны­ми от­рез­ка­ми (Ис­точ­ник)

Из­ме­ре­ние длин кри­вых линий про­из­во­дит­ся по­сле­до­ва­тель­ным от­ло­же­ни­ем «шага» цир­ку­ля. Ве­ли­чи­на «шага» цир­ку­ля за­ви­сит от сте­пе­ни из­ви­ли­сто­сти линии, но, как пра­ви­ло, не долж­на пре­вы­шать 1 см. Для ис­клю­че­ния си­сте­ма­ти­че­ской ошиб­ки длину «шага» цир­ку­ля, опре­де­лен­ную по мас­шта­бу или ли­ней­ке, сле­ду­ет про­ве­рять из­ме­ре­ни­ем линии ки­ло­мет­ро­вой сетки дли­ной 6-8 см.

Рис. 6. Из­ме­ре­ние рас­сто­я­ний «шагом» цир­ку­ля (Ис­точ­ник)

Длина из­ви­ли­стой линии, из­ме­рен­ной по карте, все­гда несколь­ко мень­ше ее дей­стви­тель­ной длины, так как из­ме­ря­ет­ся не кри­вая линия, а хорды от­дель­ных участ­ков этой кри­вой.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочное планирование по географии 6 класс на тему: "Масштаб. Измерение расстояний"

Автор: Давлетова Виктория Игорьевна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства