Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование по географии 6 класс на тему: "Масштаб. Измерение расстояний"»
Краткосрочное планирование урока по географии 6 класс
Тема урока: Масштаб, измерение расстояний
Школа: ОСШ имени М. Горького г. Шардара
Дата: 21.09.2016 год
ФИО учителя: Давлетова Виктория Игорьевна
Класс: 6 «А»
Кол. присутствующих: 24
Кол. отсутствующих:
Цели обучения, которые
необходимо достичь на данном уроке
формировать представления о масштабе и измерении расстояний
Цели обучения:
Все учащиеся смогут: понять что такое масштаб и его виды: численный, именованный, линейный;
Большинство учащихся будут уметь: пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно
Некоторые учащиеся смогут: измерять расстояния на поверхности Земли, изображение расстояний на бумаге и масштаб, правильно применять инструменты, использовать разные способы измерения расстояний
Языковая цель:
Учащиеся смогут: изучить способы измерения расстояния на местности.
Ключевые слова и фразы: масштаб, линейный, численный, именнованый, расстояние
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научно-публистический
Вопросы для обсуждения:
Какими способами измеряют расстояние на местности?
Как определить среднюю длину шага?
Какие виды масштаба вы знаете?
Чем отличаются друг от друга именованный и численный масштабы?
Можете ли вы сказать, почему нужно знать какпользоваться масштабом?
Подсказки: для измерения растояний, для нанесения чертежей, определения расстояний.
Предыдущее обучение:
Обсуждение информации по предыдущей теме «Способы изображения земной поверхности»
План
Планируемые сроки
Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)
Ресурсы
Начало урока
(10 мин)
Приветствие
Психологический настрой на урок «Подари улыбку другу»
Деление на группы на 1,2,3,4.
«Да-нетка»
а) Земля вращается вокруг солнца.
б) Солнце – центр Солнечной системы.
в) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?
г) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
д) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
е) Вселенная – часть Галактики.
е) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
з) Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.
и) Солнце – раскаленная звезда, которая дает нам свет и тепло, жизнь на планете Земля.
й) Солнце – раскаленный шар.
Проверка (взаимопроверка)
«Горячий стул»
Целеполагание:
«Ни одной науке не обходилось так дорого знания, как географии. Почти за каждцю крупицу знаний заплачено человеческой жизнью.» Эти слова принадлежат знаменитому исследователю Арктики- Георгию Яковлевичу Седову. Будучи сильно больным, он упрямо шел к Северному полюсу, но страшная болезнь цинга оборвала жизнь полярника. Он не достиг Северного полюса, но доказал, что к нему можно придвинуться ближе, чем полагали до него.
Язык карты должен быть точным. Карты должны чертить так, чтобы длина каждой линии на карте соответствовала определенному расстоянию на карте.
Для того чтобы начертить масштаб нужно знать такое понятие как «масштаб»
- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить нашу классную доску. Смогу я это сделать? Как?
- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание.
- Я возьму два листка и покажу вам. Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она?
- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
Тетради, атласы, учебник
Середина урока
(25 мин)
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане
Итак, длина доски равна - 2 м, а высота - 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.
- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.
- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
- И ещё одна запись - линейный масштаб. Название его произошло от слова "линия", он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так - в одной мерке 1 метр.
Работа с текстом.
- Откройте учебники на странице 21. Прочитайте пункт 2 и заполните схиму «Виды масштаба. Приведите примеры.
Первичная поверка понимания.
- Сейчас я хочу предложить вам задание
Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:
а) 1 : 200 000 б) 1 : 10 000 000 в) 1 : 25 000
Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
- Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому следующее задание вы выполните самостоятельно:
Переведите численный масштаб в именованный:
1 : 250 000
1 : 20 000 000
1 : 500 000
1 : 1 000 000
1 : 125 000 000
1 : 600 000
1 : 8 000 000
1: 12 500 00
Задание 2.Переведите именованный масштаб в численный:
а) в 1 см — 500 м
б) в 1 см — 10 км
в) в 1 см — 250 км
Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
Этап закрепления знаний.
- Надеюсь, что наши предыдущие задания поможет вам в выполнении данного заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.
- Группа № 1, Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:
Алматы- Караганда- Астана – Костанай
- Группа № 2. Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:
Алматы – Бишкек – Кызылорда - Актюбинск
- Группа № 3 Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:
Атырау – Актобе – Астана – Павлодар
учебник, тетради, циркули, линейки, настенные карты
Конец урока
(10 мин)
Этап обобщения и систематизации знаний.
- Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)
Этап подведения итогов.
- Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения выделите слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям.
Чтоб весь мир изображать, Мы должны масштаб узнать Ты линейкой измеряй, На бумаге уменьшай.
Цифровой, именованный, линейный - Виды масштабов запомнить, сумей ты. План начертить не составит труда, Если с масштабом ты дружен всегда!
- Почему эти слова?
- Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку или кроссворд про масштаб, сделайте это.
Рефлексия
Что нового сегодня узнали?
На какие вопросы получили ответы?
Какие вопросы появились?
Какие виды заданий вызвали затруднения?
Какие моменты урока вас обрадовали или затруднили?
Домашнее задание: §8, задание 5, 7 по желанию
Я надеюсь сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном понятии «масштаб». Об умном человеке говорят: «масштабно мыслит». Будем этому учится!
Тетради
Дополнительная информация
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. Связи с ценностями.
Дифференциация предусмотрено в работе с новым материалом, в которой есть выбор ученика (успешные ученики выполнять больше, чем было задано классу, выскажут более обширную информацию
Формативное оценивание проводится на протяжении всего урока
Самооценивание и оценивание учителя используются паралелльно
Предусмотрены внутрипредметные и межпредметные связи , историей, математика, черчение.
Рефлексия:
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Итоги урока
Имя
Да-нетка
Перевести численный масштаб в именнованный
Определить расстояние
Оценка учителя
Итог
1
2
3
4
Цель урока: определить, какие бывают виды масштабов, что такое масштаб и как, с помощью масштаба, определить расстояние.
Человек не может изобразить крупные объекты земной поверхности в натуральную величину. Для этого он уменьшает изображение в несколько раз. Масштаб – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение объекта относительно его реальных размеров.
Отношение длины отрезка линии на плане к горизонтальной проекции соответствующего отрезка линии на местности называется масштабом плана.
Как известно, планы составляются для небольших по площади территорий, и поэтому их масштаб можно считать величиной постоянной. На картах следует учитывать искажения длины линий из-за кривизны Земли.
Рис. 1. План местности и масштаб данного плана
В приведенном плане изображение уменьшено в 10 000 раз относительно его реальных размеров на поверхности Земли. При данном масштабе 1 сантиметру на плане будет соответствовать 100 метров в реалии.
Виды масштаба
Масштаб на планах и картах выражается в:
1. Численной форме (численный масштаб).
2. Именованной форме (именованный масштаб).
3. Графической форме (линейный масштаб).
Рис. 2. План местности и масштаб данного плана
На данном плане приведены примеры всех видов масштабов.
Численный масштаб выражается простой дробью, в числителе которой единица, а в знаменателе – число, показывающее, во сколько раз горизонтальное проложение линии местности уменьшено при нанесении на план (карту). Масштабы могут быть любыми. Но чаще используются их стандартные величины: 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10 000 и т.д. Например, масштаб плана 1:1000 указывает, что горизонтальное проложение линии уменьшено на карте в 1000 раз, т. е. 1 см на плане соответствует 1000 см (10 м) на горизонтальной проекции местности. Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее считается масштаб, и наоборот. Численный масштаб – величина безразмерная; она не зависит от системы линейных мер, т. е. им можно пользоваться, проводя измерения в любых линейных мерах.
Именованный масштаб представляет краткое словесное выражение численного масштаба и указывает, какая величина горизонтального проложения местности соответствует 1 см на плане (карте). Например, «в 1 сантиметре 100 метров».
Линейный масштаб представляет собой графическое выражение численного и именованного масштабов в виде линии, разделенной на равные отрезки – основания. Левый из них делится на 10 равных частей (десятые доли). Сотые доли оцениваются «на глаз».
Рис. 4. Пример работы с линейным масштабом и циркулем-измерителем (Источник)
Циркуль-измеритель
Измерение расстояний циркулем-измерителем. При измерении расстояния по прямой линии иглы циркуля устанавливают на конечные точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу отсчитывают расстояние. В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, целое число километров определяется по квадратам координатной сетки, а остаток – обычным порядком по масштабу.
Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания раствора циркуля прямолинейными отрезками.
Измерение длин кривых линий производится последовательным отложением «шага» циркуля. Величина «шага» циркуля зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать 1 см. Для исключения систематической ошибки длину «шага» циркуля, определенную по масштабу или линейке, следует проверять измерением линии километровой сетки длиной 6-8 см.
Длина извилистой линии, измеренной по карте, всегда несколько меньше ее действительной длины, так как измеряется не кривая линия, а хорды отдельных участков этой кривой.