Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная исследовательская работа, индивидуальная работа.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Введение в тему. Постановка цели и задачи урока.
4.Изучение нового материала:
4.1.Погода.
4.2.Климат.
4.3.Климатообразующие факторы.
4.4.Изучение и прогноз погоды.
5.Выводы по уроку. Рефлексия.
Ребята, сегодня за работу на уроке вы будете получать солнышки и облачка.
Класс предварительно делится на группы по месяцам рождения. Определение названия групп по прочитанным стихам (слайд1).
- зима
-весна
-лето
-осень.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей, река шумит
И с криком стая журавлей
Уже к нам летит.
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотая рожь
И как море волнуется нива
И в траве по лугу не пройдешь.
Ласточки пропали, а вчера с зарей, все грачи летали,
Да как сеть мелькали, вон под той горой.
С вечера все спится
На дворе темно, лист сухой ложится
Ночью ветер злится, да стучит в окно.
Звучит музыка. Учитель: «Какую информацию она сопровождает по ТВ? Определите тему урока. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы в конце урока, начиная со слов – что? почему? какие?» (слайд 2).
Цель урока: формирование представления о погоде и климате, об их элементах, причинах, влияющих на изменение погоды и климата (слайд 3)
Задачи:
ознакомиться с понятиями «погода», «климат»;
определить элементы погоды и климата;
выявить причины, влияющие на погоду и климат;
составить прогноз погоды.
Предметные результаты обучения: определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, в месяц. Описывать погоду и климат в своей местности.
Метапредметные результаты обучения: ставить учебную задачу под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнить полученные результаты с ожидаемыми, выделять существенные признаки понятий, работать с текстом, сравнивать явления по заданным критериям.
Личностные результаты обучения: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Учитель: Каждому из нас знакомо слово «погода». Сообщения о ней регулярно передаются по ТВ, сети Интернет. Погода интересует всех. Она влияет на самочувствие людей, настроение, на многие виды деятельности человека (на с/х, работу транспорта и т.д.).
Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. Погода сегодняшнего дня 2015 г. представлена на слайде. Какой можносделать вывод? Погода изменчива (слайд 4).
Погоду характеризуют элементы: температура, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность, атмосферные осадки, направление и скорость ветра.
Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в ее изменении в течении года существует определенный порядок или режим.
На прошлом уроке вы провели исследование погоды по календарям прошлых лет. Проанализируем полученные данные (выступление учащихся по группам). Учащиеся защищают свои результаты исследования по плану:
1.Определить среднюю температуру месяца;
2. Определить амплитуду температуры;
3. Определить преобладающее направление ветра;
4.Построить график изменения температуры в течении месяца;
5.Построить розу ветров (работы вывешиваются на доске).
Сравните данные исследований со среднегодовыми показателями температуры. Какой получили результат?
Правильно, погода месяца одного года совпадает с погодой месяца другого года. В результате складывается режим погоды – климат (слайд 5). Климат, как и погоду, характеризуют элементы. Выберите характерные признаки погоды и климата (фронтальная работа), слайд 6.
Из предложенных отрывков выберите ключевые слова к погоде и климату (работают по одному ученику из каждой группы).
«Месяц в деревне. Приехали мы к деду в прекрасную пору. Погода замечательная +23-280С. Мы каждый день ходим на рыбалку, загорали. Но такая жизнь была недолгой, всего две недели, потом она резко изменилась, подул сильный ветер. Небо стало серым и мрачным, сразу похолодало до +4-80С. Из дома не хотелось выходить. Так продолжалось 5 дней. Потом снова засветило солнышко, стало ясно, тепло. На 28 день стало прохладней, термометр показывал +9-150С, но небо было ясным, так продолжалось до конца месяца. Вот и закончился наш месяц в деревне.»
«Зимний месяц. Декабрь – первый месяц зимы начался сильными морозами. Столбик термометра держался неделю на отметке -250С. Погода была ясная. Затем температура стала немного повышаться до -150С, пошел небольшой снег. Такая погода продолжалась 10 дней. К концу десятого дня снег перестал идти, но небо было наполовину затянуто облаками, температура понизилась до -200С. При такой погоде мы прожили до конца месяца.»
Все элементы климата и погоды взаимосвязаны и в их изменении прослеживаются определенные закономерности, постараемся их восстановить (собрать логическую цепочку и приклеить на листе бумаги). Представленные работы повесить на доску.
ЗИМА: насыщенный воздух – охлаждение земной поверхности – туман.
ВЕСНА: разница в нагревании моря и суши – разница в давлении – ветер.
ЛЕТО: нагревание земной поверхности – понижение давления – облака.
ОСЕНЬ: солнце – нагревание земной поверхности – нагревание воздуха.
Почему изменяется погода, почему климат разный на Земле? Для выяснения причин решим географические задачи:
При подъеме в горы выше 3000 м человек ощущает дискомфорт. Объясните с чем это связано?
Сочи расположен южнее Москвы, в субтропическом климатическом поясе с зимними температурами 00С. Поэтому более логично было бы проводить зимние Игры в Москве, а летние в Сочи. Какая особенность климата позволила выбрать Сочи в качестве столицы Олимпийских игр?
Покрыты ли снегом вершины Урала летом, если известно, что у подножья гор средняя температура самого теплого месяца составляет +150С, а высота около 2 км?
В Африке в тропических широтах вдоль побережья Атлантического океана протянулась одна из самых сухих пустынь мира – Намиб. Среднегодовое количество атмосферных осадков не превышает 15 мм. Объясните, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб.
Школьники нашли в Интернете данные о температуре воздуха и среднегодовом количестве атмосферных осадков на четырех метеостанциях Азии, расположенных на одном меридиане. Собранные ими данные представлены в таблице.
№ метеостанции
Географическая широта метеостанции
Высота над уровнем моря, м
Средняя температура воздуха, 0С
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
июль
январь
1
640 с.ш.
168
+12,4
-36,4
335
2
550 с.ш.
522
+18,3
-20,3
423
3
360 с.ш.
2835
+15,1
-10,7
311
4
00 с.ш.
3
+26,3
+26,3
4301
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением населенного пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто их учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
А) Иван: «Самые низкие температуры воздуха и в июле, и в январе характерны для самой высокой точки наблюдений».
Б) Вера: «Прослеживается зависимость температуры воздуха в январе от географической широты: чем дальше от экватора, тем холоднее».
В) Петр: «Чем выше расположена точка наблюдений, тем меньше количество атмосферных осадков».
Г) Саша: «Чем ближе к экватору, тем больше годовая амплитуда температур воздуха».
Какие факторы влияют на изменение климата? (учащиеся делают выводы), слайд 7,8.
Главным из факторов, который обуславливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта. (слайд 9) От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам.
Окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы защищают равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускают к ним теплый воздух.
Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается примерно на шесть градусов на каждый километр.
Влияние отдаленности от океана связана с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянно ее перемешивание обеспечивает накопление запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушным потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, отдают их суше, способствуя этим выпадению осадков.
Океанические течения охлаждают или делают климат теплее тех территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьях материков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что образуются пустыни (Атакама, Намиб).
Характер, подстилающей поверхности, влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи (снег отражает 85%, песок 30%, зеленая трава 26%, вода 5% солнечного тепла).
Предсказания погоды.
В большинстве стран мира существуют специальные службы погоды. Они занимаются прогнозом погоды. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре (направлении, скорости). (слайд 10)
Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Определите, какие приборы изображены на экране, и в каких единицах измеряются показатели. (слайды 11,12)
О каком приборе идет речь?
Скачет стрелка вверх и вниз
То погоды лишь каприз
Если медленно движение
Жди надолго изменение. (барометр)
Демонстрация флюгера, сделанного самими учениками. Сейчас мы его испытаем. Игра «Флюгер» (ветер дует с севера; с юго-востока; с запада; ураган; штиль). Этой игрой проводим физминутку.
Сведения о погоде передаются в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карту. Эти карты называют синоптическими (слайд 13).
Работа по синоптическим картам (учащиеся индивидуально анализируют синоптические карты).
Погоду также можно предсказать по поведению животных и растений (слайд 14).
Домашнее задание: подготовить творческий проект «Животные и растения-живые барометры»
Учитель: а сейчас давайте подведем итоги. Чем климат отличается от погоды? Климат и погода. Между ними существует тесная связь, но в то же время они отличаются друг от друга. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой – низкой, что зимой выпадает снег, а летом – дождь. Всё предварительно известно, даже скучно, но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной. (Слайд 15)
Теперь составим свой «прогноз погоды». На листах, которые вам выдали, на горизонтальной линии напишите свое имя, а по вертикальной – оцените на сколько баллов вы получили ответы на вопросы, поставленные в начале урока: что? почему? какие? Соедините точки линией. Это и есть прогноз «вашей погоды» на будущее, а также приклейте на этот лист солнышки и облачка, которые вы заработали (заполненные листы вывешиваются на доске). Спасибо за работу.