kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал"

Тема урока:   Урал. Оценка природных условий и природных ресурсов.

Тип урока:     комбинированный

Цели урока:  познакомить учащихся с географическим положением  и особенностями   

                       природы Уральских гор; расширить знания о возрожденных горах,

                       ассиметрии склонов.

                       Продолжить формирование навыков работы с картой, справочными

                       материалами.

                        Показать красоту нашей Родины, её колоссальные богатства, учить видеть  

                        красоту слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал"»

Тема урока: Урал. Оценка природных условий и природных ресурсов.


Тип урока: комбинированный


Цели урока: познакомить учащихся с географическим положением и особенностями

природы Уральских гор; расширить знания о возрожденных горах,

ассиметрии склонов.

Продолжить формирование навыков работы с картой, справочными

материалами.

Показать красоту нашей Родины, её колоссальные богатства, учить видеть

красоту слова.


Оборудование: физическая, тектоническая, климатическая карты России, карта Урала, картины, коллекция минералов и горных пород.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.


Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промёрзлых. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропою лосей,

Черникой спелой потчевать начнёт,

Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,

До светлой тучки ледником достанет,

В озера глянет, в стих войдет таким.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским.

С. Щипачев.


---- Эти строки об Уральских горах. Сегодня мы познакомимся с природой Урала.

Запишите тему урока: «Оценка природных условий и природных ресурсов». Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся). Давайте вспомним план характеристики крупного природного района. (ответы учащихся).

1.Географическое положение.

2.Рельеф и геологическое строение

3.Климат

4.Воды (реки, озера, болота)

5.Природные комплексы района

6.Природные ресурсы и проблемы их использования.

Я предлагаю вам отправиться в экспедицию по Уралу. Наша экспедиция будет состоять из 4 отрядов: географов-исследователей, геологов, климатологов, гидрологов.

В каждом из отрядов есть главный (географ, геолог, климатолог, гидролог). Они получили опережающее задание, и они же будут направлять, распределять, контролировать и оценивать работу своих товарищей по отряду. Каждый из отрядов получает лист с заданиями. Руководители отрядов распределят эти задания между своими товарищами, и каждый будет решать поставленную перед ним задачу. На эту работу отводится 15 минут, используются карты, учебник, таблицы. Далее- отчет групп по 3 минуты.





Задания географам-исседователям:


1. Пользуясь планом, дайте характеристику географического положения Уральских гор.

2. Определите, на сколько километров протянулись горы. (70 с.ш.- 52 с.ш. =18, 111х18=1998 км. около 2000 км.)

3. Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км с севера на юг? (Разнообразие климата, природных зон)

4. Определите высоту Уральских гор.

5. запишите 5 вершин Урала и их высоту.

Вывод: Урал- невысокие горы.


Задание геологам.


  1. Пользуясь планом, дайте характеристику рельефа Уральских гор.

  2. Каковы особенности рельефа Уральских гор, чем они объясняются? На какие части по особенностям рельефа разделяются Уральские горы? Определите, какой высоты и ширины достигают горы в каждой из названных частей (областей) Урала. В какой области Урал достигает наибольшей высоты? Почему наибольшее число железных дорог пересекает горы в пределах Среднего Урала? Какие здесь преобладают высоты? В какой части Урала особенно большие площади занимают предгорья? Где Уральские горы достигают наибольшей ширины? Каких максимальных высот достигают здесь горы?

  3. Определите, породами какого возраста сложен Урал. Какая закономерность прослеживается в размещении горных пород? Породами какого возраста сложен Предуральский краевой прогиб? Какие полезные ископаемые к нему приурочены? Породы какого возраста слагают центральную зону Урала? Какие различия наблюдаются в строении западного и восточного склонов? Какие внешние процессы участвуют в создании рельефа Урала? Какие преобладают? Почему? Какие полезные ископаемые распространены в зоне восточного склона?

Какие виды минеральных ресурсов имеются в различных частях Уральских гор? Чем объясняются богатство и разнообразие полезных ископаемых?


Задание климатологам.


  1. Дайте характеристику климата Урала.

  2. Почему климат Урала столь разнообразен? Определите средние температуры января и июля на Северном (Полярном) Урале.

(ср.тем. января на севере Урала: -20-22 С

(ср.тем. января на юге Урала:- 16 С

(ср.тем. июля на севере Урала:+8 С

(ср.тем июля на юге Урала:+20 С)

  1. Каковы различия в увлажнении западных и восточных склонов Уральских гор? По климатической карте определите увлажнение территории. Почему на Урале выпадает больше осадков, чем на прилегающих участках равнины? Как изменяются климатические условия с высотой?




Задание гидрологам.

1. Пользуясь планом, дайте характеристику внутренних вод Урала.

2. Найдите на карте реки, стекающие с Уральских гор, назовите , к бассейнам каких океанов они относятся?

3.Охарактеризуйте озёра Урала.

4.Почему при большом количестве рек на Урале остро стоит водная проблема (нехватка воды)?


Каждый из отрядов делает отчет по проделанной работе. Руководители отрядов комментируют и оценивают ответы учащихся.





3. Закрепление изученного материала.

Географический диктант.


    1. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы?(60 в.д.)

    2. К западу от Уральских гор расположена….(Русская равнина)

    3. Самая высокая вершина Урала.(г. Народная)

    4. Какой складчатости принадлежит Урал? (Герцинской)

    5. Основное богатство Урала. (Полезные ископаемые-руды)

    6. Минеральный заповедник Урала. (Ильменский)

    7. Где залегает большинство руд? (На восточном склоне)

    8. Магнитогорское, Качканарское, Халиловское – что за месторождения?(Железных руд)

    9. Горным льном называют…(Асбест)

    10. В Предуралье – месторождения (нерудных)….полезных ископаемых, т.к. здесь лежат (осадочные)….. породы.

    11. Проблема Урала.(Водная)

    12. Малахит, гранат, яшма – это (поделочные)… камни.


Критерии: 11, 12 --5

10, 9 – 4

8, 7 -- 3

4.Домашнее задание.

П. 36

Работа по контурной карте:

  1. Выделите на контурной карте 5 частей Урала.

  2. Отметьте высшие вершины Урала: г.Народная, г. Ямантау, г. Тельпосиз, г. Конжаковский Камень.

  3. отметьте месторождения полезных ископаемых Предуралья: каменный уголь, калийные соли, нефть; и Зауралья: железные руды, медные руды, асбест.

  4. Обозначьте заповедники: Ильменский, Печоро-Илычский










Опорный край державы.

На рубеже Европы и Азии, от берегов Ледовитого океана до знойных пустынь Западного Казахстана протянулась лента горных хребтов. Это Уральские горы. Рифейскими называли их древние греки. Под именем Мургар вошли они в арабские источники. Камнем, а чаще Каменным Поясом именовали их русские. Со второй четверти XVII в. Они стали именоваться Уральскими.

Грандиозным спинным хребтом называл Уральские горы академик Ферсман – крупнейший геолог и знаток Урала, посвятивший изучению его недр многие годы своей жизни. Ив самом деле, точно огромный зазубренный шов, Уральский хребет спаял в единый материк две части света- Европу и Азию.

По образному определению А.Е.Ферсмана, Урал – это мировая жемчужина минерального царства. Начиная с 17 века, когда были найдены первые месторождения железной и медной руд, а в корнях вывороченных бурей деревьев обнаружены камни- самоцветы, Урал – это щедрая кладовая. Из её недр русские люди черпали и продолжают добывать самое разнообразное сырье, создали здесь горнозаводскую промышленность – фундамент современного хозяйства страны, её опору.




Ильменский заповедник.

В районе реки Миасса и Ильменских гор на Урале расположен старейший в стране Ильменский комплексный заповедник. Этот первый в мире минералогический заповедник был создан в 1920 году.

Ильменские горы очень давно привлекали внимание уральцев. В 1780 году местный казак в одном из обнажений нашел голубой кристалл необыкновенной красоты. То был топаз. Эта находка была началом усиленной и беспорядочной добычи самоцветов в Ильменах. Склоны гор были изрыты сотнями канав, траншей, ям, штолен, дудок. Беспорядочная добыча привела к истощению запасов, а некоторые камни исчезли совсем. За этот период в Ильменах было добыто много топазов, аквамаринов, гранатов, турмалинов, амазонского камня и открыто множество новых минералов. На площади 150 кв.км. обнаружено 144минерала – 1/20 часть всех минералов Земли. Такого разнообразия минералов на небольшой площади нигде в мире больше не встречается. « Я никогда не видел более прекрасной картины, - писал А.Е.Ферсман об одной из амазонитовых копей Ильмен. – Глаз не мог оторваться от голубых отвалов прекрасного шпата; все вокруг было засыпано остроугольными обломками этого камня, которые блестели на солнце и отливали мельчайшими пертитовыми вростками, резко выделяясь на зеленом фоне листвы и травы».

Объявление Ильмен заповедником положило конец истощению их недр. Многие копи были расчищены и превращены в природные лаборатории по изучению тайн образования минералов и закономерностей их размещения в недрах Земли. Ильмены стали местом паломничества не только геологов, минералогов, но и всех, кто интересуется природой этого края.



План характеристики рельефа.


  1. Географическое положение в стране.

  2. На какой тектонической структуре расположена.

  3. Какие высоты преобладают(минимальные и максимальные).

  4. Какой возраст слагающих пород, как они залегают.

  5. Характер рельефа (плоский, холмистый, горный)

  6. Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)

  7. Какие есть полезные ископаемые и почему.

  8. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории.

  9. Как влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.)

  10. Проблемы рационального использования.

План характеристики климата.


  1. В каком климатическом поясе расположена территория.

  2. Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на климат территории.

  3. Какие средние температуры зимы и лета, почему.

  4. Какое количество осадков выпадает за год, как распределяются по сезонам года и почему.

  5. Каков коэффициент увлажнения.

  6. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с климатом данной территории, их причины.

  7. Оценка климата территории для жизни и деятельности человека.

  8. Проблемы охраны атмосферного воздуха в данном районе.










План характеристики внутренних вод.


1. Какими внутренними водами богата территория.

2. Как они размещены по территории и почему так.

3. Как влияет климат на внутренние воды.

4. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с внутренними водами.

5. Как используются внутренние воды человеком.

6. Экологические проблемы.




Климатологи



Теория


Практика

Итог

Локтева Анастасия







Козинов Александр





Худойназаров Виктор






Пробелы в знаниях















Гидрологи





Теория


Практика

Итог



Карпиленко Анна







Лукашов Алексей







Владимиров Дмитрий






Пробелы в знаниях















Геологи




Теория


Практика

Итог


Жбанова Наталья





Андросенко Юрий





Смольская Кристина





Пробелы в знаниях
















Географы- исследователи



Теория


Практика

Итог


Крупеня Александр





Карабанова Анастасия





Андросенко Артем





Пробелы в знаниях







Задания географам-исследователям:


1. Пользуясь планом, дайте характеристику географического положения Уральских гор.

2. Определите, на сколько километров протянулись горы. (70 с.ш.- 52 с.ш. =18, 111х18=1998 км. около 2000 км.)

3. Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км с севера на юг? (Разнообразие климата, природных зон)

4. Определите высоту Уральских гор.

5. запишите 5 вершин Урала и их высоту.

Вывод: Урал- невысокие горы.


Задание геологам.


  1. Пользуясь планом, дайте характеристику рельефа Уральских гор.

  2. Каковы особенности рельефа Уральских гор, чем они объясняются? На какие части по особенностям рельефа разделяются Уральские горы? Определите, какой высоты и ширины достигают горы в каждой из названных частей (областей) Урала. В какой области Урал достигает наибольшей высоты? Почему наибольшее число железных дорог пересекает горы в пределах Среднего Урала? Какие здесь преобладают высоты? В какой части Урала особенно большие площади занимают предгорья? Где Уральские горы достигают наибольшей ширины? Каких максимальных высот достигают здесь горы?

  3. Определите, породами какого возраста сложен Урал. Какая закономерность прослеживается в размещении горных пород? Породами какого возраста сложен Предуральский краевой прогиб? Какие полезные ископаемые к нему приурочены? Породы какого возраста слагают центральную зону Урала? Какие различия наблюдаются в строении западного и восточного склонов? Какие внешние процессы участвуют в создании рельефа Урала? Какие преобладают? Почему? Какие полезные ископаемые распространены в зоне восточного склона?

Какие виды минеральных ресурсов имеются в различных частях Уральских гор? Чем объясняются богатство и разнообразие полезных ископаемых?


Задание климатологам.


  1. Дайте характеристику климата Урала.

  2. Почему климат Урала столь разнообразен? Определите средние температуры января и июля на Северном (Полярном) Урале.

(ср.тем. января на севере Урала

(ср.тем. января на юге Урала:-

(ср.тем. июля на севере Урала:

(ср.тем июля на юге Урала:

  1. Каковы различия в увлажнении западных и восточных склонов Уральских гор? По климатической карте определите увлажнение территории. Почему на Урале выпадает больше осадков, чем на прилегающих участках равнины? Как изменяются климатические условия с высотой?


Задание гидрологам.

1. Пользуясь планом, дайте характеристику внутренних вод Урала.

2. Найдите на карте реки, стекающие с Уральских гор, назовите , к бассейнам каких океанов они относятся?

3.Охарактеризуйте озёра Урала.

4.Почему при большом количестве рек на Урале остро стоит водная проблема (нехватка воды)?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал"

Автор: Шмыгаль Галина Алексеевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства