конспект урока: "Железнодорожный транспорт России"
Конспект урока: "Железнодорожный транспорт России"
Содержание урока соответствует авторской программе В.П. Дронова, И.И. Бариновой "География России" 9 класс. Учебный материал подаётся детям с применением активных педагогических технологий: "Деловая игра", "Путешествие по карте", а также информационно-коммуникативных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока: "Железнодорожный транспорт России"»
Тема: «Железнодорожный транспорт России».
Цели урока:
Закрепить термины и понятия: коммуникационная система, транспортная система, транспортный узел.
Дать знания об особенностях железнодорожного транспорта, его значением, уровне развития, проблемах
Познакомить учащихся с размещением на территории страны крупнейших железнодорожных магистралей.
Развивать умения работы с картами атласа и контурными картами.
Развивать навыки работы в микрогруппах.
Воспитывать любовь к своей Родине.
Оборудование урока: карта «Транспорт России», атласы, контурные карты, учебники, тетради,
ноутбук, проектор, презентация, интервью с Якуниным В.И. президентом ОАО «РЖД», кадра из хроники строительства БАМа, музыкальный клип «Гимн РЖД», листы для закрепления изученного материала.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые друзья! Рада вас видеть, садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы
Продолжим знакомиться с транспортной системой нашей страны. Я хотела объявить тему сегодняшнего урока, но она не дописана! Ребята, как вы думаете, какое слово здесь должно быть?
(Идёт элемент дискуссии)Ну что ж, мнения разделились, в течении урока мы с вами обязательно найдём ответ, который убедит всех.
II. Повторение пройденного материала. «Роль и значение транспорта» § 14.
Но сначала посмотрите на доску и прочитайте слова:
«Малое расстояние – ещё не близость,
большое расстояние – ещё не даль»
Мартин Хайдеггер
Как вы понимаете эти слова?
Вывод: Расстояние сокращает транспорт . Неслучайно в нашей теме есть слово «транспорт».
В состав какого сектора экономики страны входит транспорт? (третичный).
Ответить на вопрос нам поможет таблица: рис.19 стр 60 Учимся анализировать таблицы!
Повтор вопроса: В состав какого сектора экономики страны входит транспорт? (третичный).
Частью какой системы он является? (коммуникационной)
В чём заключается главная задача коммуникационной системы? (перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов)
Что вы понимаете под термином транспортная система? (совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами)
Что представляют собой транспортные узлы?(пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними)
Давайте проанализируем таблицы 12 и 13 в учебнике на стр.62 и сделаем вывод какой вид транспорта и по каким показателям является ведущим в России?(добавим к этим показателям явные преимущества над другими видами транспорта: высокую грузоподъёмность, всепогодность, возможность строительства железных дорог почти повсеместно)
Действительно, в нашей стране ведущим признан железнодорожный транспорт, вам как будущим железнодорожникам наверняка будет интересно изучить этот вид транспорта более подробно, поэтому темой сегодняшнего урока является: «Ведущий среди универсальных видов транспорта - железнодорожный».
Запишем в тетради число и тему урока.
III. Работа над новым материалом. «Железнодорожный транспорт России» § 32, стр. 137-139
Вводное слово учителя: Что представляет собой предприятие «железная дорога?»Это непросто железнодорожный путь, локомотивы и вагоны.
Железная дорога – транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений для перевозки пассажиров и грузов. (записали в тетрадь).
Различают железные дороги: общего пользования (магистральные), подъездные (рудничные, лесовозные) и городские (трамвайные, метрополитены). Мы с вами каким чаще пользуемся? (магистральными и трамвайными) Запишем схему в тетрадь.
Значение: Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала символом России. Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны Субтропиков. Эксплуатационная длина рельсовых путей составляет 87,5 тысяч километров. Природные особенности предопределили потребность в перевозках больших масс грузов на дальние расстояния: основные топливно-сырьевые базы России расположены в восточных районах, а перерабатывающая промышленность – в европейской части, более благоприятной для проживания населения. Ежегодно 200 миллионов пассажиров и 1 миллиард тонн грузов перемещаются по железным дорогам России – по единым нормам и правилам, по тесно увязанным графикам. Почти 2 миллиарда человек пользуются поездами местного и пригородного сообщения. Созданы мощные коммуникации, инфраструктура.
Уровень развития мы можем оценить с помощью материала учебника стр. 64
Запись в тетрадь:
Россия занимает 1-е место в мире по протяженности электрифицированных линий.
3 место по протяжённости железных дорог(после США и Канады).
3 место по грузообороту (после США и Китая).
4-е место – по перевозкам пассажиров (после Японии, Индии и Китая).
Поднимите руки те, кто совершал поездки на поездах или электричках? Мы все пользуемся услугами железнодорожного транспорта. Замечали ли вы какие-нибудь неудобства, проблемы?
- вагоны бывают старые
- скорость невысокая
- летом в вагонах часто очень жарко и душно
- хотелось бы, чтобы в вагонах были установлены телевизоры
Давайте посмотрим какие проблемы железнодорожного транспорта для нас выделяют авторы учебника на стр. 64. Проблемы, конечно, есть, но они решаются. Каким образом нам расскажет президент открытого акционерного общества российские железные дороги Владимир Иванович Якунин (просмотр фрагмента выступления). Принята программа развития ОАО РЖД до 2030 года, мы уверены, что многие сегодняшние проблемы будут решены.
Давайте посмотрим на географическое положение железных дорог на территории России?
Какие выводы мы можем сделать? (неравномерно распределены по территории России, в европейской части больше, а в азиатской меньше)
Действительно в европейской части конфигурация железных дорог напоминает гигантское колесо, центр которого Москва. От неё в разные стороны отходят 11 железнодорожных магистралей. Как
И когда строились некоторые важные магистрали мы узнаем из сообщений наших учащихся. Я вас прошу слушать внимательно и выполнить работу на листочках: вам нужно вставить пропущенные слова в предложенном тексте.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного. Вставить пропущенные слова и цифры в распечатанный текст.
Мы хорошо поработали, давайте проверим на сколько баллов, поменяйтесь листочками и оцените работу своего товарища по образцу на доске. За каждый неправильный ответ – минус один балл. (Идёт оценка работ.) Контурные карты позвольте мне оценить самой и к вашей оценке добавить или отнять один балл. Конечный результат вы узнаете на следующем уроке. Всем выступающим большое спасибо и по 5 в журнал.
V. Этап закрепления и применения новых знаний и способов действий.
Деловая игра: «Мы – будущие железнодорожники!»
Учитель: Уважаемые учащиеся! Вы – будущие железнодорожники! Насколько широко эрудированны вы в железнодорожных поставках грузов мы попробуем сейчас проверить.
К нам пришли грузы, которые нужно срочно отправить в соответствующий город. Как это сделать быстрее и экономичнее вы сейчас и попытаетесь определить.
«Уважаемый специалист по транспорту! Убедительно просим вас доставить:
- Компьютеры из Москвы в Читу.
- Лес из Иркутска в Волгоград.
- Трубы из Челябинска во Владивосток
- Уголь из Омска в Санкт-Петербург
VI. Заключительное слово учителя.
Учитель: Таким образом, мы сегодня узнали особенности железнодорожного транспорта России, его значение, уровень развития, проблемы.
Познакомились с размещением на территории страны крупнейших железнодорожных магистралей. Слушали сообщения наших товарищей, смотрели много кино- и фотофрагментов.
Я думаю, вам будет интересно дополнить знания, полученные на уроке текстовым материалом из учебника. В качестве домашнего задания, я предлагаю вам внимательно прочитать учебник на стр.63-67 о железнодорожном транспорте и ответить на вопросы № 3, 4, 5 на стр. 69.
В заключении, предлагаю вам посмотреть музыкальный клип о российской железной дороге, с которой связана судьба наших отцов, дедов и нас с вами.
Рефлексия: наш урок подходит к концу. Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
- эпиграф понравился
- сообщения были краткие и чёткие
- клип о российской железной дороге
- деловая игра
- урок в целом был интересный и познавательный
- Спасибо за урок
- Спасибо и вам, ребята, за активную работу и взаимопонимание!