kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Скульптура поверхности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Скульптура поверхности" разработан на основе системно- деятельностного подхода в курсе "География России" 8 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Скульптура поверхности"»

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

«СКУЛЬПТУРА ПОВЕРХНОСТИ»


  1. Цель урока: Создать условия для формирования представлений о внутренних и внешних процессах развития рельефа России.

2. . Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с экзогенными процессами, их влиянием на рельеф России; показать динамичность и непрерывность процессов происходящих на Земле через наглядно- образное восприятие учебного материала

-развивающие: способствовать развитию географического мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков при работе в группе, самостоятельности при работе с разными источниками географической информации (учебником, дополнительной литературой, сведениями из интернета, географическими картами, фотографиями, схемами, анимационными моделями)

-воспитательные: содействовать возникновению интереса к изучению географии, формировать способности применять полученные знания в жизни.



  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация

  4. Структура и ход урока


ВСЯ РАБОТА ОРГАНИЗОВАНА В ГРУППАХ

I. Подготовительный этап.

Проведение урока такого типа требует дополнительной, внеурочной работы учащихся. Примерно за две недели учитель формирует группы. Группы получают задания и готовят ко дню проведения урока таблицы-схемы, картографический материал, презентации, тезисы выступления и другой материал, помогающий раскрыть тему исследования. Учитель готовит нужный печатный материал, видео и анимационные фрагменты







Сценарий урока

«СКУЛЬПТУРА ПОВЕРХНОСТИ»

  1. Организационный момент

Здравствуйте, я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы откроем еще одну страничку в книге знаний. Не бойтесь на уроке проявлять любознательность, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, проявляйте творчество.

Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя.

И миллионы лет природа

Лепила самоё себя.


  1. Постановка проблемы, направление поиска исследования

Я подготовила для вас слайд-шоу по теме «Чудеса рельефа России», которое будет сопровождаться комментариями.

Природа, как скульптор создаёт удивительные, разнообразные и неповторимые формы рельефа

Тема урока «Скульптура поверхности»

  1. Целеполагание

О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что вас интересует по данной теме? Запишите в лист самоконтроля ваши личные образовательные цели этого урока

  • Что я хочу узнать?

  • Что я хочу обсудить?

  • Чему хочу научиться?

Познакомьте нас со своей целью (несколько человек зачитывают)

Цели и задачи: узнать, как влияют внешние процессы на формирование рельефа; какие процессы, формирующие рельеф , относятся к экзогенным, в каких районах России наблюдаются такие формы рельефа; научиться видеть непрерывность развития рельефа, систематизировать знания о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа.

Как мы видим, они совпадают с вашими целями и дополняют их.


  1. Изучение нового материала

Итак, мы сегодня на слайд-шоу увидели и еще раз сделали вывод о разнообразии рельефа.

Сегодня мы ответим на вопрос: «Как и почему изменяется рельеф России?»

По ходу отчета групп, каждый самостоятельно заполняет таблицу в рабочих листах.

Отчет творческих групп




На формирование рельефа влияют разнообразные процессы. Их можно объединить в две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние процессы. Среди них наибольшее воздействие на формирование современного рельефа оказали новейшие (неотектонические) движения земной коры, вулканизм и землетрясения. Таким образом, под действием внутренних процессов образуются крупнейшие, крупные и средние формы рельефа.

Неотектоническими называют движения земной коры, происходившие в ней за последние 30 млн лет. Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. На формирование рельефа наибольшее влияние оказывают вертикальные движения в результате которых земная кора поднимается и опускается
. Новейшие тектонические движения.

Скорость и высота вертикальных неотектонических движений в некоторых районах были очень значительны. Большая часть современных гор на территории России существуют только благодаря новейшим вертикальным поднятиям, так как даже молодые, сравнительно недавно образовавшиеся горы разрушаются за несколько миллионов лет. Кавказские горы, несмотря на разрушающее воздействие внешних сил, были приподняты на высоту от 4000 до 6000 м. Уральские на 200—600 м, Алтай — на 1000—2000 м. Крупнейшие равнины России тоже испытали незначительный подъем — от 100 до 200 м. В тех местах, где земная кора опускалась, возникли впадины морей и озер, многие низменности.

Движения земной коры происходят и сейчас. Большой Кавказский хребет продолжает подниматься со скоростью 8—14 мм в год. Несколько медленнее растет Среднерусская возвышенность — около 6 мм в год. А территории Татарстана и Владимирской области ежегодно опускаются на 4—8 мм.

Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.




























1 группа Внешние процессы, формирующие современный рельеф. ,Все процессы разрушения горных пород называются выветриванием.

Выветривание может быть физическим, химическим и органическим.

При физическом (механическом) выветривании под влиянием колебаний температур, давления, влажности ослабевает прочность горных пород, оказавшихся на поверхности по, в продах образуются трещины, частицы пород отламываются.

При химическом выветривании изменяется состав горных пород под влиянием солей, кислот и оснований, содержащихся в воде и в воздухе; горные породы разрушаются или образуются новые минералы. Растворение может привести и к образованию карстовых форм рельефа ( в известняках)- воронок на поверхности и пустот, пещер под землей.

Органическое выветривание - это результат деятельности живых организмов ( термитники, сурочины, сусликовины, коралловые рифы).

Лишайники, как пионеры растительности, первыми поселяются на обнажённых породах и медленно разрушают их.

В физическом выветривании и перемещении пород главную роль играют процессы, связанные с деятельностью ледников, текучих вод, ветра и деятельности человека. Под их воздействием разрушаются крупные и образуются средние и мелкие формы рельефа. 



















2 группа

Флювиальные формы рельефа- созданные деятельностью текучих вод. Реки, ручьи (временные водные потоки) размывают земную поверхность. В результате их разрушительной деятельности образуются формы рельефа, называемые эрозионными. Это речные долины, балки, овраги.

Овраги — крутосклонные рытвины на возвышенности, образованные талыми или дождевыми водами. Овраги постепенно растут. Они настоящая беда для сельского хозяйства, разбивая поля на мелкие участки, они затрудняют их обработку. В России насчитывается более 400 тыс. крупных оврагов с общей площадью 500 тыс. га. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны ее более пологие и они заросли травой, кустарником или лесом. (Среднерусская, Приволжская возвышенности)




Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая эрозионный рельеф, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек и на пологих склонах. Особенно много материала переносят реки. Плоские равнины, созданные речной аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся полосами вдоль русел рек. Особенно характерны они для низких равнин и межгорных котловин. Большие площади эти формы рельефа занимают на Западно- Сибирской равнине.




3 группа

Деятельность ледников. Гляциальные- ледниковые формы рельефа. 

В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений. В некоторых районах — центрах оледенения — на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал и горы Бырранга на полуострове Таймыр

Толщина льда в некоторых из них достигала 3000 м. Под действием собственного веса ледник сползал на юг, на прилегающие территории. Там, где проходил ледник, земная поверхность сильно изменялась. Местами он выпахивал понижения. Лед шлифовал скалы, оставляя на них глубокие царапины, образовывая округлые скалы- «бараньи лбы». Вместе со льдом перемещались скопления огромных камней (валунов), песка, глины, щебня. Эта смесь разнообразных горных пород получила название морены. В южных, более теплых районах ледник таял. Морена, которую он нес с собой, откладывалась в виде многочисленных холмов, гряд, плоских равнин. Созданные древним оледенением формы рельефа лучше всего выражены на Русской равнине (Валдайская, Смоленско- Московская возвышенности, Мещерская низменность).


Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах- карах,цирках. Когда ледник двигается вниз по горной долине он расширяет и углубляет ее, образуя корытообразную долину- трог. В более низких местах ледник тает, а принесенная им морена остается.(Карелия, Кольский полуостров)
























4.Группа.

Деятельность ветра. Эоловые формы рельефа, названные так по имени греческого бога Эола- повелителя ветров. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески, лишенные растительности. Под его воздействием образуются дюны, песчаные холмы и гряды, барханы, каменные грибы, эоловые многогранники, песчаные шары, решетка из железистого песчаника. Они распространены на Прикаспийской низменности, в Калининградской области (Куршская коса).





Работа ветра





Разрушительная

(выдувание, обтачивание, перенос пород)



Созидательная

(перенос и накопление мелкодробного материала)

(примеры форм рельефа)

  1. ущелья;

  2. пещеры;

  3. ниши;





(примеры форм рельефа)

  1. барханы;

  2. дюны;

  3. такыры;







Формулировка вывода

Итак, все процессы, изменяющие рельеф, можно объединить в 2 группы –внутренние-эндогенные, внешние-экзогенные.

Внутренние быстро изменяют рельеф, а внешние медленно разрушают поверхность крупных форм рельефа. Вывод в конспект.

  1. Закрепление новых знаний

Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: 1.балки, 2.морена, 3. дюны, 4. троги,

5. барханы, 6. кары, 7. овраги, 8. бараньи лбы.

Эоловые________________________________________________

Гляциальные_____________________________________________

Флювиальные_____________________________________________


Эоловые 3, 5

Гляциальные 2, 4, 6,8

Флювиальные 1, 7

  1. Рефлексия.

Вернёмся к цели и задачам урока? Выполнили поставленные задачи?

Испытывали ли затруднения?

С каким настроением уходите с урока?

  1. .Домашнее задание

К внешним процессам также относится и деятельность человека и выветривание. Используя текст параграфа 16 и ресурсы интернет самостоятельно заполнить таблицу, начатую на уроке, все новые термины с определениями записать в словарик.


























Темы для учащихся 8 А класса по теме

Особенности рельефа России.

  1. Внутренние силы, формирующие рельеф ( факторы, места распространения, причины, примеры форм рельефа на территории России, сформированных под воздействием внутренних сил)
  2. Внешние силы, формирующие рельеф ( факторы, места распространения, причины, примеры форм рельефа на территории России, сформированных под воздействием внешних сил)
  3. Древние оледенения на территории России. Влияние ледника на формирование рельефа страны (определение понятий «покровный ледник», «центры оледенений»; формы рельефа, сформированные под влиянием ледника (желательно в виде схемы), примеры, места)
  4. Флювиальные формы рельефа (причины образования, примеры, места распространения на территории России)
  5. Эоловые формы рельефа (причины образования, примеры, места распространения на территории России)
  6. Карстовые формы рельефа (причины образования, примеры, места распространения на территории России)
  7. Антропогенные формы рельефа (причины образования, примеры, места распространения на территории России)-



  • Презентация по теме - 6-9 слайдов!!!

  • Напоминаю о разумном соотношении текста и иллюстраций на слайде!!!! (текст у вас может быть дополнительно в виде сообщения, но не на слайде)

  • Обязательно наличие карт!!!!

  • Презентацию надо ЗАЩИЩАТЬ, а не читать текст со слайда!!!

  • Время на защиту НЕ БОЛЕЕ 5 МИН!!!

  • Учитывайте это при подготовке выступления!!!

  • Желательно, сделать модель выбранной вами экзогенной формы рельефа и продемонстрировать ее образование.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "Скульптура поверхности"

Автор: Иващенко Светлана Николаевна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:"Современная скульптура" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-sovriemiennaia-skul-ptura"
    ["file_id"] => string(6) "111603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407672547"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока ИЗО на тему : Знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой). "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-izo-na-tiemu-znakomstvo-s-riel-iefom-i-krughloi-skul-pturoi-mielkoi-plastikoi"
    ["file_id"] => string(6) "190996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427260826"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Виды изобразительного искусства" в школе I-II вида "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-vidy-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-shkolie-i-ii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "198069"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428342378"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Роспись посуды в стиле Гжель" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-rospis-posudy-v-stilie-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "134179"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416678601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства